Автор: Михайловская Л.А.
Учебное заведение: КГУ "Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района"
Краткое описание работы: урок- исследование с применением современных техник учения

Дата публикации: урок- исследование на тему «Корень слова. Родственные слова» урок- исследование с применением современных техник учения
Просмотреть свитедельство о публикации

08180388b7b75288821980d97cc1daa7

урок- исследование на тему «Корень слова. Родственные слова»

План урока русского языка

Тема: Корень слова. Родственные слова.

 

 

КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»

Дата:  23.11.16г.

Имя учителя: Михайловская Л.А.

Класс: 2 «Б»

 

Кол-во присутствующих/кол-во отсутствующих : 15/1

Цели обучения, благодаря которым урок поможет

Все учащиеся должны:

знать, что такое родственные слова, корень слова, уметь находить общую часть родственных слов.

Большинство учащихся должно:

находить лишние слова в цепочке слов с одинаковым корнем; объяснять, почему они не являются родственными; вести журнал исследования; уметь самооценивать себя на уроке по критериям.

Некоторые учащиеся должны:

готовиться заранее к уроку (учить наизусть загадки, стихотворения о корне); организовывать работу в группах, уметь анализировать, делать выводы, выступать в роли спикера.

Языковые цели

Учащиеся могут:

находить корень слова; различать однокоренные слова; находить лишнее слово в словесной цепочки слов с одинаковым корнем.

Ключевые слова и фразы

корень слова, родственные слова, толковый словарь Ожегова.

 

Необходимый язык для разговоров и письма

Вопросы для обсуждения:

Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос?

Подсказки…..

Толковый словарь Ожегова; « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

Раннее обучение

Состав слова, окончание.

План

Запланированные сроки

Мероприятия

Ресурсы

Начальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический настрой.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Заходя в этот класс на урок.
Голосистою птицей весёлой
Заливается школьный звонок.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Поделитесь, ребята, улыбкой,
Чтоб ответную искру зажечь.
Проверьте, дети, всё ль в порядке:
учебник, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь.

2Актуализация опорных знаний и умений.

— Ребята, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке? (состав слова)

Из каких частей состоит слово? (окончание, суффикс, корень, приставка).

С какой частью слова мы уже знакомы? (расскажите друг другу правило — что такое окончание).

3.Введение в новый раздел. Подготовка к изучению нового материала

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование       

— Все вы  станете с исследователями.  Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к выдержкам из словаря С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению»

 — Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

— Возьмите свои журналы и запишите  дату исследования и своё имя.

Ребята, посмотрите на интерактивную доску и скажите, кого вы видите на нем? (семья)

А кого считают родственниками?

(Родственниками считаются люди, у которых общие родители или общие предки – бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушкиi)

— Скажите, можно ли наших Вадимов  назвать родственниками? Ведь у них одно имя и живут в одном посёлке и учатся в одном классе? (Нет. У них разные родители, они живут  в разных семьях, внешне не похожи).

— Как узнать родственников, что их объединяет?

Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками

Как вы думаете, а еще у кого могут быть родственники?

(У животных, растений, вещей)

А у слов могут быть родственники?

(Наверное, могут)

— Хотите это выяснить?

(Дети – конечно хотим)

Тогда сейчас мы этим и займемся.

4. Организация исследовательской работы учащихся с целью открытия понятия «родственные слова» и выделения их признаков.

Итак, какую же учебную задачу мы сегодня поставим?

(Исследовать слова, чтобы узнать, есть ли родственники у слов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Слайд 1

 

Толковый словарь Ожегова

 

 

 

 

Слайд 2

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

Средний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Отгадывание загадки: (подготовленный заранее ученик)

 Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Найдите и прочитайте в раздаточном материале на ваших столах выдержки из толкового словаря.

        Корень:

1)    подземная часть растения;

2)    часть волоса, зуба, ногтя;

3)    часть слова.

Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто может догадаться, как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

 — Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень- часть слова). Итак,  тема исследования «Корень слова. Родственные слова».

2)А как вы думаете, могут ли слова расти?

Послушайте стихотворение, которое вам прочитает Влад (заранее подготовленный ученик)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –

был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём растут слова. И у всех слов есть общая часть та, которую человек посадил сначала.

3)Исследуйте эти слова в своих группах и скажите, чем они похожи? Что есть общего у них? А похожи ли они по смыслу?

Сад, посадка, садовник, садик, рассада, пересадить, садовый.

(одинаковая часть – сад).

