Автор: Гаранина Маргарита Валериановна
Учебное заведение: КГУ "Средняя школа № 12"
Краткое описание работы: Знакомятся с новым произведением М.Зверева. Учатся выделять выразительные средства языка. Закрепляют навыки выразительного чтения.

Дата публикации: Урок литературное чтение «М. Зверев «Спасибо, матушка, Зима» Знакомятся с новым произведением М. Зверева. Учатся выделять выразительные средства языка. Закрепляют навыки выразительного чтения.
Просмотреть свитедельство о публикации

classic2

Урок литературное чтение «М. Зверев «Спасибо, матушка, Зима»

Тема: М. Д. Зверев Спасибо, матушка Зима!

Цель: развитие навыков чтение, познавательных интересов и творческих способностей.

 Задачи урока:

Предметные: чтение и анализ сказки М. Зверева «Спасибо, матушка Зима», находить в

тексте эпитеты, сравнения.

Личностные: воспитывать у детей чувства сопереживания, стремление помочь зимующим обитателям леса; проявлять положительные эмоции при чтении описаний зимней природы, выражать свои чувства при анализе текста.

Системно-деятельностные: чтение выборочное, комментированное, по ролям.

использование художественной выразительности при пересказе текста.

 Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах.

 Оборудование: портрет М. Зверева, иллюстрации диких животных (горностай, белка,

заяц, ласка, хомяк, ястреб, филин) запись на доске, картина «Зима»,

таблицы, презентация.

Ход урока.

1. Орг.момент. Постановка учебной цели.

Добрый день! Начинаем урок литературного чтения. Я приглашаю вас в литературную мастерскую. Каждый узнает для себя что-то интересное, необычное. За правильный ответ вы будете получать подарок от волшебницы зимы «снежинки». «5»-5 снежинок. «4»-4 снежинки. «3»-3 снежинки.

2. Индуктор. Актуализация опорных знаний. Чтение стихотворения А. С. Пушкина

«Вот север тучи нагоняя…»                                                  Звучит музыка П. И. Чайковского

Вот север тучи нагоняя,                                                         «Времена года»

Дохнул, завыл-

И вот сама-                                                                               Презентация (слайды о зиме)

Идет волшебница- зима Пришла, рассыпалась,

Клонами повисла на суках дубов.                                        Стихотворение читает учитель

Легла волнистыми коврами.                                                наизусть.

Среди полей, вокруг холмов

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Дохнул мороз и рады мы

Проказам матушки-Зимы!

-О каком времени года говорится в стихотворении А. С. Пушкина? -Как автор называет зиму? (волшебница, матушка) -Кто любит зиму? Почему?

3. Предположение (на доске слова). Предположим о чем мы будем говорить.

Зима.                                                                        Опережающее домашнее задание.

Зверята.                                                                  Сочинение-сказка «Зимний лес»

Невидимки. Неокрашенные хвосты.

4.  Само конструкция (сочинение-сказка)

5.  Афиширование.

Давайте послушаем, какие сказки у вас получились?          Слушание сказок (3 человека)

6. Сообщение темы и цели урока.

Зима- любимое время года многих поэтов и писателей, художников и композиторов.

У нас в гостях известный писатель М. Д. Зверев. Он тоже очень любил зиму и принес сказку«Спасибо, матушка Зима!».

7. Слово о писателе.

Детство и юность писателя прошли на берегу реки Оби, среди живописной алтайской природы. Летом вся семья жила в лесу. И первое знакомство маленького Максима с жизнью было и знакомство с природой. После окончания гимназии, а потом Томского университета, он становится профессиональным зоологом.

Участвует в экспедициях, ведет наблюдения, пишет научные работы, книги, их с интересам читают и взрослые и дети. Книги М. Зверева бесценны. Они открывают читателям природу необозримых просторов Сибири и Казахстана. Он говорил:

«Наш родной дом-это природа. Рассказать людям о природе, учить их любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию -это для меня дело всей жизни».

8. Демонстрация книг.

Эти книги являются последними в творчестве М. Зверева. Читая их вы узнаете о жизни животных, природе Казахстана и Сибири.

9. Чтение сказки учителем.

-Понравилась ли сказка?                                                            

-Кто понравился? Почему?                                                         

Показ слайдов.

10. Гимнастика для глаз.

11. Чтение «жужжащее»

-Почему зиму называют матушкой?     (Она как мама заботится о животных).

12.Физминутка.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

13. Чтение по частям.

Когда вы читали находили много красивых, необычных слов и выражений, которые писатели используют для описания природы, явлений, предметов. Такой прием в литературе называется эпитетом. Мы должны найти эти необычные слова.

1. Чтение 1 обзаца.
-Как появилась Зима?
(из снежного вихря)

-Как представляет зиму автор?                                             Эпитеты (слайд)

Светло-голубая шаль

белоснежная шуба

сверкающие звезды

белые расписные варежки

синие, синие глаза

Вывод. Перед нами царица, красавица зима.

-С чем сравниваются глаза?                                                       Сравнение (слайд)

(глаза синие  синие, как небо в морозный солнечный день).

-Найдите слова, характеризующие действия зимы, (появилась, подняла говорила)

2. Чтение 2 абзаца.

-Как подействовало появление Зимы на окружающих?

Ветер стих.

Снег прекратился

Наступила тишина

Испугались зверята

Полезли прятаться.

-Какой звери представили себе Зиму? (злой, жестокой, холодной)    Таблица

3. Чтение 3 абзаца.

-За что звери благодарят Зиму?

-Какая она оказалась в действительности? (добрая, заботливая, внимательная) как мать.
-А какие животные благодарны матушке Зиме?                          Иллюстрации животных

Словарная работа: ласка, горностай.

14.      Выборочное чтение.

-О чем шептал шумливый ветерок?

-Как матушка Зима позаботилась о горностае и белке? Почему? -Как прячут свои ушки зайчата? -А как становятся невидимками ласка и хомячок? -Прочитайте слова, в которых выражается благодарность?

15.      Чтение по ролям.

Назовите героев сказки? Распределение ролей.

автор

Зима

зайчата

зверята

16.      Рефлексия.

-Понравилось ли вам матушка Зима?

-Кто помог лучше узнать Зиму? (автор)

-Что здесь было сказочного, а что бывает в реальности?

17.      Итог урока.

Выставление оценок (учащиеся подсчитывают количество снежинок).

18.      Домашнее задание, (по группам)

1  группа. Нарисовать зиму.

2  группа. Чтение по ролям.

3  группа. Пересказ сказки.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.