Автор: Королёва Светлана Михайловна
Учебное заведение: ГОУ ЛНР "Артемовская специализированная школа №8"
Краткое описание работы:  урок дает возможность познакомить учащихся с историей создания увеличительных приборов, выучить строение микроскопа и правила работы с ним.

Дата публикации: Урок биологии в 5 классе » Увеличительные приборы»  урок дает возможность познакомить учащихся с историей создания увеличительных приборов, выучить строение микроскопа и правила работы с ним.
Просмотреть свитедельство о публикации

natural science

Урок биологии в 5 классе » Увеличительные приборы»

Урок биологии по теме «Увеличительные приборы»

Класс: 5 (ФГОС)

УМК: учебник 5 класс Биология, И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф, 2012 год.

Цель: сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правила работы с ним.

Задачи:

·         Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, с правилами работы с микроскопом.

·         Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

·         Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи:

1.Физика (устройство оптических приборов);
2.Математика (математические расчетные действия);
3.Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);
4. История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: “объектив”, “окуляр”, “микропрепарат”, “наблюдение”, “микромир”, самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУДпланирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока “Увеличительные приборы”

Стадии технологии

Этапы урока

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

Методы и формы работы

Планируемые результаты, УУД

Организационный момент. (2 мин.)

 

Проверка отсутствующих.

     

1. Проверка д/з

Раздать листья на 2 группы учащихся (по 4 человека). С остальными провести устный опрос по теме «Методы изучения природы».

Рассмотреть листья различных деревьев и сделать вывод о их внешнем виде, строении, окраске и размерах. Отвечают на вопросы учителя.

Групповая.

Беседа.

2. Стадия “Вызова”.

 

Создание эмоционального настроя учащихся на уроке.

   

2. Мотивация и целеполагание.

(5 минут.)

На доске появляется текст с крупным шрифтом, мелким и очень маленьким. (Презентация.)

 

Постановка проблемы: Как же мы с вами сможем прочить тест на доске. Что для этого нужно?

Учитель: Ребята, так о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Учитель: Познакомимся с увеличительными приборами, с их устройством и с правилами работы с ними.

Какие увеличительные приборы вы знаете?

Пытаются решить проблему.

Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

 

 

 

(Ответы учащихся)

 

 

Тема урока: Увеличительные приборы.

 

(Лупа, микроскоп.)

Беседа.

Регулятивные УУД.

3. Стадия “Осмысления”.

3. Изучение нового материала.

 

1) История открытия микроскопа.

Учитель: Ребята, а что вы знаете об увеличительных приборах? Ответы записываются на доске.

Учитель знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации

Учащиеся заполняют 1 и 2 графу таблицы в тетрадях

Таблица

“Знаю– Хочу узнать– Узнал”

 

 

Рассказ учителя.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

2) Устройство микроскопа.

Лабораторная работа № 1.

“Изучение строения увеличительных приборов” стр. 17.

Самостоятельная работа учащихся с учебником параграф 4 страница 17 “Устройство микроскопа”.

Метод “Инсент”

(чтение с пометками)

Коммуникативные УУД.
Познавательные УУД. Регулятивные УУД.

3) Первичное закрепление знаний

На доске слайд “Устройство микроскопа». Учащиеся из учебника выписывают предназначение частей микроскопа: объектив, окуляр, тубус, винт, столик, зеркало, штатив.

Отработка понятий. 
Анализ значимости каждой из частей микроскопа.
Запись в тетрадях рисунка с обозначениями.

Работа в парах.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

4) Увеличение микроскопа.

Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. Как это узнать?

Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:
увеличение окуляра x увеличение объектива
Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах.

 

 

Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение микроскопа.

Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив.

Работа в парах

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

Увеличение микроскопа = увеличение окуляра x увеличение объектива

 

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД Коммуникативные. УУД

5) Правила работы с микроскопом.

Учитель: каждый прибор имеет свои правила работы и мы с вами познакомимся с этими правилами.

Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с. 18 вы будете читать правила работы с микроскопом.

Один из вас читает правила, другой ученик сразу делает так, как это правило советует. Затем меняетесь.

Воспроизводят правила работы с микроскопом и отрабатывают приемы работы с микроскопом.

Проводят само- и взаимопроверку.

Познавательные УУД, Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

4. Закрепление и обобщение знаний.

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Задание:
Соотнести части микроскопа и выполняемые функции

 

На слайде появляются части микроскопа и функции, необходимо соотнести цифры и буквы.

Работа в парах.

 

Индивидуальная работа учащихся в тетрадях.

Личностные УУД.

4. Стадия “Рефлексии”.

д/з §4 в. 1-4

Вернуться к таблице (3 графа)

Что мы узнали на уроке.

Учитель: Ребята, посмотрите на схему. Какое понятие мы не разобрали? Микропрепарат.

Об этом узнаем на следующем уроке.

Ответы учащихся

Продолжите предложения:
1. сегодня я узнал…
2. я научился…
3. теперь я могу…..

Беседа.