Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Конспекты уроков

Автор: Колпащикова Екатерина Сергеевна
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж"
Краткое описание работы: Обучающиеся научатся переносить слова с мягким знаком (ь), обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным.

Дата публикации: 2023-01-01 Урок русского языка «Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными» в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Колпащикова Екатерина Сергеевна ГАПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Обучающиеся научатся переносить слова с мягким знаком (ь), обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными» в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Скачать работу


Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке русского языка! Меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

На партах у вас находится учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник, карточка, сигнальные карточки. Все лишнее уберите.

-Перед началом урока подготовим наши ручки на дальнейшую деятельности и выполним интересное упражнение.

«Заяц-кольцо-цепочка»

Заяц: пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны.

Кольцо: большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки в кольце.

-Замечательно! Вы большие молодцы!

-Встряхните руки. Присаживайтесь.

-Помните ребята, как сидят настоящие ученики. Ноги ровно на полу, спинка ровная, руки лежат на парте

-Смотрю, как вы сидите, вижу ваши внимательные глазки

-Ребята, я желаю вам быть сегодня на уроке внимательными, активными и любознательными. Я уверена, что со всеми заданиями успешно справимся

-Поднимите руку, кто готов много работать и узнать много нового

-Вижу, что все готовы, начинаем наш урок!

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

-Ребята, как вы думаете, а нужно ли нам писать красиво?

-А для чего?

-Писать красиво и аккуратно необходимо для того, чтобы читатель смог понять, что написано, а также помогает нам не допускать ошибок в тексте. И для того, чтобы научиться писать красиво и аккуратно, проведем с вами минутку чистописания.

Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем прописывать, отгадаем загадку:

Почему у дома УГОЛ

Превратился сразу в УГОЛЬ,

Без пожара, просто так?

Это сделал... (Мягкий знак)

Какую букву мы будем прописывать?

-Верно, букву ь.

- Посмотрите, как правильно нужно писать букву ь.

-Она состоит из наклонной линии и овала.

D:\Буквы\img033.jpg

Не забываем, что расстояние между буквами должно быть одинаковое, а также буквы должны быть одинакового размера, обращаем внимание на наклон букв,

Откройте рабочие тетради, запишите число. Пропишите букву ь до конца строки. Помним про правильную посадку, голову не наклоняем. Тетрадь под наклоном.

-Поставьте точку над той буквой, которая больше всего похожа на образец.

-Ребята, скажите, а нужно ли нам писать грамотно?

-Тогда предлагаю отложить ручки и расшифровать новое словарное слово

БМЕЕЛЬ.

Кто может сказать, что же это за слово?

-Все верно. Скажите, сколько в слове мебель слогов?

-Молодцы! А какой слог ударный?

-Верно. Прочитаем слово как оно написано, то есть по буквам М-Е-Б-Е-Л-Ь, а теперь как мы произносим. Различается ли написание слова с его произношением? Если да то покажите зеленую карточку

-А где мы можем ошибиться? В написании какой буквы, если ударный слог у нас 1?

-Верно. А мы можем проверить написание этой буквы?

-Не можем, потому что это словарное слово и его написание нужно запомнить.

(на слайде разобранное слово)

-А сейчас нам его нужно записать к себе в тетрадь, поставить ударение и подчеркнуть непроверяемую гласную.

-Кто закончи глазки на меня. А сейчас попробуйте устно придумать предложение с этим словом.

А сейчас, чтобы познакомиться с еще одним словом, вам нужно отгадать загадку.

И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)  

-Все верно. Скажите, сколько в слове коньки слогов?

-Молодцы! А какой слог ударный?

-Верно. Прочитаем слово как оно написано, то есть по буквам К-О-Н-Ь-К-И, а теперь как мы произносим. Различается ли написание слова с его произношением? Если да, то покажите зеленую карточку.

-Тогда скажите, а где мы можем допустить ошибку в данном слове?

-Где мы можем ошибиться? В написании какой буквы?

-Верно. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет, то покажите красную карточку

-Все верно. Мы ее не можем проверить, потому что это словарное слово, его необходимо запомнить.

