Урок русского языка «Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными» в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке русского языка! Меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. На партах у вас находится учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник, карточка, сигнальные карточки. Все лишнее уберите. -Перед началом урока подготовим наши ручки на дальнейшую деятельности и выполним интересное упражнение. «Заяц-кольцо-цепочка» Заяц: пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. Кольцо: большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки в кольце. -Замечательно! Вы большие молодцы! -Встряхните руки. Присаживайтесь. -Помните ребята, как сидят настоящие ученики. Ноги ровно на полу, спинка ровная, руки лежат на парте -Смотрю, как вы сидите, вижу ваши внимательные глазки -Ребята, я желаю вам быть сегодня на уроке внимательными, активными и любознательными. Я уверена, что со всеми заданиями успешно справимся -Поднимите руку, кто готов много работать и узнать много нового -Вижу, что все готовы, начинаем наш урок! |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. | -Ребята, как вы думаете, а нужно ли нам писать красиво? -А для чего? -Писать красиво и аккуратно необходимо для того, чтобы читатель смог понять, что написано, а также помогает нам не допускать ошибок в тексте. И для того, чтобы научиться писать красиво и аккуратно, проведем с вами минутку чистописания. Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем прописывать, отгадаем загадку: Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в УГОЛЬ, Без пожара, просто так? Это сделал... (Мягкий знак) Какую букву мы будем прописывать? -Верно, букву ь. - Посмотрите, как правильно нужно писать букву ь. -Она состоит из наклонной линии и овала. Не забываем, что расстояние между буквами должно быть одинаковое, а также буквы должны быть одинакового размера, обращаем внимание на наклон букв, Откройте рабочие тетради, запишите число. Пропишите букву ь до конца строки. Помним про правильную посадку, голову не наклоняем. Тетрадь под наклоном. -Поставьте точку над той буквой, которая больше всего похожа на образец. -Ребята, скажите, а нужно ли нам писать грамотно? -Тогда предлагаю отложить ручки и расшифровать новое словарное слово БМЕЕЛЬ. Кто может сказать, что же это за слово? -Все верно. Скажите, сколько в слове мебель слогов? -Молодцы! А какой слог ударный? -Верно. Прочитаем слово как оно написано, то есть по буквам М-Е-Б-Е-Л-Ь, а теперь как мы произносим. Различается ли написание слова с его произношением? Если да то покажите зеленую карточку -А где мы можем ошибиться? В написании какой буквы, если ударный слог у нас 1? -Верно. А мы можем проверить написание этой буквы? -Не можем, потому что это словарное слово и его написание нужно запомнить. (на слайде разобранное слово) -А сейчас нам его нужно записать к себе в тетрадь, поставить ударение и подчеркнуть непроверяемую гласную. -Кто закончи глазки на меня. А сейчас попробуйте устно придумать предложение с этим словом. А сейчас, чтобы познакомиться с еще одним словом, вам нужно отгадать загадку. И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой, Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой. Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки) -Все верно. Скажите, сколько в слове коньки слогов? -Молодцы! А какой слог ударный? -Верно. Прочитаем слово как оно написано, то есть по буквам К-О-Н-Ь-К-И, а теперь как мы произносим. Различается ли написание слова с его произношением? Если да, то покажите зеленую карточку. -Тогда скажите, а где мы можем допустить ошибку в данном слове? -Где мы можем ошибиться? В написании какой буквы? -Верно. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет, то покажите красную карточку -Все верно. Мы ее не можем проверить, потому что это словарное слово, его необходимо запомнить. -Запишите это слово в тетрадь. Подчеркните зеленой ручкой непроверяемую букву О. Поставьте ударение на второй слог. -Слова «мебель, коньки» - словарные слова. Не забудьте подчеркнуть зеленой ручкой непроверяемую букву Е в мебель и поставить ударение на первый слог; а также подчеркнуть зеленой ручкой непроверяемую букву ь и поставьте ударение на второй слог. -Ребята, посмотрите, что объединяет эти слова? -Верно в словах мебель и коньки, мы можем увидеть мягкий знак в конце и в середине слова. -А что вы уже знаете про мягкий знак? (Обозначает ли он какой-то звук? А зачем нам нужен мягкий знак?) -Верно! Буква «мягкий знак» звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука. - Посмотрите у нас на карточках написаны слова, но из них убежали буквы. Посмотрите внимательно и впишите пропущенные буквы. ЛОС _ ПАЛ_ТО ЛОШАД _ — Вы догадались, о какой букве мы сегодня будем с вами говорить? (Мягкий знак) Правильно! Давайте подчеркнем эту букву в наших словах одной чертой -Верно! Тема: правописание мягкого знака в середине и в конце слова перед другими согласными. -А что будет целью нашего урока? -Мы уже знаем, как пишется мягкий знак в середине и в конце слова перед другими согласными? — Значит цель нашего урока будет научиться употреблять мягкий в словах Цель: научиться употреблять мягкий знак в словах |
