Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Проценко Ирина Михайловна
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ЗГУ Политехнический колледж
Краткое описание работы: Современное общество – это общество высоких технологий. Каждый человек так или иначе сталкивается с социумом. Детский сад, шко-ла, работа, досуг – в каждой сфере люди взаимодействуют друг с другом. Общение происходит на разных уровнях: от банального разговора до жестов и тело-движений.

Дата публикации: 2022-05-22 Влияние социальных сетей на молодежь Проценко Ирина Михайловна ФГБОУ ВО ЗГУ Политехнический колледж Современное общество – это общество высоких технологий. Каждый человек так или иначе сталкивается с социумом. Детский сад, шко-ла, работа, досуг – в каждой сфере люди взаимодействуют друг с другом. Общение происходит на разных уровнях: от банального разговора до жестов и тело-движений.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Влияние социальных сетей на молодежь

Скачать работу


Влияние социальных сетей на молодежь

1 Теоретические основы проблемы общения подростков

Современное общество – это общество высоких технологий.

Каждый человек так или иначе сталкивается с социумом. Детский сад, школа, работа, досуг – в каждой сфере люди взаимодействуют друг с другом. Общение происходит на разных уровнях: от банального разговора до жестов и телодвижений.

Межличностные отношения – это взаимодействие человека с другими людьми или группой людей. В первую очередь, к такому общению относится устная или письменная речь.

Межличностные отношения – совокупность взаимодействий между людьми.

Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических).

Формы отношений разделяются на несколько категорий:

1 Знакомый. Вы можете знать человека в лицо, но не здороваться или ограничиваться приветствием. Может быть, вы общаетесь на общие темы, но недолго и только при случайной встрече.

2 Приятель и товарищ. Это разные вещи: приятель – еще не друг, но человек, явно нам не безразличный; товарищ – человек, с которым мы сотрудничаем, например, коллега по работе.

3 Дружба и любовь. Это самые высокие уровни привязанности: ради таких людей мы готовы на все.

Но человечество непрерывно развивается, поэтому неизбежно образуются новые языки общения. Настоящий феномен людских отношений – социальные сети. Даже не заметили, насколько плотно они вошли в нашу жизнь. Никто не задумываемся об их пользе и вреде, влиянии на реальную жизнь и социализацию.

1.1 Новые схемы общения и их последствия

Социальные сети позволили людям освоить новые схемы общения. Каждый получил возможность делиться событиями из повседневной жизни, публиковать фотографии, следить за жизнью своих друзей и знакомых. Все это пробудило в людях желание быть успешными, выглядеть лучше, чем на самом деле, в конце концов, быть не хуже других пользователей, выставляющих свою жизнь напоказ.

Считается, что социальные сети положительно влияют на коммуникативные навыки пользователей, так как позволяют общаться людям далеким друг от друга, или людям не приемлющих непосредственного контакта.

Статистика поражает: по данным на октябрь 2021 года, во всем мире социальными сетями пользуются 4,14 млрд человек, что на 12,3% выше показателей предыдущего года!

Получается, больше половины всех людей на планете в том или ином виде пользуются социальными сетями.

Межличностные отношения в интернете порождают множество трудностей, противоречий и неадекватных способов общения. Интернет как сплачивает, так и разделяет людей, как помогает, так и вредит.

Согласно исследованиям, каждый год среднее время пребывания в интернете увеличивается на полчаса: в 2017 году оно составляло 6 часов 20 минут в день, а в 2019 – почти 7. Российские пользователи вырвались вперед, проводя в сети около 8 часов в день (таблица 1).

Таблица 1 – Статистика о времени пребывания в интернете

Год

Кол-во часов

%

2017

6 ч 20 мин

26,3

2018

6 ч 50 мин

28,5

2019

7 ч

29,2

2020

7 ч 30 мин

31,3

2021

8 ч

33,3

Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план.

Подростковый возраст – возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами – семьей, друзьями, социальными институтами. Современная Интернет-среда, являясь социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.

Общение посредством  интернета, а в частности социальных сетей,  имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей можно отметить следующие:

1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в  сети  может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие  протекания процессов межличностного  восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.

