Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Шутова Надежда Михайловна
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Солнышко" г.Надыма"
Краткое описание работы: В статье раскрывается главная мысль системы Монтессори. А суть ее в том, что ребенку отводится главенствующая роль, а взрослый выступает для него другом и помощником.

Дата публикации: 2017-12-04 Уникальность системы Монтессори Шутова Надежда Михайловна МДОУ "Детский сад "Солнышко" г.Надыма" В статье раскрывается главная мысль системы Монтессори. А суть ее в том, что ребенку отводится главенствующая роль, а взрослый выступает для него другом и помощником.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Уникальность системы Монтессори

Со времен возникновения педагогики специалисты работают над тем, чтобы улучшить процесс воспитания. В большинстве случаев полагают, что формировать характер, учить  ребенка должен взрослый человек.  Самому же ребенку, его творческим силам в этом процессе оставляют самую незначительную долю. Многие педагоги и родители считают, что все потребности жизни ребенка определяются взрослым человеком.  Так построена система работы в обычном детском саду и в обычной школе. Традиционная педагогика чаще всего дает совет взрослому, как облегчить свою работу по воспитанию. Она оказывает помощь взрослому,  а не ребенку. Ребенок здесь поставлен в позицию объекта воспитания. В традиционной педагогике первостепенную роль играет обучение с помощью слова. Педагог там – наставник, сообщающий готовые знания детям.

В начале XX в. широкое распространение получила альтернативная и уникальная система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педагогом и психологом  Марией Монтессори (1870 – 1952).

В чем же суть системы М. Монтессори? В чем уникальность?

Мария Монтессори разработала новый подход к воспитанию, новый взгляд на ребенка. Она говорила: «Детство – стадия человечества, которая полностью отличается  от бытия взрослого. Взрослый не должен стремиться стать могущественным воспитателем, а должен научиться занимать по отношению к ребенку позицию внимательного и понимающего человека. Тогда для взрослого станет  само собой разумеющейся необходимостью создание для ребенка окружающей среды, где ребенок чувствовал бы себя хозяином и мог свободно развиваться». Актуальность данного высказывания мы можем проследить и в современной реальности.

Хочется обратить особое внимание на тот факт, что ни  какая другая педагогическая система не основана на следующих положениях, где ребенку отводится такая, я бы сказала, главенствующая роль:

– Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

– Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

– Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

– Дети принимают  самостоятельные решения.

– Занятия проходят в специально подготовленной среде.

– Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

– Полноценное саморазвитие – это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

– Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

– Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний.

– Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Основное отличие  системы Монтессори от других систем в том,  что главное в ней – не пособия, не методики. Главное – это Ребенок. Как педагог, я вполне согласна с этим, действительно, ребенок быстрее станет самостоятельным тогда, когда взрослый выступает для него другом и помощником.

Абсолютно оригинальны основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка. Это:

– взрослые

В традиционной педагогике задача взрослого по отношению к  ребенку заключается не в том, чтобы давать ему готовые знания непосредственно в процессе занятий. Задача взрослого по-Монтессори совсем другая: создать активную развивающую среду, где ребенок сам добывает знания и умения.

 Важнейший элемент системы Монтессори:

–    развивающая среда

 У меня развивающая среда вызывает несомненное восхищение. У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту  ведет не через абстракцию, а через органы чувств. И здесь он имеет реальную возможность все это проделать! 

Часто подвергается критике разделение среды на 5 зон. Можно, несомненно, согласиться, что в этой среде не хватает зоны творчества. Но ведь у современных воспитателей, работающих по этой системе, есть возможность адаптировать систему Монтессори к современным требованиям программы и добавить такую зону.

– дидактический материал

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д.   Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, рамки-вкладыши и прочее. Мне приходилось видеть классические материалы, брать их в руки. Приходилось видеть, с каким удовольствием работают с ними дети. Я могу сравнить их, сделанных в большинстве своем из натурального дерева, с теми пластиковыми и картонными играми, которыми оснащена среда обычного детского сада. Несомненно, сравнение не в пользу последних.

Оригинально придумала М. Монтессори правила пользования материалами:

– Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. А ведь это призыв ребенка к действию.

–    Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

–  Соблюдение 5 этапов (алгоритма) при работе с материалом.

Стоит отметить, что у системы Монтессори, как и у всякой другой системы, есть свои минусы. Тем не менее, значение ее в развитии дошкольной педагогики переоценить трудно.

Работая с использованием элементов этой системы, могу отметить: дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.   Они действительно становятся более самостоятельными, у них повышается познавательный интерес, они быстро привыкают после игры убирать пособия на свое конкретное место, конфликтов между детьми не бывает. Добавлю, что упражнения по развитию мелкой моторики благотворно сказались и на речевом развитии детей.

Подводя итоги, делаю вывод:

Хорошо было бы иметь в каждом детском саду отдельное  помещение с подготовленной развивающей средой, оснащенной  монтессори-материалами. И туда могли бы приходить  на определенное время дети из всех групп детского сада. Работа детей в этой альтернативной среде была бы хорошим дополнением к обычным занятиям!

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Младший дошкольный возраст, Монтессори в детском саду.

Post navigation

Статья на тему “К вопросу о методике преподавания обществознания”
Проект “Мы красиво говорим” Взаимодействие с родителями
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022