Как же называется такие слова, которые имеют одинаковую (общую) часть? Ознакомьтесь с  правилами на странице 89-90 самостоятельно, затем расскажите друг другу в группе и допишите неоконченные предложения в журнале исследования.

4)Как называются эти слова? (родственными) Так есть ли у слов родственники?

Что такое корень слова? Как он обозначается?

5)Выделите корень в родственных словах. Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.

Поняли, что означает это слово?

Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?

6)В корне заключено общее значение родственных слов. Запишите вывод в журнал.

Физминутка.

7)Итак, мои исследователи, предлагаю вам в группах ознакомиться с инструкцией  «Как найти корень слова», и выполнить задание в группе

Инструкция: как найти корень слова.

1. смотрю значение слова

2.  подбираю «родственников»

3. выделяю общую часть

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам!

1 группа:

— Найдите общую часть у слов, обозначьте корень. Как называются эти слова?

Гриб – грибок – грибник

Город – городок – пригород

2 группа:

— Найдите общую часть у слов, обозначьте корень. Как называются эти слова?

Цвет-цветок-цветной-цветник.

Лес – лесной – лесок-лесник.

3 группа:

— Найдите общую часть у слов, обозначьте корень. Как называются эти слова?

Трава – травяной – травушка

Рыба – рыбак – рыбный

8)Итак, а сейчас мы попробуем сделать ещё одно открытие. Подумайте в группах и решите, какое слово «лишнее» среди данных слов и почему?

1 группа

Водяной, вода, водитель.

2 группа

Лист, лиса, лисёнок.

3 группа

Лось, лоскут, лосёнок.

Защита ответов.

9)Сделайте вывод, все ли слова с одинаковым корнем могут быть родственными? Вспомните начало урока и мой вопрос о родстве Вадимов…

— При подборе родственных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим, и тогда такие слова не будут родственными. Запишите вывод в журнал исследования, добавьте пропущенное слово в предложение.

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал, выдержки из словаря Ожегова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

Учебник русского языка

 

 

Журнал исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муз.физминутка «Барбарики»

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

Слайд 10

Конечный

 

 

 

 

 

 

 

10)Итак, ребята, а сейчас вам предстоит подтвердить свои знания в тест- опросе.

5.Контроль и самопроверка знаний.

 Тест – опрос

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-»

1.Слова рисунок, рис, рисование являются однокоренными, т. к. имеют общую часть слова.

 2.Корень – это общая часть родственных  слов.

3.Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

Самопроверка 1)- 2)+ 3)+ 
5-все правильно, 4-1 ошибка, 3-2 ошибки.

6) Итог урока. Зачитайте выводы, которые вы сделали в журнале наблюдения (дети зачитывают).

 Домашнее задание: выучить правило на странице89-90, упр.238; подумать над вопросом может ли гусеница быть родственницей гуся (дифференцированное).

7) Достиг ли наш урок цели, выполнили мы учебную задачу? (исследовали слова, чтобы узнать есть ли у слов родственники)

8) Рефлексия. Оценивание.

 Проанализируйте и оцените свою работу на уроке, используя таблицу в журнале исследования и шкалу самооценивания. Отметьте ваш уровень работы на уроке на лесенке успеха. После урока я просмотрю ваши журналы, посчитаю все баллы за вашу работу на уроке, учитывая оценку за тест-опрос,  и поставлю рядом с вашей самооценкой  свою оценку за урок.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Тест-опрос

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

Дополнительная информация

Разделение — каким образом я окажу поддержку? Как я планирую бросить вызов более способным ученикам?

Оценка — как я собираюсь проверять знания учеников?

Связи между разными учебными планами. Связь ИКТ. Связь между ценностями.

Заранее подготовить к уроку загадки, стихотворения; возможность проявить себя в групповой работе; дифференцированное домашнее задание.

 

 

 

 

Журнал исследования; таблица самооценивания, тест-опрос.

Познание мира, развитие речи, пополнение словарного запаса слов из словаря Ожегова; опережающее обучение (знакомство с термином многозначные слова); использование на уроке презентации.

Были ли цели урока достаточно объективными? Что сегодня изучили ученики? Какова была атмосфера в классе?

Цели урока были объективными, урок достиг цели. Все ребята справились с предложенными заданиями, исследовали корень слова, записывали выводы в журнал исследования; провели самооценивание по критериям. Контрольный тест-опрос в конце урока показал, что все дети выполнили его на «4» и «5». Атмосфера в классе была доброжелательная, позитивная.