3. Добровольность  и  желательность  контактов. Пользователь добровольно завязывает  контакты  или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность  эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному  поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне  сети  роли, сценарии, ненормативного поведения. [7]

Мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:

  • психологические (место развлечения, социальные сети как единственное средство общения для подростков, потребность в общении)
  • социально-психологические (неудовлетворенность подростка самим собой, создание себе виртуального образа).

1.2 Изменение межличностных отношений посредством виртуальных

связей

Изначальным предназначением социальных сетей было объединение людей. Благодаря им появилась возможность поддерживать связь на расстоянии. Многие отыскали своих родственников, одноклассников, друзей детства.

1.2.1 Плюсы общения в интернете

1 Политическая и социальная осведомленность. Телевизор больше не является монополистом среди источников информации. Теперь вы можете пообщаться лично с жителем другого региона или приверженцем иных убеждений.

2 Свобода слова. Недовольство решениями властей, активистские движения и прочие моменты, трудореализуемые в реальной жизни, прекрасно работают в сети. При этом сами политики также активно высказывают свое мнение (например, Трамп не боялся писать радикальные твиты, переворачивая все вверх дном).

3 Развитие экономики. Пользователи могут высказывать свое мнение о конкретных товарах, услугах и компаниях. Сколько раз крупным корпорациям приходилось идти на уступки из-за массовых интернет-акций!

4 Рабочие процессы. Гораздо проще находить специалистов в сети. Коммуникация упрощается, так как многие вопросы можно решить удаленно. 

5 Новые знакомства. Порой даже среди близких друзей сложно найти человека по своим увлечениям. Но в сети огромное количество тематических форумов, групп в социальных сетях и чатов в мессенджерах. А если вы решили чем-то увлечься, то сможете напрямую пообщаться со специалистом.

6 Полезная трата времени. Согласитесь, даже из ленты с «мемчиками» иногда можно подцепить полезную информацию. Ожидая очереди, сидя в общественном транспорте или просто отдыхая, можно познавать мир и находить новых друзей.

7 Проще наладить контакт. Гораздо легче написать, а не наладить контакт и общаться «в живую».

8 Возможность создания групп по интересам. Каждый сможет найти то, что ему по душе, начиная от официальных групп любимых исполнителей, заканчивая обсуждением хобби, интересов. А с другой стороны во многом именно эта функция вызвала зависимость у молодежи. Подростки, которым по различным причинам не хватает родительской опеки, предоставлены сами себе и первые попадают в зависимость от социальных сетей.

1.2.2 Негативные стороны общения

Социальные сети стали в современных условиях мощными инструментом влияния на молодое поколение. Такие классические институты социализации как семья, школа, сверстники отошли на второй план. Иллюзорный, виртуальный мир становится все более притягательным для молодых людей. Он не только предоставляет возможность рассказать о своих чувствах, переживаниях, но и предоставляет возможность доступа к личной информации других людей. Погружаясь в него, они даже не задумываются о том, что есть вероятность формирования «зависимости от виртуальности». Убегая от реальных проблем в виртуальный мир, молодые люди, не осознавая это, начинают воспринимать его как часть реального.

Не имея доступа к контакту, такие пользователи, чувствуют себя одинокими, потерянными, оторванным от внешнего мира, испытывают чувство схожее с ломкой, что, безусловно, отражается на развитии человека, как полноценной личности, способной нормально функционировать в современном социуме.

Минусы общения в интернете.

1. Ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто молодые люди, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете человек может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.

Искусственные друзья в социальных сетях лишают молодых людей возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.

По статистике последних лет, почти 93% опрошенных подростков большую часть общения воспринимают как невербальный процесс, требующий дополнительных средств – эмотиконов. Речь о смайликах, эмодзи и прочих заменителях мимики и интонаций присущих живому общению.

2. Обнищание языка. Еще одним серьезным нарушением коммуникативных навыков, вследствие всеобщего использования социальных сетевых сервисов, является обнищание языка. Пользуясь мессенджерами люди часто применяют укороченные и сокращенные версии слов. Делается это для того, чтобы как можно быстрее записать свою мысль и отправить сообщение.

Велика вероятность того, что онлайн собеседник поймет ваш новообразованный сленг и, казалось бы, ничего страшного в этом нет, наоборот, очевидно преимущество. Но по статистике, сокращения из мессенджеров все чаще используются собеседниками в процессе живого общения, когда в укороченных словах нет явной необходимости. И эта тенденция только набирает обороты.

