Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий с помощью ИКТ через краткосрочные образовательные практики
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий с помощью ИКТ через краткосрочные образовательные практики.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий момент важный и ответственный. Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в РФ. Как считают опытные воспитатели и педагоги, именно в стенах дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности. Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений. Современных детей можно легко увлечь и привлечь к данной теме с помощь информационно-комуникационных технологий. Так, например знакомство с профессией мультипликатора и создание мультфильма своими руками перейдет в увлекательное приключение, а в итоге дети – создатели своего мультфильма, могут ответить кто такой мультипликатор и представить на суд зрителей свой проект. Такая практика ведется в нашем детском саду. С помощью ИКТ, в виде краткосрочных образовательных практик с детьми с ОВЗ проводится знакомство детей с миром профессий.
Здесь приведен заключительный этап знакомство с профессией мультипликатора - сценарий, матрица проекта краткосрочной образовательной практики «Мой мультфильм».
ЦЕЛЬ: создать мультфильм «Сказка о мальчике Феде, который не любил мыть посуду».
ЗАДАЧИ:
- познакомиться с историей мультфильма;
- проанализировать принцип «оживления» при создании мультфильма;
- провести классификацию мультфильмов.
- заинтересовать детей созданием мультфильма;
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы хотим пригласить вас в волшебную страну.
Все в мире любят мультики,
Я тоже их люблю.
Цветные карапузики,
Разбудят по утру.
Там волшебство сбывается,
Известно всем давно.
Там зло всё превращается,
Конечно же в добро.
.
Ребята, вы догадались в какой волшебной стране мы сегодня побываем?
Дети: в стране мультфильмов
Воспитатель: Молодцы, сегодня мы побываем в «Мультипликации – стране для волшебников». А почему я назвала Мультипликацию страной волшебников?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Да, каждый мультфильм дарит нам прекрасный и удивительный мир фантазии. В нем обитают популярные, давно полюбившиеся нам герои. Каких вы знаете мультгероев?
Дети перечисляют мультгероев.
Воспитатель: Этот мир реальный и сказочный. Персонажи там ведут себя совсем как живые - они радуются, грустят, совершают самые невероятные чудеса. Но это никого не удивляет. Ведь мы привыкли, что в мультипликации все возможно. И редко кто задумывается: а как же происходит это чудо? Когда и как возникла эта страна?
Ведущий мастер-класса: История анимации очень богата, а начало её лежит глубоко в древности. Стремление, оживить свои рисунки, прослеживается по артефактам самых древних цивилизаций. Изображения бегущих спортсменов или охотников, несущих добычу, играющих детей или жрецов, поклоняющихся тому или иному богу – всё это изображения, предполагающие реальное действие.
Ведущий мастер-класса: С течением времени люди стали находить всё новые способы в действительности оживить нарисованные картинки, для чего создавались различные приспособления. Изобретатель из Франции Эмиль Рейно придумал один из лучших приборов - праксиноскоп. Этот аппарат позволял демонстрировать движущиеся картинки. А днем появления мультипликации считается 28 октября 1892г, так как именно в этот день Эмиль Рейно смог продемонстрировать светящиеся картинки на публике. Так зародилась мультипликация!
Ведущий мастер-класса: Самым первым мультфильмом считается работа «Смешные лица» американца Джеймса Стюарта Блэктона, Он был карикатуристом-художником и создал небольшой мультфильм, в котором последовательно менялись картинки нарисованных человеческих гримас.
Ведущий мастер-класса: В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы.
Ведущий мастер-класса: В 1928 году произошло сразу два знаменательных события в истории мультипликации, причем оба связаны с именем Уолта Диснея. Во-первых, в этом году был создан самый знаменитый анимационный персонаж в мире - мышонок Микки Маус, а во-вторых, вышел первый в истории мультфильм со звуком, который назвали "Пароходик Вилли". А спустя всего 4 года Уолт Дисней снова перевернул мир мультипликации, сделав самый первый цветной мультфильм в мире. Он называется "Цветы и деревья"
Ведущий мастер-класса: В 1936 год в СССР была основана киностудия «Союздетмультфильм» (после ее переименовали в «Союзмультфильм») На ней были созданы шедевры советской мультипликации: мультфильмы «Пластилиновый ежик», «Ну, погоди», «Крокодил Гена», «Ежик в тумане» и другие.
