УРОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Формирование навыков верхней и нижней передачи мяча»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижнеилимского района Иркутской области
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А. Н. Радищева»
УРОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
5 КЛАСС
ТЕМА «Формирование навыков верхней и нижней передачи мяча».
учитель физической культуры
Солодкова Ирина Валерьевна
г. Железногорск-Илимский
Пояснительная записка
Данный урок составлен для учащихся 5 класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В основе урока лежит системно-деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения математического материала, на основе самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций и способов деятельности.
Материал урока отражает современный уровень преподавания и соответствует современным требованиям ФГОС НОО.
Целью урока является сформировать у обучающихся знания и навыки игры в волейбол. Также на уроке решается ряд важных задач, направленных на формирование метапредметных умений: развитие коммуникативных умений и навыков, развитие умения взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, помогать друг другу. У детей в ходе уроке развивается логическое мышление, они проявляют самостоятельность и инициативность, а также учатся контролировать себя, свои эмоции, поведение товарищей.
Так как системно-деятельностная парадигма Стандарта диктует, что усвоение и присвоение ребёнком накопленного опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного и общественнического взаимодействия в рамках совместной деятельности как с взрослым, так и с ровесником, то я использовала на уроке следующие технологии:
- здоровье сберегающие В.Ф. Базарный;
- технологию игрового обучения по В.П. Никитин;
- ИКТ технологии;
- личностно-ориентированного обучения.
Специфика данного урока заключается в применении ИКТ в форме системы голосования «Живой опрос» (Optivote), что позволяет быстро провести опрос учащихся и оценить уровень их знаний. Предлагается групповой метод работы с использованием ПК. Представлена также презентация, содержащая слайды для организации и осуществления учебных действий учащихся.
Предмет: физическая культура
Класс: 5 класс
ФИО: Солодкова Ирина Валерьевна
Название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»
Раздел программы: волейбол.
Количество часов: в неделю – 2 часа; в год – 68 часов.
Тема урока: Формирование навыков верхней и нижней передачи мяча.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: метод стимулирования мотивации учения; методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; методы устного контроля и самоконтроля.
Формы обучения: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Модель смешанного обучения: частично используется модель - смена рабочих зон. Класс делится на группы, и организуется работа в двух зонах: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе.
Технологии используемые на уроке:
- здоровье сберегающие В.Ф. Базарный;
- технологию игрового обучения по В.П. Никитин;
- ИКТ технологии;
- личностно-ориентированного обучения.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point; карточки для групповой работы.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Физическая культура: учебник для 5-6 класса.http://mvpblog.ru/innovacii_v_obrazovanii/elektronnye-uchebniki-po-fizicheskoj-kulture.html
- http://pculture.ru/uroki/
Методические разработки открытых уроков, презентации, литература по физической культуре.
- spo@1september.ru ...
Электронные версии журнала «Спорт в Школе»
- Видеоуроки: https://www.youtube.com/watch?v=0ME5iILl3z0
https://www.youtube.com/watch?v=rTFpXJHbjw0
Данные интерактивные ресурсы предоставят учащимся возможность познакомиться с игрой волейбол, помогут провести наблюдение за вариантами подачи мяча, потренироваться на уроке. Видеоролики носят учебный характер, целью которых является улучшение качества школьного образования.
Цели деятельности учителя: сформировать навыки и умения в игре волейбол; освоить технику нижней прямой подачи мяча ; развивать умение рассуждать и доказывать, взаимодействовать со сверстниками во время игры
Воспитательные: формирование норм нравственного – эстетического поведения в разных формах;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: имеют представление об игре волейбол; умеют выполнить технику игровых приёмов, использовать игру волейбол в организации активного отдых .
Личностные: дают оценку работы в парах одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: .контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнение других людей, доказывают свою точку зрения, делают выводы.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Деятельность учащегося | |||||
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный(12 минут) 1.Сообщение УЗ на урок 2.Разминка: Ходьба, бег, спец. Упражнения (передвижения в стойке волейболиста, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, правым и левым боком скрестным шагом, челночным бегом) 3. Перестроение в две шеренги 4. Разминка: ОРУ на месте: -исходное положение (и.п.) – руки на поясе; наклоны головы 1-вправо, 2-влево, 3-вперед, 4-назад -и.п. – о.с., руки в замок, круговые вращения кистями, произвольно (20 сек.); -и.п. – о.с., руки в замок, волнообразные движения кистями влево (на первые 4 счета), то же влево (на следующие 4 счета); - и.п. – о.с., руки в замок; 1 – руки ладонями к груди; 2 – выкрут вперед; 3 – и.п.; 4 – выкрут вверх; - и.п. – о.с., правая рука вверху, левая внизу, рывки руками на каждый счет (6 -8 раз), постепенно увеличивать частоту движений до максимальной; - и.п. – о.с., руки к плечам, круговые движения руками вперед, то же – назад (по 4 раза); - и.п. – о.с., круговые движения прямыми руками вперед, то же назад, (по 4 раза), следить за амплитудой движений; - и.п. – о.с., руки на пояс, круговые движения туловищем вправо, то же – влево (по 4 раза), следить за амплитудой движений, ноги прямые, пятки не отрывать от пола; - и.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс; пружинящие наклоны туловища к правой ноге, в середину, к левой ноге, и.п. (по 4 раза), ноги в коленях не сгибать, руками достать пола; - и.п. – о.