Впрочем, сокращение отдельных слов – это лишь полбеды, гораздо опаснее вопиющая безграмотность, с которой в соцсетях все похоже смирились и воспринимают как норму. Разумеется, молодежь, вследствие продолжительного онлайн общения, подобно губке впитывает неписанные правила сетевой орфографии и пунктуации. По мнению специалистов, негативные последствия описанного процесса можно будет наблюдать уже в обозримом будущем.

3. Фейсбук-депрессия, повышенная внушаемость и небывалая легкость в поисках работы.

Кибер-буллинг – агрессивные или унизительные комментарии в социальных сетях – особенно распространен в подростковых сообществах, но ему также часто подвергаются люди с определенной позицией по острым социальным и политическим вопросам.

Фейсбук-депрессию может спровоцировать ощущение ненужности и изоляции, которое возникает, когда посты набирают небольшое количество лайков.

Лайки – это простое выражение социального одобрения: не получая их, многие начинают переживать о том, нравятся ли они своим друзьям.

4. Низкая самооценка. Пользователи социальных сетей не всегда честны друг с другом: они редко рассказывают о своей настоящей жизни, чаще создавая некоторый идеальный цифровой слепок самих себя. Лента новостей в фейсбуке для многих выглядит как бесконечный праздник на чужих улицах: счастливые фотографии свадеб и отпусков, прекрасные дети и бесконечные новости о личных и карьерных достижениях. Сравнивая свою жизнь с историями «друзей», одни пользователи начинают завидовать другим. Постоянное сравнение себя с другими расшатывает и занижает самооценку и заставляет пользователей чувствовать себя «неудачниками» на фоне чужих идеальных селфи и историй успеха.

5. Прокрастинация. По одной из теорий, прокрастинация – это нарушение эмоционально-волевой сферы, при котором люди откладывают дела, до тех пор пока не выполнить их становится субъективно невозможно. Люди, которые не умеют контролировать себя (а согласно исследованиям, таких в социальных сетях немало), не могут заставить себя остановиться и заняться важными делами. Из-за этого у некоторых пользователей фейсбука возникает хроническое недосыпание, которое снижает умственные способности.

Когда школьники (студенты) много времени проводят в социальных сетях, их мозг занят бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой.

Но, например, прийти к решению жизненных проблем невозможно пока их ум озадачен пережевыванием интернет – жвачки, превращая их в бездумного и отчужденного зомби. Вследствие чего возникают проблемы с родителями, учёбой и т.д.

6. Формирование зависимости. Зависимости от социальных сетей особенно подвержены подростки. Официально ее нет ни в одной из классификаций заболеваний, однако западные и российские психотерапевты признают наличие подобной проблемы. Аддикция – это навязчивая потребность человека осуществлять какую-либо деятельность. Основным симптомом аддикции является негативное влияние объекта желания на общее качество жизни. Часто зависимые люди выпадают из жизни, у них сужаются сфера интересов и круг общения.

Отсутствие доступа к социальным сетям для таких людей сопровождается физическим и эмоциональным дискомфортом, а иногда и психосоматическими симптомами, например, тремором».

7. Повышенная внушаемость. Исследования показывают, что пользователи фейсбука в особенности подвержены влиянию своих подписчиков и часто становятся конформистами. Количество лайков под постом в социальной сети наглядно показывает, насколько он нравится вашему окружению. Большинство пользователей стараются публиковать контент, который потенциально нравится другим его подписчикам.

8. Большая удовлетворенность жизнью. Люди, которые используют социальные сети преимущественно для общения, чаще бывают довольны собой и жизнью в целом. Рост социального капитала приводит к осознанию собственной нужности и значимости.

9. Троллинг. Кто-то может считать это безобидной забавой, но на деле это серьезная проблема, ведь слова могут очень сильно ранить. И если в реальной жизни можно попасть под статью об унижении человеческого достоинства, то в социальных сетях проблематично привлечь пользователя за оскорбительные слова. Под угрозой находятся дети: наткнувшись на «тролля», ребенок может серьезно пострадать и получить психологическую травму.

