План урока
I. Организационный момент.
1.Всупительное слово учителя :
– Сегодня урок повторения за курс 6 класса хотелось бы посвятить истории развития…, а вот чего? Давайте попробуем расшифровать. Но для начала откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Итоговое повторение материала 6 класса»
II. Блиц – турнир (первая буква каждого ответа является шифром)
1. Чтобы прибавить к сумме двух чисел третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего. Что это за свойство?
( Сочетательное свойство)
2. Как называют первую координату точки?
(Абсцисса)
3. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют…?
( Масштаб)
4. Частное двух чисел называют…?
(Отношение)
5. Число, которое вычитают …?
(Вычитаемое )
6. План действий…?
(Алгоритм)
7. Как называют операцию записи выражения без скобок?
(Раскрытие скобок)
Получилось слово – САМОВАР
Стоит толстячок,
Подперши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
– Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. “Сам варит” – отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Но у чая был серьезный конкурент. А вот как он назывался вы узнаете выполнив следующее задание.
III. Повторение пройденного материала:
№ 1. Найдите значение выражения( в тетради,самопроверка,Харитонова)
-4,8 * 3,7 – 2,9 * 8,7 + 2,565 : 3,42 – 27,81 : 2,7;
1. – 17,76 Е
2. – 25,23 Т
3. 0, 75 Ь
4. – 10,3 Н
5. – 42,99 Б
6. – 42,24 И
7. – 52,54 С
– Теперь расположите ответы действий в порядке возрастания впишите соответствующие ответам буквы в таблицу
С | Б | И | Т | Е | Н | Ь |
– 52,57 | – 43,02 | – 42,27 | – 25,23 | – 17,76 | – 10,3 | 0, 75 |
Получилось – СБИТЕНЬ
– Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
– В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей – чай.
Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.
– История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим более 250 лет.
– А вот выполнив следующее задание вы узнаете в каком году в Туле впервые появился самовар.
№ 2. Решите уравнения, а корни уравнений и укажут верный год:
А) 6х -12 = 5х – 11; х = 1
Б) 32,36 – 2 * (1,3х +1) = 5,6х – 27, 04; х = 7
В) 512у – 234 = 16 ; х = 7
Г) – 5 * (2а + 1) – 11 = – 96. х = 8
– Получили – 1778 г.
Действительно, о появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.
– И все же прошло еще полвека, прежде чем самовары окончательно утвердились в российских домах — от императора до крестьянина. Случилось это уже после Отечественной войны 1812 года.
– В XIX веке самовар “расселяется” в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях, а далее и по всей России.
– Самые редкие и дорогие самовары делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные – из меди и латуни. Особенность самоваров – надписи-поговорки.
– Давайте выполним следующее задание и познакомимся с одной из них
№ 3. : По закодированным словам через координаты точек, разгадать надпись –поговорку
Ч А Й П Ь Е Ш Ь Д О
(-4;4) (0;4) (-4;0) (-8;4) (0; -4) (-8;-4) (-4; 8) (0;-4) (4;0) (-6;6)
С Т А Л Е Т
(6;-8) (6;-4) (0;4) (-4;-4) (-8;-4) (6;-4)
Д О Ж И В Е Ш Ь
(-4;0) (-6;6) (-3;2) (2;-4) (-6;8) (-8;-4) (-4; 8) (-4;2)
– Молодцы ! Но, чтобы дожить до ста лет, необходимо иметь отличное здоровье. А для этого надо заниматься спортом, правильно питаться и вести здоровый активный образ жизни. Поэтому сейчас мы выполним физкультминутку, а проведет ее наш интерактивный друг.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Повторение пройденного материала
– Ну, что ж ребята, отдохнули и снова за дело – продолжим изучать тульский самовар.
– Часто устраивались выставки самоваров и наиболее красивым экземплярам вручались медали. Это было очень престижно и владельцы фабрик клеймили на самовары образцы медалей. Такие самовары стоили дорого и их могли себе позволить купить только очень богатые люди…
– А как вы думаете? Сколько весит самый тяжелый самовар?
– В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 килограммов и вмещающий 250 литров воды. Корпус самовара был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар «поспевал» за 40 минут, а вода в нем не остывала двое суток! Этот «сувенир» был прислан в подарок председателю ВЦИК Калинину, а тот передал его рабочим московского района Красная Пресня. За самоваром, бывало, усаживалось по праздникам до 500 человек.
– Очень много различных задач есть про самовар. Давайте познакомимся с одной из них
№ 4. Решите задачу «Поставили самовар ,а потом 7 раз садились пить чай и каждый раз выпивали половину имеющейся в нем воды. Оказалось, что после этого остался всего стакан воды. Сколько воды было в самоваре перед чаепитием?
Решение:
Когда седьмой раз садились пить чай, то в самоваре было 2 стакана воды, так как по условию выпивали половину имеющейся там воды.
Значит, когда садились шестой раз пить чай, то в самоваре было 4 стакана воды, и так далее.
А всего в самоваре было стаканов воды
2*2*2*2*2*2*2=128 стаканов
Ответ: 128
– Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном «котле» , самовар заявляет о своей готовности пронзительным свистом. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар, уложенный в тендер.
– А как вы думаете существует ли самый маленький самовар и какова его высота? Давайте попробуем решить следующую задачу и ее ответ поможет вам ответить на мой вопрос:
№ 5. Упростите выражение и найдите его значение
1 – (0,2 х – 0,4 у – 0,5) – 0,4 у; если х = – 10, у = – 7,7
Решение:
1 – (0,2 х – 0,4 у – 0,5) – 0,4 у = 1 – 0,2 х + 0,4 у + 0,5 – 0,4 у = 1,5 – 0,2 х;
Если х = – 10, то 1,5 – 0,2 * (-10) = 1,5 + 2 = 3,5
Ответ: 3,5
– И действительно, самый маленький самовар был сделан слесарем Института радиотехники и электроники АН СССР Василием Васюренко. В действующем самоварчике высотой 3,5 миллиметра можно вскипятить.. . одну каплю воды.
– В 9 и 11 классе вам ребята предстоит пройти итоговую аттестацию в форме ГИА и ЕГЭ. А вот такие задачи могут вам встретиться
№ 6. В цехе изготовили 120 самоваров и 20 подносов. Масса одного самовара 3,2 кг. Определите массу одного подноса, если на изготовление самоваров израсходовано 0,96 частей всего материала.
Решение:
1) 120 * 3,2 = 384 (кг) – масса всех самоваров
2) 384 : 0,96 = 400 ( кг) – масса самоваров с подносами
3) 400-384 = 16 (кг) – масса подносов
4) 16: 20 = 0,8 (кг) – масса одного подноса.
Ответ: 0,8 кг
– Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо потрудились, мы многое успели повторить и многое узнали интересного о истории тульского самовара. Неслучайно великие русские писатели и поэты описывали в своих произведениях обычаи русского чаепития. Лев Толстой с восторгом говорил, что этот напиток имеет чудодейственную силу, “высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине, а особенно если это чай из самовара.
VI. Домашнее задание:
1. Поставили самовар, а потом 7 раз садились пить чай и каждый раз выпивали половину имеющейся в нем воды и еще полстакана, после чего воды не осталось. Сколько воды было в самоваре перед чаепитием?
2. Зашифровать точками на координатной плоскости изображение самовара.
VII. Рефлексия
– Для подведения итогов урока я предлагаю вам воспользоваться нашим упражнением «Плюс-минус-интересно».
Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф, которая лежит перед вами. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным. В графу «И» – «интересно» вписываете все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.