Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Литература » Внеклассные мероприятия

Автор: Шумилова Тамара Владимировна
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8" г. Братск
Краткое описание работы: Урок –устный журнал «Чудо все то, что нас окружает»

Дата публикации: 2018-02-09 Урок–устный журнал «Чудо все то, что нас окружает» Шумилова Тамара Владимировна МБОУ "СОШ №8" г. Братск Урок –устный журнал «Чудо все то, что нас окружает»
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 2, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Урок–устный журнал «Чудо все то, что нас окружает»

Цель : расширить представление учащихся о творчестве русских поэтов : А. Фета, Ф. Тютчева, А. Кольцова.; показать , как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки выразительного чтения; через стихи о природе способствовать развитию эстетических и патриотических чувств.

Методические приемы : рассказ учителя, выразительное чтение и чтение наизусть, реализация  межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование : записи популярной классической музыки (« Времена года»

Чайковского, песни «Тонкая рябина», «Белая береза», «Отговорила роща золотая». « Цветет черемуха к похолоданью», «Рябиновые бусы».

Выставка рисунков учащихся.

Портреты поэтов.

 

Странички журнала :

1.А.Фет, Ф.Тютчев, А. Кольцов – певцы русской природы

2. « Знакомые, знакомые места» – стихи поэтов –сибиряков о природе.

3. « Есть в травах и цветах целительная сила для всех, умеющих их тайну разгадать»

4.Поэтические и прозаические зарисовки учащихся

5.Мои любимые стихи о природе

Чтец:   Стихотворение В. Гусева.  Я- русский человек, и русская природа

                                                          Приятна мне, и я ее пою.

                                                          Я –русский человек, сын своего народа,

                                                          Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Ведущий:

Чудо все, что нас окружает. Речь пойдет о красоте нашей земли, нашей природы, без которой человек не может жить. М. Пришвин сказал : « Любить природу – значит любить Родину».

Сегодня мы будем говорить о лирических произведениях. А что в них главное? Трудно или легко читать такие произведения?

Н.В. Гоголь писал : « Прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать…, нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу, нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его».

Вот мы и перелистаем странички нашего журнала, познакомимся с лирическими  произведениями  поэтов, рассказывающих  о том, что нас окружает.

1 страница –

 А А. Фет, Ф. И. Тютчев, А.В. Кольцов- певцы русской природы.

Ведущий :

У каждого из нас есть самое любимое время года. Вот и у Ф.И .Тютчева  оно есть. Всем знакомы строки :

Чтец :        Зима недаром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора

Ведущий :  Чувство любви к природе  Ф.Тютчев сохранил на всю жизнь, попытаемся и мы понять, почувствовать эту красоту.

Чтец :          Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он , околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь  окован

Легкой цепью пуховой..

Солнце зимнее ли блещет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ведущий :Для  Ф.И. Тютчева  природа представляется живым организмом. Он писал :

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык»

Чтец:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

« Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед1

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых , майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ведущий:

Вот имя поэта, известного стихотворения « Я пришел к тебе с приветом»- А.А. Фет.

В. Боткин после знакомства с этим стихотворением сказал : « Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии». Послушаем это произведение.

Чтец:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой,

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера- пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, но только песня зреет.

Ведущий:

Еще об одном интересном русском поэте хотелось бы вспомнить.

А В. Кольцов. Его стихи называют « вещими». В своих стихах он не только воспевает природу, но и тех, кто эту землю украшает.

Чтец:

Я куплю  себе

Косу новую;

Отобью ее,

Наточу ее,-

И прости- прощай,

Село родное!

В края дальние

Пойдет молодец:

Что вниз по Дону,

По набережью,

Хороши стоят там слободушки!

Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко лежит,

Ковылем-травой расстилается!

В гости я к тебе

Не один пришел:

Я пришел сам –друг

С косой вострою;

Мне давно гулять

По траве степной

Вдоль и поперек

С ней хотелося…

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо.

Ветер с полудня!

Освежи , волнуй

Степь привольную.

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой.

Молоньей , коса,

Засверкай кругом!

Зашуми, трава,

Подкошенная;

Поклонись, цветы,

 Головой земле!

Ведущий :

В.Г. Белинский  сказал, что « русские звуки поэзии Кольцова должны породить много новых мотивов национальной русской музыки.»  Так оно и получилось, стихами  поэта вдохновлялись  Даргомыжский , Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев.

Поэзия 19 века передала нам в наследство всю красоту и обаяние окружающего мира.

2 страничка нашего журнала « Знакомые, знакомые места» – стихи сибирских поэтов о природе.

О нашем, на первый взгляд, незаметном сибирском крае, хочется сказать словами Н. Рыленкова.

Чтец:

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки,

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Ведущий:

Послушаем удивительные стихи наших земляков

 

 

 

 

Чтец:                                        

З.Я. Яхнин

                                КАРЛИКОВАЯ БЕРЕЗКА

Эти ветви пурга коверкала,
Гнула, гнула,
К земле пригибала.
Ты согнулась, поникла, померкла
И такой покорною стала.

Где краса твоя прежняя, смелая?
Бьется ль сердце под белою блузкой?
Эх, пурга! Ну чего ты наделала
С белоствольной красавицей русской?

Чтец:                                 И.Д. Рождественский

                                            ПОЛЯРНЫЙ МАК

 

Здесь только в августе весна
Всего лишь на десяток дней,
Что по-февральски холодна,
А может, даже холодней.