Решение проблемы | -Ребята, а нужен ли нам вообще мягкий знак? Давайте понаблюдаем за ним. На слайде у нас написаны слова Мел - мель Какой последний звук в первом слове? [л] А какой он? (твердый или мягкий) Послушайте Ме[лллллл]. Какой звук [л] в слове? Давайте попробуем произнести звук [л] в слове. А во втором слове? [л’] Какой он? (твердый или мягкий) Послушайте мельльль [л’]. А теперь произнесем вместе слово, не забываем звук [л’] мягкий А зачем мягкий знак нужен в слове мель? Что он делает? А меняется ли значение у этих слов? Первое слово мел — это предмет, которым пишем на доске, а мель – это неглубокое место в море. Какой вывод мы можем с вами сделать? Для чего нам нужен мягкий знак? -Верно! Мягкий знак нам нужно писать и не забывать про него, так как без него может поменяться значение слова. А сейчас давайте понаблюдаем за мягким знаком, который стоит в середине слова. Галка-галька Посмотрите на пару слов… прочитай нам. Назовите какой звук обозначает буква л в слове галка [л]. Какой он? Послушайте [л]. Давайте вместе произнесем слово галка, не забываем, что звук [л] в слове галка твердый. А во втором слове? Послушайте [л’] Давайте произнесем, не забываем, что звук [л’] мягкий в слове галька Что делает мягкий знак? Верно, мягкий знак смягчает предыдущий звук. А в этой паре одинаковое ли значение у слов? Если нет, покажите красную карточку. -Верно! Галка – это птица, а галька – это мелкие камни. -Ребята, так для чего же нам нужен мягкий знак в середине и в конце слов? -Вы абсолютно правы! Мягкий знак нам нужен для смягчения предыдущего согласного звука. А также если мы забудем его написать, то значение нашего слова изменится. -А сейчас, чтобы проверить наши с вами предположения давайте познакомимся с правилом в учебнике на странице 125. Я буду вам читать правило, а вы поставьте пальчик на начало нашего правила и следите. После я задам вам вопросы. -Верны ли были предположения, для чего нам нужен мягкий знак? Покажите зеленую карточку если да. -Ребята, а какое слово у нас выделено в правиле – орфограмма. А почему? -Верно! Мы можем ошибиться и забыть написать мягкий знак. |
Физкультминутка | -Ребята, я вижу, что вы немного устали, предлагаю встать со своих мест и немного отдохнуть. -Я буду говорить вам слова, если в это слове есть мягкий знак то вы приседаете, а если его нет – то поднимаетесь на носочки и руки поднимаете вверх. -Что мы делаем когда в слове есть мягкий знак? А когда его нет? -Замечательно, можем приступать! Слова: лазить, лезет, бегать, бежит, львы, слива, пол, пальто, конь, кот. -Ребята, какие вы молодцы, ни разу не ошиблись, а значит вы умеете находиться мягкий знак в словах. -Присаживайтесь на свои места, не забываем про правильную посадку: спинка прямо, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте полочкой. |
Первичное закрепление | -А чтобы нам потренироваться находить и писать мягкий знак в словах выполним интересное упражнение под номером 206 на 126 странице учебника. -Нам нужно подобрать однокоренные слова к каждому слову. Обратите внимание, где у нас находится Ь в 1 слове? - А Где будет находиться, когда мы слово изменим, во 2 слове? -Выходить мы будем к доске по одному. А все остальные записывают у себя в тетрадях упражнение 20. Начнем. …, выходи к доске. Прочитай нам громко образец. -Следующее слово: окунь, какое однокоренное слово мы можем подобрать? Посмотрите на образец. Верно! Окуньки. Подчеркните мягкий знак в словах одной чертой. -…, выходи к доске. Мы с вами записала, назови какую букву смягчает мягкий знак? Где он находится? Не забываем подчеркнуть его Следующее слово: стебель, какое однокоренное слово мы можем подобрать? Стебельки. Верно! Также подчеркиваем мягкий знак в этих словах. -Следующая пара слов, посмотрите теперь мы уже по другому образцу будем подбирать слова. Мебель однокоренное слово мебельный, подчеркиваем мягкий знак одной чертой. (Так работаем со всеми словами) -Ребята, посмотрите какие слова у нас выделены жирным шрифтом в учебнике? -Верно! Мебель - мебельный -А сейчас давайте с помощью учебника вспомним, как мы можем разделить эти слова для переноса? -Как мы переносим сова с мягким знаком? -Кто хочет выйти к доске и попробовать перенести слово мебель ? -Как у нас переносится мягкий знак? -Вы абсолютно правы! При переносе слов мягкий знак не отделяется от согласной. |
Самостоятельная работа | -Ребята, вы быльшие молодцы, так активно работаете на уроке и правильно выполняете все задания -Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить задание на карточках, которые лежат у вас н парте. -Придвиньте их к себе, подпишите их в отведенном месте. -В задании вам нужно вставить мягкий знак в слова где он нужен и разделить слова на слоги. На работу вам дается 6 минут. -Заканчиваем. -Предлагаю проверить работу. Для этого обменяйтесь с соседом по парте. Проверьте ответы (на слайде). Если, верно, ставим плюс. Если неверно, ставим минус. Обменяйтесь обратно. У кого все плюсы? У кого есть ошибки? -Отлично, вот мы и проверили наши знания. |
дз | -А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание: Стр. 128, упр. 209 -Вам необходимо списать 3 любых предложения и вставить где нужно мягкий знак -…, что необходимо сделать дома? -Хорошо, закройте дневники и отложите на край парты. |
Рефлексия | -Ребята, кто может нам напомнить, какая была тема нашего урока? -А что мы делали для достижения цели урока? -Что мы сегодня узнали? С каким правилом познакомились? -Кто его нам напомнит? -А как мы переносим слова с мягким знаком? -Отлично. Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Для этого выбрать и продолжить одно или несколько предложений, которые написаны на радуге. -Спасибо за ваши ответы. Мне было приятно сегодня с вами поработать. Хочу отметить … за полные и правильные ответы, … за активность на уроке, … за внимательность Благодарю всех за урок. Урок окончен. До свидания! |