Автор: Ткаченко Людмила Анатольевна
Учебное заведение: ГКОУ РО Матвеево Курганская школа-интернат
Краткое описание работы: открытое внеклассное мероприятие

Дата публикации: «В любое время года полна чудес природа» открытое внеклассное мероприятие
Просмотреть свитедельство о публикации

download22

«В любое время года полна чудес природа»

Цель: показать красоту и величие русской природы через литературные музыкальные произведения.

 

Задачи:

1 .Обобщить знания детей о признаках времён года.

2.           Расширять кругозор; развивать любознательность, мышление, наблюдательность, речь.

3.           Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Оборудование:

              плакат «Времена года»;

              выставка рисунков «Круглый год»;

              жетоны в форме снежинок, цветов, солнышек, листьев;

              плакаты с пословицами и поговорками о месяцах и временах года;

              костюмы «Зимы», «Весны», «Лета», «Осени»;

              шапочки с названием месяцев;

—         « Ягодный кроссворд»

              корзины — 2 штуки

              снежки (в виде ватных шариков);

              класс украшен снежинками, грибами, цветами, ягодами, шишками, осенними листьями;

              магнитофон, диск с песнями.

 

Действующие лица:

Зима —

Весна —

Лето —

Осень —

 Декабрь —

Январь —

Февраль —

Март —

Апрель —

Май —

 Июнь —

Июль —

Август —

Сентябрь —

Октябрь –

Ноябрь —

 

 

« В любое время года полна чудес природа!»

1-й чтец: Мы расскажем вам о том,

Как земля идёт кругом.

Как весной ручьи текут,

Как зимой снега метут.

Летом как живет природа,

И как осенью погода.

Ведущий: Ребята, совсем недавно мы с вами прочли сказку Владимира Ивановича Даля «Старик — годовик». Я знаю, что сказка вам очень понравилась. Поэтому я вам предлагаю отправиться в гости к Старику — годовику и побольше узнать о временах года. Вы сможете вспомнить, а быть может, открыть для себя что-то новое об изменениях в живой и неживой природе с наступлением того или иного времени года. Ну что, в путь? И вот впереди уже первая остановка. Где мы оказались, вы узнаете, если вспомните сказку В.И. Даля: «… Махнул Старик- годовик первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз…» О каком времени года идёт речь?

Дети: О зиме.

Входит зима с братьями месяцами.

Зима: Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И наутро снегом Поле забелело Точно пеленою Всё его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы,

И зима настала.

Вед: Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и писателями о красавице зиме. Русский народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами. Давайте вместе отгадаем «зимние» загадки, а зима нам выдаст жетончики, по которым в конце мероприятия вы получите призы.

Декабрь:

— Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Январь:

— Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Февраль:

— Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Вед: Давайте вспомним основные признаки зимы:

— Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)

— Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке. (Снежинки.)

— Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд.)

— И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней.)

Вед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери снежки». Для игры нужно два человека. Зима рассыпает снежки, а наша задача собрать как можно больше снежков в свою корзину. Кто больше соберёт, тот и выиграл.

Песня о зиме «Как на тоненький ледок»

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка- зима

Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка дружок.

Эх, зимушка- зима,

Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,

С своего коня упал.

Эх, зимушка- зима,

Зима снежная была.

Он упал, да лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Скоро к Ване подбежали,

На коня его сажали

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Вед: Попрощаемся с матушкой — зимой, ждёт нас дальняя дорога, а куда она нас приведёт, подскажет нам опять Старик — годовик. Что там говорится в сказке у В.И.Даля? «Махнул Старик — годовик второй раз — полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы…» Догадались, ребята, к кому мы в гости направляемся? Правильно, к весне.

Входит весна с братьями месяцами.

Весна: На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

 В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

 Поёт, на солнышке сверкая:

— Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

Вед: А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые подготовила для вас весна.

Март:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Апрель:

Яростно река ревёт

 И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл теперь? (Апрель)

Май:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Вед:

— Какой цветок называют символом весны? (Подснежник)

— Стоит ствол, на нём — кол,

На колу — дворец, во дворце — певец. Кто это? (Скворец)

-Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает — когда это бывает? (Весной)

Вед: А сейчас мы поиграем в игру, которую приготовила для вас Весна. Игра «Прилетели птицы». Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должны встать. Внимание! Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Г алки, макароны.