Ведущий мастер-класса: В 1937 год Уолт Дисней выпустил свой первый полнометражный мультфильм — «Белоснежка и семь гномов» по сказке братьев Гримм. Этот мультфильм принес Диснею огромный успех: всемирную популярность, восторженные отклики.
Ведущий мастер-класса: В настоящее время мультипликация достигла больших успехов. Мультфильмы стали делать при помощи компьютеров. Появилась 2D и 3D анимация. Самый первый компьютерный мультфильм показанный на больших экранах в кинотеатрах был мультфильм «История игрушек».
Ведущий мастер-класса: Ребята, а давайте поиграем в игру-эстафету «Собери мультфильм». (Дети стоят в 2-х колоннах, на расстоянии от них лежат кадры из мультфильмов. Для этого задания приглашается два участника от команды, они получают конверт с кадром из мультфильма. Задание: отобрать среди других кадров те, которые относятся именно к этому мультфильму. Нужно добежать до кадров и выбрать нужный, затем вернуться к своей команде, передать эстафету следующему участнику. Когда участники команды соберут все кадры необходимо сказать название мультфильма, назвать его главных героев).
ПРОБЛЕМА
Ведущий мастер-класса: мультфильмы называют детской радостью, потому что дети очень любят их смотреть, а их производством занимаются взрослые, сможем ли мы сами создать мультфильм?
Ведущий мастер-класса: «Мультипликация» в переводе с латинского обозначает размножение, увеличение, возрастание и используется как синоним слова «анимация». В переводе с латинского «анима» - душа, а значит «анимация» - переводится как одушевление, оживление. Мы решили узнать, как же происходит «оживление» и создать свой мультфильм.
Ведущий мастер-класса: Для начала мы провели небольшой опыт: взяли два листочка бумаги, на одном нарисовали человечка, который не улыбается и ручки у него опущены вниз, на другом листочке наш человечек улыбнулся и поднял ручки вверх. Затем верхний листочек блокнота с первой картинкой намотали на карандаш и катали его по нижней картинке вперед-назад как скалку и мы увидели, как наш человечек начал улыбаться и махать ручками. Это и есть анимация – одушевление героя.
Так мы выяснили принцип «оживления» -это показ последовательно изображенных движений.
Ведущий мастер-класса: Чтобы лучше понять этот принцип давайте поиграем в игру «Замедленное движение». Вы будете неподвижными фигурками. Застыли! Сейчас вы будете постепенно оживать – например, нам нужно будет поднять обе руки вверх, соединить ладони и опустить руки вниз. Но делать мы это будем постепенно, покадрово. На экране вы видите фотоаппарат, который пошагово, кадр за кадром будет снимать ваши ФАЗЫ движения. Итак, начали!
Ведущий мастер-класса: Так же делают мультфильм каждое движение, каждый шаг, каждое изменения героев фотографируют. Фотографий приходится делать много для короткого мультика в 1 мин – около 100 фото.
Ведущий мастер-класса: Изучив информацию о мультфильмах мы решили поделить их на группы. Мультипликация бывает по способу производства рисованная (классическая, анимэ), объемная (кукольная, пластилиновая, перекладная, порошковая), компьютерная. Техника может быть смешанная; по продолжительности мультфильмы бывают короткометражные, полнометражные, мультсериалы; по целям образовательные, развивающие, воспитательные, развлекательные, проблемные.
СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ.
Ведущий мастер-класса: Мы узнали, как делают мультфильмы и решили, что наш мультфильм будет короткометражным, перекладным, пластилиновым, воспитательным. Мы собрали команду: режиссера, сценариста, художника, композитора, актеров, специалиста по монтажу.
Ведущий мастер-класса: Сценарий выбрали соответственно теме недели «Буду, буду я посуду и любить и уважать» сказку «Сказка о мальчике Феде, который не любил мыть посуду», чтобы привлечь внимание детей к проблеме грязной посуды, лени, вранья, и показать к чему все это может привести.
Ведущий мастер-класса: Мы решили, что для создания своего мультфильма нам понадобится:
- цифровой фотоаппарат.
- штатив (без штатива мультфильм не получается).