с., руки на пояс, прыжок ноги вместе (15 сек.), прыжки на месте, прыгать на носках, туловище и ноги прямые; | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока Знакомство с историей и правилами игры волейбола в процессе урока. Упражнения выполняются в шеренгу по два Все упражнения разминки выполнять по 6 повторов. Размять кисти рук для дальнейших упражнений Упражнения выполнять на максимальной амплитуде При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером Наклон делать глубже, ноги в коленях не сгибать При выполнении прыжков на месте – сохранять дистанцию | Установить роль разминки при подготовке организма к занятию с мячом Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса на готовность к работе по волейболу. Установить роль разминки при подготовке работы с волейбольными мячами Умение выполнять физические упражнения для развития мышц Правильное выполнение задания Безопасное поведение во время выполнения задания Правильное выполнение задания | Прогнозирование- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп Сознательное выполнение определенных упражнений. Сознательное выполнение определенных упражнений. Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп | Обще учебные - использовать общие приемы решения задач Обще учебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за учителем при проведении разминки Взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем. | Обсудить ход предстоящей разминки Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем Обсудить ход предстоящей разминки Деятельность направлена на продуктивное занятие. Деятельность направлена на продуктивное занятие |
Основной (25 минут) Разминка с мячами: (5мин.) - броски мяча двумя руками в парах; - высокие броски двумя руками; - броски мяча с ударом о пол; 1. Передачи мяча двумя руками сверху и снизу: "(10мин.) - волейбольная стойка; - правильное расположение рук при передачи мяча двумя руками сверху и снизу; - наброски на передачу мяча двумя руками сверху и снизу; - передача мяча двумя руками сверху и снизу на оптимальном (удобном) расстоянии; - передача мяча двумя руками сверху над собой и сверху партнёру; - передачи мяча через сетку - работа около стены: наброски на передачу мяча двумя руками сверху и снизу; 2. НИЖНЯЯ ПРЯМАЯ ПОДАЧА МЯЧА"(4 мин.) 1. Имитация подачи мяча. 2. Подача в стену с расстояния 3—6 м. Подачи через сетку с расстояния 3- 9 м от сетки. 3. Подвижная подводящая игра к волейболу: "Мяч среднему"(6 мин.) Перестроение в круг (передача мяча сверху и снизу через среднего игрока" | Перестроить обучающихся на пары. Объяснить технику изучаемых игровых приемов и действий, добиться их самостоятельному освоению, выявить и устранить типичные ошибки. Моделировать технику освоенных игровых действий и приемов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Напомнить технику безопасности при выполнения подачи мяча через сетку Объяснить правила игр | Работа в группах. Описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, повторять и осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. Анализируют задачу, составляют план решения задачи. Применять правила подбора одежды для занятия спортом и использовать игру в волейбол в организации активного отдыха. Работа в парах. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия с волейбольным мячом для комплексного развития физических способностей Коллективная работа | Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Коррекция - адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. Целеполагание - преобразовать познавательную задачу в практическую
самостоятельно находят решение учебной задачи. | Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов волейбола выполняют задания, объясняют свои действия Общеучебные ориентироваться в разнообразии способов решении задач. Информационные - искать и выделять необходимую информацию из различных источников в игре волейбол. | Выполняют задание, Объясняют свои действия Анализируют Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий Принимая участие в работе парами систематизируют знания Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников с элементами волейбола. |
Заключительный (3минут) 1.Упражнения на внимание 2.Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание | Подвести итог проделанной работе на уроке, формирование личной ответственности за результаты своего труда. | Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознавать надобность домашнего задания | Определить смысл поставленной на уроке УЗ | Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ | Адекватная самооценка обучающихся Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей |
В основе структуры урока лежит алгоритм работы, который включает в себя постановку целей и задач урока, деятельность на уроке, оценку результата деятельности и выводы. В соответствии с этим в уроке выделены следующие этапы:
1. Подготовительный этап: организационно - мотивационный (организованное начало урока, определение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности) ., ориентировочный (подготовка организма учащихся к работе в основной части урока в соответствии с поставленными задачами)
2. Основной этап: выполнение заданий, обсуждение результатов и применения умений в жизненных условиях, характеристика выполнения и освоения упражнений
3. Заключительный этап: рефлексивный - повторения теоретического материала .
Этапы урока выстроены в единую логическую цепочку согласно требований к проведению уроков физической культуры.
Для проведения урока были созданы благоприятные морально - психологические и учебно - материальные условия: поддерживала доброжелательный тон, старалась призвать ребят к сотрудничеству. Результаты деятельности учащихся на уроке хорошие, они научились осмысленно воспроизводить изучаемый материал, поняли важность изучаемых двигательных действий, отвечали на прямые и косвенные вопросы.
Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. Учебный материал был подобран с учетом возрастных возможностей, уровня физического развития и обученности учащихся.
Подготовительная часть включала в себя построение, выполнение специальных упражнений в движении, которые выполнялись поточным и фронтальным методами. Для поддержания двигательных качеств (скоростно-силовых) и на формирование специальных умений и навыков использовался непрерывный метод с переменной интенсивностью.
Упражнения подготовительного этапа применялись для того, чтобы разогреть организм, как средство общей подготовки и подводящие к основной части урока.