-Запишите это слово в тетрадь. Подчеркните зеленой ручкой непроверяемую букву О. Поставьте ударение на второй слог.

-Слова «мебель, коньки» - словарные слова. Не забудьте подчеркнуть зеленой ручкой непроверяемую букву Е в мебель и поставить ударение на первый слог; а также подчеркнуть зеленой ручкой непроверяемую букву ь и поставьте ударение на второй слог.

-Ребята, посмотрите, что объединяет эти слова?

-Верно в словах мебель и коньки, мы можем увидеть мягкий знак в конце и в середине слова.

-А что вы уже знаете про мягкий знак?

(Обозначает ли он какой-то звук?

А зачем нам нужен мягкий знак?)

-Верно! Буква «мягкий знак» звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

- Посмотрите у нас на карточках написаны слова, но из них убежали буквы. Посмотрите внимательно и впишите пропущенные буквы.

ЛОС _

ПАЛ_ТО

ЛОШАД _

— Вы догадались, о какой букве мы сегодня будем с вами говорить? (Мягкий знак) Правильно! Давайте подчеркнем эту букву в наших словах одной чертой

-Верно! Тема: правописание мягкого знака в середине и в конце слова перед другими согласными.

-А что будет целью нашего урока?

-Мы уже знаем, как пишется мягкий знак в середине и в конце слова перед другими согласными?

— Значит цель нашего урока будет научиться употреблять мягкий в словах

Цель: научиться употреблять мягкий знак в словах

Решение проблемы

-Ребята, а нужен ли нам вообще мягкий знак?

Давайте понаблюдаем за ним. На слайде у нас написаны слова

Мел - мель

Какой последний звук в первом слове? [л] А какой он? (твердый или мягкий) Послушайте Ме[лллллл]. Какой звук [л] в слове? Давайте попробуем произнести звук [л] в слове.

А во втором слове? [л’] Какой он? (твердый или мягкий)

Послушайте мельльль [л’]. А теперь произнесем вместе слово, не забываем звук [л’] мягкий

А зачем мягкий знак нужен в слове мель? Что он делает?

А меняется ли значение у этих слов?

Первое слово мел — это предмет, которым пишем на доске, а мель – это неглубокое место в море.

Какой вывод мы можем с вами сделать? Для чего нам нужен мягкий знак?

-Верно! Мягкий знак нам нужно писать и не забывать про него, так как без него может поменяться значение слова.

А сейчас давайте понаблюдаем за мягким знаком, который стоит в середине слова.

Галка-галька

Посмотрите на пару слов… прочитай нам. Назовите какой звук обозначает буква л в слове галка [л]. Какой он? Послушайте [л]. Давайте вместе произнесем слово галка, не забываем, что звук [л] в слове галка твердый.

А во втором слове? Послушайте [л’] Давайте произнесем, не забываем, что звук [л’] мягкий в слове галька

Что делает мягкий знак?

Верно, мягкий знак смягчает предыдущий звук.

А в этой паре одинаковое ли значение у слов? Если нет, покажите красную карточку.

-Верно! Галка – это птица, а галька – это мелкие камни.

-Ребята, так для чего же нам нужен мягкий знак в середине и в конце слов?

-Вы абсолютно правы! Мягкий знак нам нужен для смягчения предыдущего согласного звука. А также если мы забудем его написать, то значение нашего слова изменится.

-А сейчас, чтобы проверить наши с вами предположения давайте познакомимся с правилом в учебнике на странице 125.

Я буду вам читать правило, а вы поставьте пальчик на начало нашего правила и следите. После я задам вам вопросы.

-Верны ли были предположения, для чего нам нужен мягкий знак? Покажите зеленую карточку если да.

-Ребята, а какое слово у нас выделено в правиле – орфограмма. А почему?

-Верно! Мы можем ошибиться и забыть написать мягкий знак.

Физкультминутка

-Ребята, я вижу, что вы немного устали, предлагаю встать со своих мест и немного отдохнуть.

