Урок РР Сжатое изложение
Написание сжатого изложения
Педагогические цели | Способствовать развитию умений писать сжатое изложение |
Тип и вид урока | Урок развития речи /изложение |
Планируемые результаты (предметные) | Имеют представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества; осваивают базовые понятия лингвистики: функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи |
Личностные результаты | Осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него; испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; проявляют стремление к речевому самосовершенствованию |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Написание сочинений различных видов. Языковая и лингвистическая (языковедческая): употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. Употребление пунктуационных знаков. Культуро- ведческая: отражение в языке культуры и истории народа |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: адекватно понимают информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации); овладевают приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Говорение и письмо: проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдают нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражают свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному |
Основное содержание темы | Знаки препинания в сложных предложениях. Разделительная функция знаков препинания в сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях. Выделительная функция знаков препинания в сложноподчиненных предложениях. Авторская пунктуация |
Характеристика основных видов деятельности | Определяют разделительные и выделительные знаки препинания, авторскую пунктуацию; объясняют, что в сложносочиненных и бессоюзных предложениях знаки препинания выполняют разделительную функцию, а в сложноподчиненных - выделительную; применяют авторскую пунктуацию |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Устная 5-минутка | Организует работу с вариантом «Говорение» по билетам | Устная работа | Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи. |
Актуализация знаний | Повторение способов сжатия | Познавательные: осуществляют выделение необходимой информации из учебного текста | |
Слушание текста | Обиды, которые в наших взаимоотношениях мы наносим друг другу, не объясняются непосредственно нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в силу какой-то особой жестокости, зверства. Непосредственной причиной нанесения ближним обид часто бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим, чрезмерное увлечение собой. После того как человек нанес обиду, он может опомниться, но чаще всего это происходит с большим опозданием. Ранящие слова уже произнесены. Боль, которую человек пытается насильно переложить на ближнего, рано или поздно возвращается к обидчику, причем зачастую с двойной силой. И хотя человек порой действительно не ведает, что творит, когда причиняет зло тем, кого больше всего любит, однако это не означает, что он может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и поступки, которыми он нанес своим близким столько обиды и зла. Унижение окружающих, применение насилия к ним является выражением чувства собственной слабости. 139 слов | Слушают, выделяют микротемы Микротемы Обиды, которые мы наносим друг другу, не объясняются нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в силу зверства. Часто причиной бывает отсутствие необходимого опыта общения, чрезмерное увлечение собой. После нанесения обиды человек может опомниться, но чаще всего это происходит с большим опозданием. Ранящие слова произнесены. Причиненная боль рано или поздно возвращается к обидчику. Хотя иногда человек не ведает, что творит, когда делает больно близким, однако это не означает, что он может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и поступки. | Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи. Познавательные: осуществляют выделение необходимой информации из учебного текста |
Написание сжатого изложения | Написание сжатого изложения | Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи. |