Автор: учитель начальных классов Поносова Галина Ивановна
Учебное заведение: ЧОУ "СОШ - Европейская школа" Пермский край, г. Пермь
Краткое описание работы: Данный конспект урока может быть использован учителями начальной школы, работающих по программе "Перспектива" на уроке литературного чтения во 2 классе.

Дата публикации: Урок литературного чтения по теме: «Ненецкая сказка «Кукушка», УМК «Перспектива» (2 класс) Данный конспект урока может быть использован учителями начальной школы, работающих по программе "Перспектива" на уроке литературного чтения во 2 классе.
Просмотреть свитедельство о публикации

classic2

Урок литературного чтения по теме: «Ненецкая сказка «Кукушка», УМК «Перспектива» (2 класс)

Конспект урока литературного чтения по  теме:

Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс

Цель деятельности учителя: создать условия для  формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать виды сказок и их отличительные особенности;
  • знать названия сказок народов России, главных героев;
  • уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать.

Личностные результаты:

·         развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

·         развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

·         формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

·         учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки из  текста;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         находить ответы на вопросы в тексте  на основе иллюстраций.

Коммуникативные УУД:

·         развитие умения слушать и понимать речь других; 

·         оформление своих мыслей в устной форме;

·         умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД: 

·         определять и формулировать цель деятельности на уроке в совместной деятельности с учителем;

·         учиться работать по предложенному учителем плану.

1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.

     Прозвенел звонок веселый,

     Мы начать урок готовы.

     Будем слушать, рассуждать

     И друг другу помогать.

2. Артикуляционная гимнастика.

  — Дыхательные упражнения

Вдох (через нос) — выдох (через рот)     (без звука)

Вдох (через нос)- выдох (через рот)     (со звуком ШШШШ)

Вдох (через нос)- выдох (через рот)     (порциями со звуком ХХХХХ)

Работа с чистоговоркой. (хором)

Работа со скороговоркой  (у каждого своя скороговорка, взаимопроверка в парах,2-3 человек опросить)

 — Ребята, для чего нам нужно делать дыхательные упражнения, проговаривать чистоговорки, скороговорки?

3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение пройденного материала)

Блиц-опрос

Как называется раздел, по которому мы совершаем путешествие? (Мир народной сказки)

— Что такое сказка? (произведение с вымышленными героями и событиями)

— Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые)

— По каким приметам мы можем узнать, что произведение – это сказка? (зачин, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, присказка)

Игра «В гостях у сказки» (презентация)

— Сейчас мы  немного поиграем и вспомним героев сказок и их названия по одному предложению из произведения.

  • «Сестрица Аленушка, я пить хочу!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка);

  • «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»

      («Лисичка-сестричка и волк» — русская народная сказка);

  • «Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали!»

 («Зимовье», русская народная сказка)

  • «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как меня ноги унесли!»»

У страха глаза велики», русская народная сказка).

  •  «А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела»

       («Лиса и журавль», русская народная сказка)

  • «Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась»»

      («Айога», нанайская народная сказка)

— Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные)

Какая сказка  в викторине не является русской?  («Айога»)

— Какой народ ее сочинил? (нанайский)

Учитель.

— Наша страна — Россия огромная, многонациональная,  в ней проживают разные народы, которые  пишут прекрасные сказки.

 — Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, как нанайцы. А сейчас мы с вами мысленно отправимся  вновь на север страны в заснеженную тундру.

 4. Подготовка к  восприятию. Целеполагание.

  Обращение к презентации

 Тундра — холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

 

— Ребята, а какие народы живут в тундре?

— Коренные жители Севера — это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты.

  Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

 Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

— Как вы думаете, о чём или о ком на уроке мы сегодня узнаем?

— Какова цель нашего урока?

Работа над иллюстрацией

Откройте учебники на странице 82, рассмотрите рисунок.

— Кого вы видите на рисунке?

— Где происходят события?

— Как вы думаете, как называется сказка?

— А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)

— Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…..)

 — Кто из вас видел кукушку? Слышал?

— Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.

 

1. Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

 2. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.

 3. Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка — птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

 ФИЗМИНУТКА

 5. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

  • самостоятельное чтение сказки
  • первичное восприятие сказки

— О ком сказка, кто главные герои?

— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

— Почему так названа эта сказка?

  • словарная работа (обращение к толковому словарю в учебнике)

чум, малица, напёрсток

  • чтение сказки по цепочке
  • работа по содержанию сказки  (коллективная работа)

-Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Предложенные  варианты (на доске),   докажите  правильность   или неточность утверждений:

—  мать не любила своих детей;

—  мать хотела птицею долететь до воды;

— матери   было   тяжело   видеть,   что   ее   дети   растут   черствыми   и   равнодушными;

—  Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

—  Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? (выборочное чтение)

-Какими были дети?(беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

— Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

  (Сожаление, страх)

— Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели — извиниться.)

 — Работа в парах «Собери пословицу»

— На  партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

У одних  пар получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

У других пар получается такая пословица:

При солнышке светло, при матери добро.

— Какие пословицы у вас получились?
— Объясните, как вы понимаете их смысл..

— Можно ли сказать, что сказка «Кукушка « является легендой о птице – кукушке?

 6. Рефлексия. Итог урока.

 Закончи предложения:

Я прочитал (а)….

Она заставила меня задуматься о (об)….

Сказка меня научила….

Мне на уроке понравилось…

Я испытывал затруднения в…..

10. Оценивание. Просмотр мультфильма (остаток времени)

 11. Домашнее задание.

Подготовить пересказ от лица детей или от лица матери

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.