Контроль – это неотъемлемая часть педагогического процесса. Автор толкового словаря по русскому языку Ожегов С.И. определяет контроль как «проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки».
Цели и задачи
С помощью контроля учитель непосредственно выявляет знания, умения и навыки учеников, приобретенные ими в течение определенного учебного курса занятий. Так устанавливается соответствие настоящего уровня приобретенных языковых, речевых и социокультурных знаний в области изучаемого языка у обучаемого с требованиями программного плана. В свою очередь для преподавателя итоги контроля являются оценкой качества собственной работы.
К целям контроля по иностранному языку относятся:
· оценка достижений учащихся;
· определение речевых умений;
· выявление сложившихся трудностей у отдельных учеников и класса в целом по пройденной теме;
· учет результативности каждого этапа обучения;
· предоставление возможности корректировки ошибок и восполнения пробелов в знаниях;
· стимулирование учебной деятельности и повышение мотивации;
· управление процессом обучения с возможностью внесения в него некоторых корректировок.
Задачи контроля на уроках иностранного языка:
· выявление несовершенств в выбранной тактике обучения;
· разработка плана построения дальнейшей модели преподавания;
· определение количественного показателя неуспеваемости в классе и его дальнейшее предупреждение.
Виды и формы
На каждом этапе всего курса иностранного языка, преподаваемого в отдельно взятом классе, учитель обязан контролировать знания учеников для того, чтобы быть в курсе истинной картины успеваемости. Он должен знать, на что особенно следует обратить свое внимание для восполнения некоторых упущенных моментов в процессе обучения детей. Виды контроля:
· исходный, выявляющий ту базу знаний, с которой ученик пришел изначально;
· текущий, определяющий степень овладения учениками новыми знаниями, преподаваемыми им на уроке;
· тематический, позволяющий учителю определить насколько эффективно отдельно взятый ученик усвоил тему занятия;
· итоговый, раскрывающий окончательные результаты приобретения знаний в конце учебного года.
Виды контроля предполагают использование учителем различных его форм:
· прохождение тестов;
· устная демонстрация знаний;
· сдача письменной работы.
Таким образом, форма контроля – это способ, благодаря которому учитель выявляет степень овладения учениками предоставленными им знаниями. Преподаватель на уроках иностранного языка в идеале должен использовать все перечисленные формы контроля.