Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Светлана Александровна Холина
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №14 "Весёлые звоночки" (отделение "Дельфинчик") "
Краткое описание работы: значение и классификация праздников в ДОУ у старших дошкольников.

Дата публикации: 2022-04-19 Значение и классификация праздников в ДОУ у старших дошкольников. Светлана Александровна Холина МБДОУ ЦРР детский сад №14 "Весёлые звоночки" (отделение "Дельфинчик") " значение и классификация праздников в ДОУ у старших дошкольников.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Значение и классификация праздников в ДОУ у старших дошкольников.

Скачать работу


Теоретический аспект праздников в детском саду как средства формирования дружеских отношений у старших дошкольников

1.1. Значение и классификация праздников в дошкольном образовательном учреждении

Одной из форм детской деятельности, способствующей всестороннему развитию личности детей дошкольного возраста, являются праздники. Художественное оформление и эстетика предметно-пространственной среды праздника способствуют созданию у ребенка положительных эмоций, возникновению чувства причастности к творческому процессу, ощущению значимости мероприятия для сверстников и взрослых, для всего детского сада. В процессе организации и проведения праздника расширяются границы проявления и раскрываются творческие способности, творческая индивидуальность взрослого и ребенка (25, С. 94).

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

В словаре С.И. Ожегова понятие праздник раскрывается следующим образом – это день торжества установленный в честь кого или в память кого , чего – нибудь. (40, С. 511)

Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, а также формирования дружеских взаимоотношений между сверстниками

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями , присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года, дни рождения членов царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувство патриотизма, любви к родине у детей и взрослых.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...». (25, С. 94)

Одним их важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это указывал Е.А. Аркин, причем он подчеркивал, что малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Выполнению этого условия способствуют праздники, проводимые в детском саду (16, С. 31).

О воспитательном значении праздников и развлечений писал В.А. Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»...

Праздники доставляют детям радость, они охотно рассказывают о том, что их радует: «Был праздник 9 мая. Я очень радовался. На улице было много военных, ветеранам дарили цветы. Было много огоньков. Вечером мы ходили смотреть салют. В детском саду у нас был праздник, мы пели песенки, танцевали, поздравляли военных и ветеранов» - рассказывает Витя (6 лет 3 мес.). Праздники являются средством воспитания у ребенка разнообразных чувств – эстетических, нравственных, способствуют формированию коллективизма, дружелюбия, ответственности.

Праздники расширяют интересы детей, побуждают любознательность, поисковую деятельность. Часто праздники становятся эмоциональным завершением циклов тематических занятий, например: «Наш дом – Земля», «День рождения Республики Татарстан», и др. Праздники – это своеобразный итог, проверка уровня знаний, сформированности отношений между ребятами, между взрослым и детьми.

Эмоциональное воздействие праздников заключается в том, что дети включаются в воображаемые ситуации, становятся непосредственными участниками воображаемых событий, могут проявить свою смекалку, ловкость, творческие способности.

Воспитательное значение праздников состоит в том, что они носят коллективный характер. Дети объединяются на основе общих переживаний, общих интересов. В процессе подготовки к празднику дети вступают во взаимоотношения сотрудничества, которые регулируются определенными нравственными нормами (39, С. 41).

В педагогической литературе праздники рассматривались, прежде всего, как средство эстетического воспитания, развивающее эмоциональную сферу ребенка, эстетические чувства, совершенствующее ребенка физически. В большинстве случаев праздники в детском саду исследователи рассматривают как деятельность, несущую зрительно-эмоциональное наслаждение, как гармоничное сочетание музыки, пения, танца, художественного оформления.

Л.П. Печко отмечает, что детские праздники - это экспрессивные способы самовыражения и художественного общения между детьми, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции, которые стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи (25, С. 52).

Музыкальные художественные образы, выраженные в действе праздника, несут в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития детей.

Детские праздники воспитывают способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его, делают жизнь ребенка более содержательной, яркой и богатой. Они оказывают большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил А.С.Макаренко, - и другое дело – привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью».

Праздники рассматриваются, в основном, как средство эстетического воспитания дошкольников, поэтому сочетают различные виды искусств. Подбирается разнообразный материал - и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например: «Встречаем Новый Год!». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы, разгадывают загадки, участвуют в шутливых соревнованиях и т.д. (10, С. 18)

Такие праздники доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

В «Программе от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы предусмотрены общенародные праздники, такие как Новый год, День защитника отчества, 8 марта, День победы. Тематические праздники и развлечения, театрализованные представления, музыкально-литературные развлечения, посвященные изучению творчества различных композиторов, писателей, поэтов, русскому народному творчеству. (14, С. 201)

Современный педагогический процесс формируется в новых условиях развития общества, характерными чертами которого являются деидеологизация, деполитизированность, поэтому и характер праздников в детском саду стал более широким, появились праздники народного, национального характера, религиозные праздники, праздники местного значения и др.

Праздники в дошкольном образовательном учреждении имеют свою классификацию, рисунок 1.

Классификация праздников в дошкольном образовательном учреждении

Праздники, связанные с общественной жизнью

Праздники, связанные с народными, религиозными, традициями, народным творчеством

Праздники, отражающие события местного значения

Тематические праздники и развлечения

Рис. 1. Классификация праздников дошкольном образовательном учреждении

Праздники, связанные с общественной жизнью: 23 февраля – День защитников Отечества, 9 мая – День Победы, 12 июня – День независимости России, День независимости Республики Татарстан и др.

Праздники, связанные с народной и религиозной традицией, народным творчеством: Пасха, Детский Сабантуй, Масленица, Рождество, Новый год;

Праздники, отражающие события местного значения: День города, праздник Цветов;

Тематические праздники и развлечения: юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы, «Провожаем в школу», «Каждый детсадовец – птице друг» и др.

Художественное слово, танец, музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Эти искусства близки нашим детям, они призваны помогать личности ребенка расти и развиваться.

Праздники и развлечения в дошкольном образовательном учреждении имеют свою определенную структуру, которая включает: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.

Так же нам хотелось бы рассмотреть и развлечения. Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.

По степени активности участия детей развлечения делятся на три вида: 

  1. дети являются только слушателями или зрителями;
  2. дети – непосредственные участники;
  3. участники – взрослые и дети.

При организации развлечений первого вида мы привлекаем детей к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно - досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно-досуговой деятельности воспитателя – важная форма работы детского сада с семьей.

Таким образом, праздники в детском саду являются не только средством эстетического воспитания, развития творческих способностей, но и важным средством нравственного воспитания, показателем глубины чувств и представлений детей, в том числе дружелюбия в детском коллективе. А принятая классификация праздников и развлечений в детском саду позволяет решать комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического и эстетического воспитания.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Игры, Нравственное воспитание, Праздники, Развлечения, Сказки, Театрализованные представления.

Post navigation

формирование дружеских отношений между детьми в старшем дошкольном возрасте посредствам праздника
Методические требования организации праздников для старшего дошкольного возраста.
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022