учитель истории
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Вторая мировая война. 1939-1945 гг. | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне. Называть периодизацию войны. Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников, какие страны внесли наибольший вклад в победу. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс, Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1379248 Тестирование: http://spheres.ru/learning/ Ресурсы Интернета: Контрольный модуль «Антигитлеровская коалиция и создание ООН». Информационный модуль «Антигитлеровская коалиция». Цифровая векторная карта «Вторая мировая война» | ||
План урока | 1. Периодизация войны и ход военных действий. 2. Антигитлеровская коалиция. 3. Итоги Второй мировой войны. | ||
Личностно значимая проблема | Почему II мировая война началась с нападения Германии на Запад, а не на СССР? Было ли поражение Германии неизбежным в этой войне? | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Антигитлеровская коалиция, «новый мировой порядок», движение Сопротивления. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне. Называть периодизацию войны. Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников, какие страны внесли наибольший вклад в победу. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
---|---|---|---|---|---|---|---|
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. |
| Отвечают на вопросы, анализируют, пытаются ответить на главную проблему урока (опережающее задание). Работают с документом и пытаются найти ответ на проблему урока | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа с текстом Беседа по заданиям Работа с текстом Работа с текстом учебника Задание. | Периодизация войны и ход военных действий На основе текста учебника (с. 135—149) учащиеся заполняют синхронистическую таблицу. Основное содержание таблицы, в том числе периодизацию Второй мировой войны, целесообразно предложить учащимся в готовом виде. Вопросы и задания для учащихся 1. Один историк сравнил США и Японию накануне сражения у о. Мидуэй с Давидом и Голиафом. Опираясь на данные о количестве кораблей, определите, какую страну можно было сравнить с Давидом, а какую — с Голиафом. Японский флот под командованием Ямамото имел 86 боевых кораблей и 43 различных вспомогательных судна, а американский флот под командованием Нимица насчитывал 27 военных кораблей и 23 вспомогательных судна. 2. «Пёрл-Харбор частично отмщён», — заявил Нимиц в своём первом коммюнике о битве. «Возмездие не будет полным, пока японская морская мощь не будет сведена на нет. Мы достигли существенного прогресса в этом направлении». Он же подчёркивал: «После Мидуэя у нас не было ощущения, что мы выиграли войну. Безусловно во многих отношениях это был важный переломный момент, но по-прежнему нам противостоял упорный противник и предстояло выполнить трудную работу». Какое значение придавал командующий своей победе? Прав ли он был? Прочитайте в учебнике пункт «Движение Сопротивления» (с. 144—145) и выясните, что предполагал «новый порядок» в Европе? Какие шаги по его установлению были предприняты Германией? Что такое движение Сопротивления? Антигитлеровская коалиция На основе текста учебника учащиеся заполняют таблицу «Деятельность антигитлеровской коалиции», а затем выполняют задания 3—4 рабочей тетради. Итоги Второй мировой войны Учащиеся получают задание проанализировать таблицу «Итоги и значение Второй мировой войны» и дополнить её информацией из учебника (с. 149—151). В целях подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ рекомендуем дать девятиклассникам задание написать мини-сочинение (эссе) на основе следующего высказывания: «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.» (М. Хастингс). | Учащиеся читают текст учебника и заполняют таблицу, затем озвучивают ее содержание. Учащиеся внимательно слушают задание и отвечают на поставленные вопросы. Читают в учебнике пункт «Движение Сопротивления» (с. 144—145) и выясняют, что предполагал «новый порядок» в Европе, в чем заключалось движение Сопротивления. На основе текста учебника (с. 142—144, 146—147) учащиеся самостоятельно (индивидуально или в парах) заполняют таблицу «Деятельность антигитлеровской коалиции», а затем выполняют задания 3—4 рабочей тетради (с. 38—39). учащиеся анализируют предложенную таблицу «Итоги и значение Второй мировой войны» и пишут мини-сочинение по теме: «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.» (М. Хастингс). | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах. Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради Устные ответы. Устные ответы. Устное задание Устные ответы. Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах Работа с историческим документом | Учащиеся анализируют предложенные документы и делают выводы | Анализ предложенных документов и затем представление полученных выводов. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – В чем заключаются причины поражения Франции в начале войны? - В чем причина легких побед Японии? - Что объединяло участников антигитлеровской коалиции? - Перечислите важнейшие итоги войны. - Почему II мировая война началась с нападения Германии на Запад, а не на СССР? Было ли поражение Германии не-избежным в этой войне? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание § 16, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Исторический источник
Вопросы и задания для учащихся
1. Проанализируйте данные таблицы и определите основные направления деятельности антигитлеровской коалиции.
2. «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я» — так сказал 22 июня 1941 г. в радиообращении к соотечественникам У. Черчилль. В то же время он подчеркнул, что отныне Англия является союзником СССР и окажет ему всевозможную помощь в войне против нацистской Германии. Нет ли противоречия в этих словах британского премьер-министра?
3. Прокомментируйте позицию США и Англии летом 1941 г.: помощь СССР надо оказывать «не для того, чтобы обеспечить ошеломляющую русскую победу, а для того, чтобы удерживать Германию связанной до тех пор, пока наш собственный вес в войне не станет решающим». Какие последствия для деятельности антигитлеровской коалиции могла иметь такая позиция?
4. В послании У. Черчиллю 18 июля 1941 г. Сталин писал: «Военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция), который не только мог бы оттянуть силы Гитлера с Востока, но и сделал бы невозможным вторжение Гитлера в Англию». Вспомните, как обстояли дела в июле 1941 г. в Европе. Возможно ли было с военной точки зрения создать в то время Второй фронт?
5. Оцените статистические данные о поставках по ленд-лизу в СССР военной техники. За время войны союзники поставили в СССР:
18 700 самолётов — 12 % от отечественного производства;
10 800 танков — 10 % от отечественного производства;
9600 артиллерийских орудий;
401 400 автомашин — 50 % от отечественного производства;
44 600 металлорежущих станков;
2599 тыс. тонн нефтепродуктов;
517 500 тонн цветных металлов — 36 % от отечественного производства;
172 100 тонн кабеля и провода;
1860 паровозов — 90 % от отечественного производства;
11 300 платформ;
3 % от отечественного производства продовольствия.