-Я буду говорить вам слова, если в это слове есть мягкий знак то вы приседаете, а если его нет – то поднимаетесь на носочки и руки поднимаете вверх.

-Что мы делаем когда в слове есть мягкий знак? А когда его нет?

-Замечательно, можем приступать!

Слова: лазить, лезет, бегать, бежит, львы, слива, пол, пальто, конь, кот.

-Ребята, какие вы молодцы, ни разу не ошиблись, а значит вы умеете находиться мягкий знак в словах.

-Присаживайтесь на свои места, не забываем про правильную посадку: спинка прямо, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте полочкой.

Первичное закрепление

-А чтобы нам потренироваться находить и писать мягкий знак в словах выполним интересное упражнение под номером 206 на 126 странице учебника.

-Нам нужно подобрать однокоренные слова к каждому слову.

Обратите внимание, где у нас находится Ь в 1 слове?

- А Где будет находиться, когда мы слово изменим, во 2 слове?

-Выходить мы будем к доске по одному. А все остальные записывают у себя в тетрадях упражнение 20.

Начнем. …, выходи к доске.

Прочитай нам громко образец.

-Следующее слово: окунь, какое однокоренное слово мы можем подобрать? Посмотрите на образец. Верно! Окуньки. Подчеркните мягкий знак в словах одной чертой.

-…, выходи к доске. Мы с вами записала, назови какую букву смягчает мягкий знак?

Где он находится?

Не забываем подчеркнуть его

Следующее слово: стебель, какое однокоренное слово мы можем подобрать? Стебельки. Верно! Также подчеркиваем мягкий знак в этих словах.

-Следующая пара слов, посмотрите теперь мы уже по другому образцу будем подбирать слова. Мебель однокоренное слово мебельный, подчеркиваем мягкий знак одной чертой.

(Так работаем со всеми словами)

-Ребята, посмотрите какие слова у нас выделены жирным шрифтом в учебнике?

-Верно! Мебель - мебельный

-А сейчас давайте с помощью учебника вспомним, как мы можем разделить эти слова для переноса?

-Как мы переносим сова с мягким знаком?

-Кто хочет выйти к доске и попробовать перенести слово мебель ?

-Как у нас переносится мягкий знак?

-Вы абсолютно правы! При переносе слов мягкий знак не отделяется от согласной.

Самостоятельная работа

-Ребята, вы быльшие молодцы, так активно работаете на уроке и правильно выполняете все задания

-Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить задание на карточках, которые лежат у вас н парте.

-Придвиньте их к себе, подпишите их в отведенном месте.

-В задании вам нужно вставить мягкий знак в слова где он нужен и разделить слова на слоги. На работу вам дается 6 минут.

-Заканчиваем.

-Предлагаю проверить работу. Для этого обменяйтесь с соседом по парте. Проверьте ответы (на слайде). Если, верно, ставим плюс. Если неверно, ставим минус. Обменяйтесь обратно. У кого все плюсы? У кого есть ошибки?

-Отлично, вот мы и проверили наши знания.

дз

-А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание:

Стр. 128, упр. 209

-Вам необходимо списать 3 любых предложения и вставить где нужно мягкий знак

-…, что необходимо сделать дома?

-Хорошо, закройте дневники и отложите на край парты.

Рефлексия

-Ребята, кто может нам напомнить, какая была тема нашего урока?

-А что мы делали для достижения цели урока?

-Что мы сегодня узнали? С каким правилом познакомились?

-Кто его нам напомнит?

-А как мы переносим слова с мягким знаком?

-Отлично. Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Для этого выбрать и продолжить одно или несколько предложений, которые написаны на радуге.

-Спасибо за ваши ответы. Мне было приятно сегодня с вами поработать.

Хочу отметить … за полные и правильные ответы,

… за активность на уроке,

… за внимательность

Благодарю всех за урок. Урок окончен. До свидания!

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Русский язык.

Post navigation

Открытое занятие в старшей группе по театральной деятельности путешествие в страну «Сказок и фантазии»
Конспект урока по математике на тему “Решение составных задач в 3 классе”

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023