Автор: Оськина Наталья Витальевна
Учебное заведение: МБОУ СШ №13 им. С. В. Залетина
Краткое описание работы: Обобщающее повторение по математики за курс 6 класса

Дата публикации: Урок-экскурсия в Тульский музей самоваров Обобщающее повторение по математики за курс 6 класса
Просмотреть свитедельство о публикации

algebra

Урок-экскурсия в Тульский музей самоваров

                                            План урока

I. Организационный момент.

1.Всупительное слово учителя :

—   Сегодня урок повторения за курс 6 класса  хотелось бы посвятить истории развития…, а вот чего? Давайте попробуем расшифровать. Но для начала откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Итоговое повторение материала 6 класса»

 

 II. Блиц – турнир (первая буква каждого ответа является шифром)

 

1. Чтобы прибавить к сумме двух чисел третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего. Что это за свойство?

                                                                                        ( Сочетательное  свойство)                                                                        

2.  Как называют первую координату точки?

                                                                                        (Абсцисса)

3.  Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности  называют…?

                                                                                        ( Масштаб) 

4.  Частное двух чисел называют…?

                                                                                        (Отношение) 

5.   Число, которое вычитают …?

                                                                                        (Вычитаемое )

6.  План действий…?      

                                                                                         (Алгоритм)      

7.  Как называют операцию записи выражения без скобок?

                                                                                         (Раскрытие скобок)                                                      

Получилось слово  — САМОВАР

Стоит толстячок,
Подперши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

 

 

— Всем известно, что самовар — это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

         Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Но у чая был серьезный конкурент. А вот как он назывался вы узнаете выполнив следующее задание.

III.  Повторение пройденного материала:

 

№ 1. Найдите  значение выражения( в тетради,самопроверка,Харитонова)

 

        -4,8 * 3,7 – 2,9 * 8,7 + 2,565 : 3,42 – 27,81 : 2,7;

 

1. – 17,76        Е

2. – 25,23        Т

3. 0, 75            Ь

4. – 10,3          Н

5. – 42,99        Б

6. – 42,24       И

7. – 52,54        С

 

Теперь расположите ответы действий в порядке возрастания впишите соответствующие ответам буквы в таблицу

 

С

Б

И

Т

Е

Н

Ь

– 52,57

– 43,02

– 42,27

– 25,23

– 17,76

– 10,3

0, 75

Получилось – СБИТЕНЬ

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

— В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.

Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

— История русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим более 250 лет.

— А вот выполнив следующее задание вы узнаете в каком году в Туле впервые появился самовар.

 

№ 2. Решите уравнения, а корни уравнений и укажут верный год:

 

 А)    6х -12 = 5х – 11;                                        х = 1

 

 Б)     32,36 – 2 * (1,3х +1) = 5,6х – 27, 04;       х  = 7

 

 В)     512у  — 234   = 16  ;                                  х = 7              

 

 Г)     — 5 * (2а + 1) – 11 = — 96.                          х = 8

 

Получили – 1778 г.

 

 Действительно, о появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

 

— И все же прошло еще полвека, прежде чем самовары окончательно утвердились в российских домах — от императора до крестьянина. Случилось это уже после Отечественной войны 1812 года.

 

— В XIX веке самовар «расселяется» в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях, а далее и по всей России.

 

— Самые редкие и дорогие самовары делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные — из меди и латуни. Особенность самоваров – надписи-поговорки.

 — Давайте выполним следующее задание и познакомимся с одной из них

 

№ 3.  :   По закодированным словам через координаты точек, разгадать надпись –поговорку

 

 

 

    Ч         А         Й                 П         Ь         Е           Ш       Ь                Д          О        

(-4;4)   (0;4)   (-4;0)              (-8;4)   (0; -4)  (-8;-4)   (-4; 8)   (0;-4)        (4;0)   (-6;6)

 

 

    С          Т         А                   Л           Е         Т      

 (6;-8)   (6;-4)  (0;4)             (-4;-4)    (-8;-4)  (6;-4)

 

 

        Д          О           Ж       И         В          Е          Ш         Ь

    (-4;0)   (-6;6)     (-3;2)  (2;-4)   (-6;8)   (-8;-4)   (-4; 8)   (-4;2)       

 

— Молодцы ! Но, чтобы дожить до ста лет, необходимо иметь отличное здоровье. А для этого надо заниматься спортом, правильно питаться и вести здоровый активный образ жизни. Поэтому сейчас мы выполним физкультминутку, а проведет ее наш интерактивный друг.