Прилетели птицы:

Г олуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Г олуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Г алки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы — сплюшки,

Лебеди и утки.

И спасибо шутке!

Вед: А теперь послушайте «Грибные» частушки.

1.    Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Про грибы споём частушки

Очень замечательно.

  1. Я на дереве сидела,

С высоты грибы смотрела.

Как подуло ветерком,

Я с берёзы — кувырком.

  1. Кабы-кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

  1. Лёня рано-рано встал,

Все грибы в лесу собрал.

Хвалится грибочками

С беленькими точками.

  1. Есть грибы съедобные,

Есть и — ядовитые.

Нам съедобные нужны –

Мы на них любители.

  1. На поляне мухомор:

Он пятнист и красен.

Только знай, что он плохой,

Очень он опасен!

  1. В лес берёзовый пойдёт

Каждый знающий грибник.

Там на суп всегда найдёт

 Вкусный подберёзовик.

     8.Мы частушки вам пропели,

Просвещали вас часок,

А теперь — хватай лукошки,

За грибами все в лесок!

Вед: Вот мы и справились с заданиями весны и дальше в путь! «… Махнул Старик — годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь…» Так о каком же времени года сейчас пойдёт речь?

Дети: О лете.

Входит «лето» с братьями месяцами.

Лето: Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето)

Вед: И снова пришло время загадок, теперь летних.

Июнь:

Теплый длинный — длинный день,

В полдень крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка? (июнь)

Июль:

Жаркий, знойный, душный день-

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его — вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (июль)

Август:

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи? (август)

Вед: Лето ещё и ягодная пора. Давайте разгадаем «Ягодный кроссворд»:

                                              *

                                 1 . КЛЮКВА

             2. М А Л И НА

           З.ЗЕМЛЯНИКА

    4.СМОРОДИНА

           5.ЧЕРНИКА

               6 .АРБУ3

 

   1 .Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло! (клюква)

2.    Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи, (малина)

  1. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица, (земляника)

         4.Чёрных ягод пышный куст — Хороши они на вкус! (смородина)

         5.Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.(черника)

6.К нам приехали с бахчи Полосатые мячи, (арбуз)

* В сенокос — горька,

А в мороз — сладка,

Что за ягодка? (калина)

Танец под песню Надежды Кадышевой «Уходит лето»

«Песенка о лете»

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете.

Мы в лесу ежа, быть может, встретим

Хорошо, что дождь прошёл.

Ля- ля-ля, ля-ля-ля…

Вот оно какое, наше лето!

Лето яркой зеленью одето,

Лето ярким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

На зелёноё солнечной опушке

Прыгают зелёные лягушки

И танцуют бабочки — подружки.

Расцветает всё кругом!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

Вед: Ну что, ребята отдохнули, вспомнили лето?.. Пора отправляться дальше, нас снова ждет Старик-годовик. « Махнул Старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы…» У ворот какого времени года мы оказались?

Осень: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В тёплые края.

Вед: Вот и пришло время погостить у последнего времени года, у златовласой осени. Готовы ли вы ответить на её вопросы? Тогда слушайте!

Сентябрь: Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

 Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Октябрь: Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Ноябрь: Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

Песня об осени «Осень как рыжая кошка»

Осень, как рыжая кошка.

Поступью лёгкой бежит

И на промокших дорожках

Листьями тихо шуршит.

Дождик в окошко стучится

Проситься, проситься в дом.

В небе последняя птица

Нам помахала крылом.

Осень, как рыжая кошка

Поступью лёгкой бежит

И на промокших дорожках

Листьями тихо шуршит.

Вед: Вот мы и побывали в гостях у всех времён года. Давайте вспомним у каких? А какие месяцы вы запомнили? Скажите, можно ли выбрать одно из времён года и сказать, что это время года самое лучшее, самое главное, самое нужное? Конечно же, нет. Каждое время года по-своему прекрасно и в этом мы ещё раз убедились сегодня.

Полна чудес могучая природа И хороша она Дети: В любое время года!

Вед: А сейчас настал самый волнительный момент. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Сейчас мы будем награждать победителей.

Награждение победителей.

Вед: Дорогие, ребята! Нам очень приятно, что вы приняли участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Спасибо за участие!