Социальные сети дают пользователям лишь иллюзию общения.

Все это убедительно подтверждает, что проблема негативного влияния социальных сетей на молодежь и взрослых людей особенно актуальна в современном мире.

Подавляющее большинство подростков предпочитает проводит в сети большую часть своего свободного времени, нежели посетить выставку, театр или просто прогуляться с друзьями.

2 Экспериментальное исследование влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире

2.1 Характеристика базы исследования

Исследование проводилось на базе Политехнического колледжа Заполярного государственного университета в апреле 2022 года среди подростков 17-19 лет. В исследовании приняло участие 72 человека.

2.2 Результаты исследования и их интерпретация

Для изучения мнения подростков о социальных сетях было проведено анкетирование среди подростков 17-19 лет.

В результате анкетирования было выяснено, что все студенты зарегистрированы в социальных сетях (100% из числа опрошенных).

Все опрошенные подростки зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Телеграмм, YouTube).

Основными мотивами использования социальных сетей подростками являются:

1 Помощь в поиске и организации учебы – 16,7%.

2 Способ связи (общения) – 47.2%.

3 Развлечения (игры, музыка, фильмы, фото) – 80,6%.

Большинство респондентов проводят в социальных сетях более 6 часов в день (34%), однако есть и те, которые общаются в онлайн более 18 часов в день (8%), почти весь день, и на сколько хватит сил (4%).

Рассматривая вопрос, как часто подростки посещают социальные сети, ответы разделились на два основных: несколько раз в день – 54% и ежедневно – 25%. Естественно, поддерживая ответы наблюдением, видно, что подростки, пытаются посещать социальные сети в любую свободную минуту.

На вопрос: использование социальной сети как-то повлияло на ваш образ жизни, также получили неоднозначные ответы, три основных: помогло в учебе – 95%, помогло в личной жизни и общении с друзьями – 50%, помогло в организации досуга, в поиске групп по интересам – 45,8%.

Из всех опрошенных подростков практически одинаковое количество студентов общается с друзьями в социальных сетях – 48,6% и при личной встрече – 45,8%.

Настораживает та информация, что, большая часть опрашиваемых подростков (70,8%) уже не могут прожить без социальных сетей. При этом считают, что социальные сети вызывают зависимое поведение – 80,6%. Но не согласны с тем, что социальные сети негативно влияют на общение в реальном мире – 88,9%.

Можно сделать вывод о том, что влияние социальных сетей неоднозначно, но негативное влияние острее ощущается и влечет за собой более глубокие отрицательные последствия.

В результате проведенного анкетирования можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:

  • ограничение времени пребывания в сети;
  • поиск альтернативных способов времяпрепровождения (например, занятия спортом);
  • оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в образовательном учреждении, в семье, друзьям);
  • увеличение времени пребывания в компании друзей.

В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности.

Потребность в общении с себе подобными – одно из важнейших качеств нашей психики. Но степень выраженности этой потребности у разных людей неодинакова. Но при среднем уровне потребности в общении, страдает качество общения (невозможность грамотно говорить, логически выстраивать речевое сообщение).

Заключение

У большинства подростков, участвовавших в исследовании, выяснилось, что общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире. Общение подростков в социальных сетях имеет свои особенности. Общаясь в социальных сетях, подростки присоединяются к различным группам, субкультурам, знакомятся с разными людьми.

Проанализировав источники информации по данной теме, хочется отметить и негативное влияние общения в социальных сетях на подростков. Постоянное пребывание в сети может привести к информационной перегрузке мозга и отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье подростков. Кроме того, часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают трудности в завязывании реальных знакомств. Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Это приводит к снижению и недоразвитию навыков общения, умения подростков понимать и читать невербальные признаки общения, сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее выбрать правильную линию поведения. Фрагментарный характер общения в социальных сетях, легкость прерывания неугодных контактов не дает возможности подростку научиться решать сложные конфликтные ситуации общения. Часто конфликты, возникающие в общении онлайн (например, из-за негативных комментариев фото, статусов и т.д.) переходят в реальную жизнь.

Естественно, не упомянули все преимущества и проблемы виртуального общения. Однако уже можно сделать вывод: межличностные отношения сильно отличаются от реальных. В интернете нас никто не ограничивает, потому многие пользователи перестают себя контролировать.