Здесь все не то и все не так,
Земли оттаял лишь кружок,
Но все ж расцвел полярный мак,
Он, как флажок, снежок прожег.

Там у тебя полдневный жар
И по утрам прохлады нет,
Там у тебя листва чинар,
Магнолий белопенный цвет.

Что им: красуйся и расти
На знойном берегу.
А вот попробуй расцвести,
Как мак багряный, расцвести
На стуже, на снегу. 

 

 

Чтец:                                 СЕНОСТАВ              В.Корнилов

 

 Здравствуй, лето мое  падунское! –

Смех и песни под щебет птах –

Здесь раздолье лугов июньское!

Шаг упруг и широк размах.

 

Косы тонко над лугом тенькают.

Дали вызвонил сеностав.

Косари, как ватага Стенькина, –

В этом буйном разгуле трав…

 

Небо светится синим донышком,

Распогодилось – знай коси!

Сверху огненной птицей солнышко

Сторожит сеностав Руси.

 

 

 

Чтец:                                  В. Уткин

Бесконечны просторы и тысячи рек,
И шагами тайгу не измерить.
Мироздания тайна здесь скрыта навек —
В этот миф мне так хочется верить.
И раскинулась дивная сказка — Сибирь,
От Урала до сопок Приморья.
И куда ни взгляни — необъятная ширь,
Гор, долин и степного раздолья.
В ярком солнце искрится хрусталь родников,
И вода в них, конечно, — святая!
Белой ватой плывут корабли облаков,
А земли красота — неземная.
Изумрудного цвета — весенний наряд
У осины, ольхи и берёзы.
Словно девицы, стройно берёзки стоят,
В ожидании лета их грёзы…
Полевыми цветами колышется мир,
И черёмухи запах дурманит…
В вышине яркий цвет — «васильковый сапфир»
Нас в полёт, в небеса, так и манит.
Мчится лето и дарит ромашковый рай,
Разнотравье умыто росою…
Земляникой, грибами наполнился край,
Пеньем птиц и небес синевою.
Буйство красок разлито осенней порой,
В одеяньи — тайга золотая.
И природы пейзаж отражает покой,
Зимних вьюг и ветров ожидая.
Ведь зима здесь — царица, пришла до весны,
Мягким пухом укутав все ели.
Снегопад — из чистейшей, как мел, белизны,
Исчезает с приходом капели
.
Исполином, Сибирь, ты привиделась мне,
Твоей мощью пленен безрассудно!
Я гигантский мой край часто вижу во сне,
И от счастья мне дышится трудно
…

Ведущий:

А теперь перевернем страничку и попытаемся разгадать тайну растений.

 3 станица «Есть в травах и цветах целительная сила для всех, умеющих их тайну разгадать»

Сейчас мы познакомимся с заколдованной книгой природы.  Здесь нет ни одного бесполезного растения, нет дерева, растущего на территории нашей страны, о котором бы не сложили стихи и песни.

Чтец:

С какой любовью  С. Есенин сказал о березе :

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.

Береза- символ России. Её называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

                                                    (звучит песня « Белая береза»)

Ведущий:

А кто не видел пахучих цветов черемухи? Черемуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ее ласково называл черемхой,  черемшиной, воспевал в стихах и песнях. Черемуха обладает исключительными свойствами : сильно опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет черемухи в доме смертелен для мух и комаров. По народным приметам, если зацвела черемуха, пора сажать картофель.

Черемуха олицетворяет образ нежной девичьей красоты, образ девушки в подвенечном платье.

 

 

Чтец:

 Музыкой звучат строки  С.Есенина:

Черемуха душистая с весною расцвела,

И ветки золотистые , что кудри завила.

Ведущий :

Еще одно волшебное дерево – рябина. ( звучит песня « Рябиновые бусы»)

На протяжении ряда веков рябина считалась сорной породой, ее вырубали за ненадобностью. А так ли это?

Рябина- символ счастья в семье, символ мира, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину, посидеть в тени дерева считалось полезным.

Вот легенда о происхождении этого дерева. Жили когда-то муж с женой, было у них двое детей. Старшая дочь –нелюбимая, и имя имела- Восьмуха. Была она злой и завистливой. Зато меньшего сына родители ласково называли Романушка. Был он добрый , приветливый. Невзлюбила его Восьмуха. Задумала загубить. Завела она ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло на этом месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его ласково люди рябинкой.

В народных преданиях рябина – это тонкая и нежная девушка.

« Мне даже страшно- так она тонка, так высока, при каждом резком звуке дрожит, и от любого ветерка все гнется и заламывает руки.»

О красотах земли русской , о ее богатстве можно рассказывать долго, но надо помнить главное- будьте внимательны и бережливы к зеленому миру, и природа воздаст нам сторицей.

Ведущий:

Четвертая страничка познакомит нас с вашими поэтическими и прозаическими зарисовками

Пятая страничка  посвящена вашим любимым стихам о природе.

Ведущий :

Дорогие друзья, давайте жить по поэтическому наказу М. Старшинова :

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке

 И клюкву на болоте

Будем же помнить слова М. Пришвина :  « Мы –хозяева нашей природы, и она для нас- кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища. Мы будем любить и беречь нашу Родину».


Просмотреть свитедельство о публикации


Внеклассные мероприятия, Литература.

Post navigation

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, рисование на тему “Узор на окне”
Организованная учебная деятельность по ФЭМП во ІІ младшей группе

Литература

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022