- освещение.
- стол, где будет располагаться сцена мультфильма.
- микрофон, наушники для озвучивания мультфильма
- компьютер с программой монтажа
- материал к мультфильму: пластилин, сцена, на которой будут располагаться фон, декорации, герои.
Ведущий мастер-класса: Мы подготовили фон, декорации, создали героев. Приступили к съемке: согласно сценарию, мы располагали героев на сцене, фотографировали каждое их движение, перемещение. Затем все это разместили в компьютер, где при помощи компьютерной программы не без помощи взрослого произвели монтаж мультфильма, расположив все кадры по порядку. Следующий этап работы – это озвучивание нашего мультфильма, наложение звука, музыки и наш мультфильм готов! Приятного всем просмотра!
Ведущии мастер-класса хором:
Взяли бумагу, пластилин,
Создали сенсацию —
Теперь мы — специалисты,
Мастера анимации!
Спасибо за внимание!
КРАТКОСРОЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА: «МОЙ МУЛЬТФИЛЬМ»
ЦЕЛЬ: способствовать формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ: развивать воображение, творческие способности, коммуникативные навыки и познавательный интерес. Проанализировать процесс создания мультфильма.
КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: воспитанники подготовительной группы.
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 6,5 академических часов.
Наименование тем | Теоретические часы | Практические часы |
Просмотр презентации «История возникновения мультфильма» | 0,5 | 0,5 |
Исследование: опыт «Оживи человечка», анализ «Классификация мультфильмов» | 0,5 | 0,5 |
Создание мультфильма. Теория «Создание мультфильма» Практика «Создание мультфильма»: Обсуждение, составление сценария Создание декораций, лепка героев Съемка мультфильма Монтаж мультфильма Озвучивание мультфильма | 0,5 | 3 |
Детский мастер-класс для других воспитанников. | 1 | |
ИТОГО: | 1,5 | 5 |
КОП «Мультфильм» развивает у детей воображение, творческие способности. В ходе реализации данной практики дети узнают историю появления мультфильмов, принцип «оживления» анимационных героев, процесс покадровой съемки каждого движения героев, как происходит монтаж, озвучивание и «сбор» готового мультфильма, что будет способствовать развитию их познавательного интереса. Знакомство с миром мультипликации дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Работа над мультфильмом формирует навык работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач, а также личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат.
Матрица к проекту «Мультфильм»
ЦЕЛЬ: развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста
Этап | Продукт на выходе | Виды деятельности | Роли, которые исполняют дети | Материал | Источник информации | Привлечение родителей | |||
Проблема: «Мультфильмы называют детской радостью, потому что дети очень любят их смотреть, а их производством занимаются взрослые, сможем ли мы сами создать мультфильм?» Задача: формировать первоначальные представления о мультипликации. 1 этап - подготовительный | |||||||||
Просмотр презентации «История возникновения мультфильма» | Вживание в проблему | просмотр | зрители | презентация | воспитатель | --- | |||
Проектирование Задачи: - развивать познавательный интерес детей; учить анализировать, развивать логическое мышление, делать обобщение 2 этап - аналитический | |||||||||
Поиск информации | |||||||||
Опыт: «Оживи человечка», «Человечек в блокноте» | видео ролик | творческая | художники-аниматоры | Два листа белой бумаги размером 7*12 см, простой карандаш, блокнот, карандаш | воспитатель | ---- | |||
Классификация мультфильмов | схема | аналитическая | исследователи | Картинки разных видов мультфильмов | воспитатель | --- | |||
Продукт 3 этап – практический Задача: - развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проанализировать процесс создания мультфильма. | |||||||||
Создание мультфильма | мультфильм | продуктивная | создатели | Бумага, пластилин, картон, фотоаппарат, штатив, стол, сцена, ноутбук, проектор. | Воспитатель, дети | помощники | |||
Презентация IV этап - контрольный Задача: формировать потребность поделиться личным опытом в создании мультфильма, показать готовый продукт сверстникам | |||||||||
Мастер-класс по созданию мультфильма, мультфильм: «Сказка о мальчике Феде, который не любил мыть посуду» | Рассказ, Презентация показ | Доклад | Докладчики | мультфильм | дети | слушатели |