Возможности формирования функциональной грамотности в обучении английскому языку
Возможности формирования функциональной грамотности в обучении английскому языку
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь.
Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение, а также особые задания.направленные одновременно и на развитие навыков, и на формирование функциональной грамотности.
Каждое задание должно отвечать таким требованиеям:
- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым и ясным языком;
используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
УМК «Sportlight» предлагает множество упражнений ,которые способствуют формированию функциональной грамотности. Для примера взят учебник для 5 класса, но подобные типы упражнений вводятся с начальной школы и до старшей на основе соответствующей лексики и грамматических структур.
Пример задания на формирование математической грамотности. Такие упражнения развивают навыки диалогической речи, а также являются примером задания на формирование финансовой грамотности
В данном упражнении предлагается расположить монеты по возрастанию стоимости, а также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить.
Формированию естественнонаучной грамотности способствуют разделы УМК English across the curriculum, которые отражают межпредметные связи и развивают речевые навыки.
Обучающиеся, выполняя задания по изучающему чтению, актуализируют знания о солнечных часах и одновременно могут применить эти знания для изготовления собственной модели солнечных часов.
Глобальные компетенции понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Можно сказать, что все обучение иностранному языку, а английскому как языку межнационального общения в частности, где социокультурный аспект выделен в отдельную цель обучения, способствует развитию глобальных компетенций.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности, а именно базовое направление.
Поскольку чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей, то и формирование читательской грамотности является важной задачей. Формируя и развивая навыки просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения.
К отличительных особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:
- большой объем неадапритованного текста;
- информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…
- интегрированные задания;
- так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.
Акцентирую внимание на применение несплошных текстов
Несплошные тексты – это реклама в СМИ, ценники продуктов, этикетки на товарах, инструкции к товарам, различная реклама, буклеты, объявления в библиотеке, посты в блогах, документы, удостоверяющие личность и т.п. Именно на основе работы с такими текстами формируется способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности: прочитать и понять объявление (рекламу, афишу т.д.), заполнить бланк (миграционную карту, анкету и т.д.), написать письмо, e-mail и т.д. На основе данных текстов спроектированы учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности в области чтения.
Задачи данного упражнения:
1. Развитие умений ознакомительного чтения.
2. Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста (с переносом на личный опыт).
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо в УМК Spotlight, формируют навыки работы с информацией в процессе чтения: выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию, структурировать информацию текста. Игровые приёмы, групповые формы работы, частая смена деятельности всегда нравятся учащимся. Основой данной технологии является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, на котором построено обучение иностранным языкам , предусматривающий интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем. Разнообразные приёмы технологии развивают умение прогнозировать информацию, творчески интерпретировать её, задавать вопросы
Без применения заданий на формирование функциональной грамотности невозможно современное обучение иностранным языкам и одновременно это способствует повышению мотивации обучающихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.