Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование » Виды обучения рассказыванию

Автор: Деева Людмила Анатольевна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 13"
Краткое описание работы: В детском саду разные виды обучения рассказыванию.

Дата публикации: 2017-06-12 Виды обучения рассказыванию Деева Людмила Анатольевна В детском саду разные виды обучения рассказыванию.
Просмотреть свитедельство о публикации


Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Виды обучения рассказыванию

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников.

Основная работа по развитию связной речи детей в детском саду происходит на непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. На этих занятиях дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказа.

В детском саду проводятся разные виды обучения рассказыванию, традиционными являются:

*Пересказ литературных произведений;

*Рассказ с использованием игрушек;

*Рассказ из личного опыта;

*Творческий рассказ.

Пересказ литературных произведений.

При обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умения связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонацию в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства языка.

Дети пересказывают народные сказки, короткие рассказы, произведения детских писателей. В подготовительной группе дети готовятся к пересказу текстов описательного характера.

Для лучшего восприятия детьми литературного произведения рекомендуется использовать – иллюстрации к тексту, предмет, относящийся к сюжету данной сказки или рассказа.

Если рассказ или сказка по объёму небольшие, то ребёнок пересказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям, ролям или отрывками, или с помощью опорных сигналов – картинок, графических символов, мнемотаблиц.

В подготовительной группе дети могут сами выбрать для пересказа текст из нескольких сказок или рассказов один, придумывают продолжение к прочитанному, пересказывают произведение от лица разных героев.

Рассказ с использованием игрушек.

На непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи широко используются игрушки. По одной игрушке или набору игрушек дети составляют описательные, а также сюжетные рассказы. Игрушки подбираются, чтобы намечалась чёткая сюжетная линия (например – кукла, чашка, чайник). Рассказы получаются очень интересные, служат предпосылками для возникновения режиссёрских игр.

Рассказ из личного опыта.

Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи или события. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети убеждаются в том, что обо всём окружающем можно рассказывать живо и интересно.

Часто придумывание рассказов из личного опыта происходит коллективно вне занятий. Дети составляют рассказ о том, что видели на улице, в детском саду, в гостях и т.д. К рассказыванию из личного опыта относится коллективное составление письма Деду Морозу, бабушке и т.д.

Творческий рассказ.

При обучении творческому рассказыванию воспитатели развивают умения детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, логически его выстраивать, в соответствии с замыслом выражать в языковой форме.

Есть различные варианты творческого рассказывания.

Придумывание продолжения и завершения рассказа.

Воспитатель рассказывает начало рассказа, завязку, а остальные события, приключения героев придумывают дети. Воспитатель подталкивает детей вопросами. Вопросы дают толчок творческому воображению. Темы детских рассказов могут быть реалистичными или сказочными.

Придумывание рассказа по плану воспитателя.

Здесь требуется больше самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем.

Даёт ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельной мысли. Некоторые рассказы объединяются одной темой и составляют серию.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Это самый сложный вид рассказывания. Чаще проводится под девизом: «Кто придумает интересную сказку или рассказ».

Сложнее для детей описательные рассказы о природе. Сначала необходимо уточнить представления о конкретном времени года, погоде, особенностях жизни животных, птиц. На начальном этапе обучения такому виду рассказывания можно использовать опорные сигналы – картинки, мнемотаблицы.

Хорошим толчком для развития детского речевого творчества является создание альбомов детских рассказов.

Развитие связной речи, обучение рассказыванию оказывает положительное влияние на все стороны развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

Поделиться:
Читайте также:  Дорожная карта формирования инженерного мышления дошкольников
Дошкольное образование старший дошкольный возраст. постоянная ссылка.

Post navigation

Презентация к уроку «Романтизм в творчестве М.Ю.Лермонтова»
Презентация по геометрии на тему «Объем шара»

Предметы

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность педагога
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Конспекты
  • Технологические карты
  • Twitter
  • Google
  • Facebook

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2019