Нет, не нужно объявлять войну всем виртуальным сетям и становиться аскетом. Но, как  здравомыслящие пользователи интернета, должны учиться грамотному подходу к современным технологиям.

Список использованных источников

1. Бурвикова Н.Д. «Ник в Интернете раскроет характер» - СПб.: Феникс, 2018.

2. Бурко Р. А., Терёшина Т. В. Социальные сети в современном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 607-608.

3. Губанов  Д.А.,  Новиков  Д.А.,  Чхартишвили  А.Т.  Социальные  сети:  модели  информационного  влияния,  управления  и  противоборства  /  Под  ред.  гл.-  корр.  РАН  Д.А.  Новикова.  М.:  Изд-во  физико-математической  литературы,  2010.  —  228  с.

4. Кузнецов, П. Социальная зависимость: о пользе и вреде соц. сетей / Павел Кузнецов // PR в России. – 2018. – № 1.

5. Левина М.И. «Влияние интернета на изменение языка общения»- СПб., 2019.

6. Сигман А. Социальные сети. – М.:Дрофа, 2014.

7. Чакрян Н.С. «Эволюция средств общения подростков в информационном пространстве» - «Урал», 2009.

Интернет - источники

  1. Судич Ю. В. Роль социальных сетей в жизни молодежи // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14.
  2. «Социальные сети в нашей жизни. ЗА и ПРОТИВ») - электронная версия журнала «Аргументы и факты» http://www.aif.ru/health/psychologic
  3. Ru. Wikipedia.org/wiki/
  4. http://internet. strana.ru
  5. www.psychology.ru
  6. www.potomy.ru/world
  7. www.vkontakte.ru

Анкета «Социальные сети в моей жизни»

1 Сколько времени вы проводите в Интернете

2 Зарегистрированы ли вы в каких-либо социальных сетях? (если да, то где именно?)

3 Посещаете ли вы социальные сети?

1 Да

2 Нет

4 Как часто вы посещаете социальные сети?

1 Несколько раз в день

2 Ежедневно

3 Несколько раз в неделю

4 Раз в несколько недель

5 Что является для вас основными мотивами использования соц. сетей?

1 Поиск друзей, одноклассников и общение с ними

2 Знакомство и общение с новыми людьми

3 Помощь в поиске и организации учебы

4 Группы по интересам

5 Способ связи

6 Развлечения (игры, музыка, фильмы, фото)

7 Самовыражения (социальная сеть помогает мне заявить о себе, показать свое творчество)

6 Помогает ли вам социальная сеть в организации личного досуга?

1 Да

2 Нет

7 Если у тебя друзья

1 Да

2 Нет

8 Использование социальной сети как-то повлияло на ваш образ жизни?

1 Помогло в учебе

2 Помогло в личной жизни и общении с друзьями

3 Помогло в организации досуга, в поиске групп по интересам

4 Никак не повлияло

5 Повлияло отрицательно на общение

6 Вызвало зависимость

7 Другое ____________________________________________________

9 Что для вас является приоритетом при использовании услуг, предоставляемых социальной сетью?

1 Наличие способа связи, экономящей средство и время

2 Возможность найти интересующую для меня музыку, фото, фильм

3 Способ поиска и обмена информации

10 Где ты чаще всего общаешься с друзьями?

1 В социальных сетях

2 В учебном заведении

3 Другое ____________________________

11 Согласны ли вы с тем, что существует тенденция к появлению зависимости человека от социальных сетей?

1 Да

2 Нет

3 Затруднительный вопрос

12 Согласны ли вы с тем, что социальные сети негативно влияют на ваше общение в реальном мире?

1 Да

2 Нет

13 Сможете ли вы прожить без соц. сетей?

1 Да

2 Нет

14 Приведите положительные черты влияния социальных сетей

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15 Приведите отрицательные черты влияния социальных сетей

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16 Заменяет ли интернет общение в реальном мире?

1 Да

2 Нет

17 Считаете ли Вы себя интернет - зависимым?

1 Да

2 Нет

3 Затруднительный вопрос

Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи Детский сад.

Post navigation

Сценарий урока по русскому языку в 7 классе по теме “Стили речи”
На космических просторах
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022