Со времен возникновения педагогики специалисты работают над тем, чтобы улучшить процесс воспитания. В большинстве случаев полагают, что формировать характер, учить ребенка должен взрослый человек. Самому же ребенку, его творческим силам в этом процессе оставляют самую незначительную долю. Многие педагоги и родители считают, что все потребности жизни ребенка определяются взрослым человеком. Так построена система работы в обычном детском саду и в обычной школе. Традиционная педагогика чаще всего дает совет взрослому, как облегчить свою работу по воспитанию. Она оказывает помощь взрослому, а не ребенку. Ребенок здесь поставлен в позицию объекта воспитания. В традиционной педагогике первостепенную роль играет обучение с помощью слова. Педагог там – наставник, сообщающий готовые знания детям.
В начале XX в. широкое распространение получила альтернативная и уникальная система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педагогом и психологом Марией Монтессори (1870 – 1952).
В чем же суть системы М. Монтессори? В чем уникальность?
Мария Монтессори разработала новый подход к воспитанию, новый взгляд на ребенка. Она говорила: «Детство – стадия человечества, которая полностью отличается от бытия взрослого. Взрослый не должен стремиться стать могущественным воспитателем, а должен научиться занимать по отношению к ребенку позицию внимательного и понимающего человека. Тогда для взрослого станет само собой разумеющейся необходимостью создание для ребенка окружающей среды, где ребенок чувствовал бы себя хозяином и мог свободно развиваться». Актуальность данного высказывания мы можем проследить и в современной реальности.
Хочется обратить особое внимание на тот факт, что ни какая другая педагогическая система не основана на следующих положениях, где ребенку отводится такая, я бы сказала, главенствующая роль:
– Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
– Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
– Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
– Дети принимают самостоятельные решения.
– Занятия проходят в специально подготовленной среде.
– Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
– Полноценное саморазвитие – это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
– Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
– Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний.
– Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Основное отличие системы Монтессори от других систем в том, что главное в ней – не пособия, не методики. Главное – это Ребенок. Как педагог, я вполне согласна с этим, действительно, ребенок быстрее станет самостоятельным тогда, когда взрослый выступает для него другом и помощником.
Абсолютно оригинальны основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка. Это:
– взрослые
В традиционной педагогике задача взрослого по отношению к ребенку заключается не в том, чтобы давать ему готовые знания непосредственно в процессе занятий. Задача взрослого по-Монтессори совсем другая: создать активную развивающую среду, где ребенок сам добывает знания и умения.
Важнейший элемент системы Монтессори:
– развивающая среда
У меня развивающая среда вызывает несомненное восхищение. У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. И здесь он имеет реальную возможность все это проделать!
Часто подвергается критике разделение среды на 5 зон. Можно, несомненно, согласиться, что в этой среде не хватает зоны творчества. Но ведь у современных воспитателей, работающих по этой системе, есть возможность адаптировать систему Монтессори к современным требованиям программы и добавить такую зону.
– дидактический материал
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, рамки-вкладыши и прочее. Мне приходилось видеть классические материалы, брать их в руки. Приходилось видеть, с каким удовольствием работают с ними дети. Я могу сравнить их, сделанных в большинстве своем из натурального дерева, с теми пластиковыми и картонными играми, которыми оснащена среда обычного детского сада. Несомненно, сравнение не в пользу последних.
Оригинально придумала М. Монтессори правила пользования материалами:
– Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. А ведь это призыв ребенка к действию.
– Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
– Соблюдение 5 этапов (алгоритма) при работе с материалом.
Стоит отметить, что у системы Монтессори, как и у всякой другой системы, есть свои минусы. Тем не менее, значение ее в развитии дошкольной педагогики переоценить трудно.
Работая с использованием элементов этой системы, могу отметить: дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе. Они действительно становятся более самостоятельными, у них повышается познавательный интерес, они быстро привыкают после игры убирать пособия на свое конкретное место, конфликтов между детьми не бывает. Добавлю, что упражнения по развитию мелкой моторики благотворно сказались и на речевом развитии детей.
Подводя итоги, делаю вывод:
Хорошо было бы иметь в каждом детском саду отдельное помещение с подготовленной развивающей средой, оснащенной монтессори-материалами. И туда могли бы приходить на определенное время дети из всех групп детского сада. Работа детей в этой альтернативной среде была бы хорошим дополнением к обычным занятиям!