 

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

 

V. Повторение пройденного материала

 

—  Ну, что ж ребята, отдохнули и снова за дело  —  продолжим изучать тульский самовар.

— Часто устраивались выставки самоваров и наиболее красивым экземплярам вручались медали. Это было очень престижно и владельцы фабрик клеймили на самовары образцы медалей. Такие самовары стоили дорого и их могли себе позволить купить только очень богатые люди…

 — А как вы думаете? Сколько весит самый  тяжелый самовар?

 

 — В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 килограммов и вмещающий 250 литров воды. Корпус самовара был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар «поспевал» за 40 минут, а вода в нем не остывала двое суток! Этот «сувенир» был прислан в подарок председателю ВЦИК Калинину, а тот передал его рабочим московского района Красная Пресня. За самоваром, бывало, усаживалось по праздникам до 500 человек.

 

—  Очень много различных задач есть про самовар. Давайте познакомимся с одной из них

 

 

№ 4.  Решите задачу «Поставили самовар ,а потом 7 раз садились пить чай и каждый раз выпивали половину имеющейся в нем воды. Оказалось, что после этого остался всего стакан воды. Сколько воды было в самоваре перед чаепитием?

 

Решение:

 

Когда седьмой раз садились пить чай, то в самоваре было 2 стакана воды, так как по условию выпивали половину имеющейся там воды.

Значит, когда садились шестой раз пить чай, то  в самоваре было 4 стакана воды, и так далее.

А всего в самоваре было  стаканов воды

 

2*2*2*2*2*2*2=128 стаканов

 

Ответ: 128

  — Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном «котле» , самовар заявляет о своей готовности пронзительным свистом. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар, уложенный в тендер.

 

— А как вы думаете существует ли самый маленький самовар и какова его высота? Давайте попробуем решить следующую задачу и ее ответ поможет вам ответить на мой вопрос:

 

№  5. Упростите выражение и найдите его значение

 

1 – (0,2 х – 0,4 у – 0,5) – 0,4 у; если х = — 10, у = — 7,7

 

Решение:

 

1 – (0,2 х – 0,4 у – 0,5) – 0,4 у = 1 – 0,2 х + 0,4 у + 0,5 – 0,4 у = 1,5 – 0,2 х;

 

Если х = — 10, то 1,5 – 0,2 * (-10) = 1,5 + 2 = 3,5

 

Ответ: 3,5

 

И действительно, самый маленький самовар был сделан слесарем Института радиотехники и электроники АН СССР Василием Васюренко. В действующем самоварчике высотой 3,5 миллиметра можно вскипятить.. . одну каплю воды.

 

 

— В 9 и 11 классе вам ребята предстоит пройти итоговую аттестацию в форме ГИА и ЕГЭ. А вот такие задачи могут вам встретиться

 

№ 6.  В цехе изготовили 120 самоваров и 20 подносов. Масса одного самовара 3,2 кг. Определите массу одного подноса, если на изготовление самоваров израсходовано 0,96 частей всего материала.

Решение:

 

1)    120 * 3,2 = 384 (кг) – масса всех самоваров

2)    384 : 0,96 = 400 ( кг) – масса самоваров с подносами

3)    400-384 = 16 (кг) – масса подносов

4)    16: 20 = 0,8 (кг) – масса одного подноса.

 

Ответ:  0,8 кг

 

— Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо потрудились, мы многое успели повторить и многое узнали интересного о истории тульского самовара.  Неслучайно великие русские писатели и поэты  описывали в своих произведениях обычаи русского чаепития. Лев Толстой с восторгом говорил, что этот напиток имеет чудодейственную силу, «высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине, а особенно если это чай из самовара.

 

VI. Домашнее задание:

 

1.      Поставили самовар, а потом 7 раз садились пить чай  и каждый раз выпивали половину имеющейся в нем воды  и еще полстакана, после  чего воды не  осталось. Сколько воды было в самоваре перед чаепитием?

2.     Зашифровать точками на координатной плоскости изображение самовара.

 

VII. Рефлексия

 

—  Для подведения итогов урока я предлагаю вам воспользоваться нашим упражнением «Плюс-минус-интересно».

 Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф, которая лежит перед вами. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным. В графу «И» — «интересно» вписываете все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.