учитель биологии и химии
Повышение познавательного интереса учащихся на уроках биологии путем организации игр
Интерес представляет собой один из постоянных сильных мотивов человеческой деятельности. Если этот интерес есть у ученика, то он не учится ради уважения и похвалы, но потому, что он увлечен учениями, он стремится совершенствовать свою личность.
Прoфессия учителя биолoгии требует многообразнoй эрудиции, серьезных практических умений и навыков в привитии учащимся понимания, зачем каждому человеку необходимо изучать биологию. Без увлеченности своей наукой учитель не сможет добиться успеха в обучении, формировании положительной мотивации на уроках биологии. “Хочешь наукой воспитать ученика, - писал Л.Н.Толстoй, – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния ”. [1]
При развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может привлечь детей с его необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов, с другой.
Одной из серьезных проблем современной школы является резкое снижение интереса учащихся. Это происходит потому что, ученики, загруженные уже с пятого класса, лишь частично воспринимают информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам. Как же добиться того чтобы предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать. Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Для того чтобы способствовать развитию познавательной активности учащихся учителя могут использовать различные типы уроков в которых входят дидактические игры.
Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции. [2]
Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и нам - преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Данный метод состоит из :
· формировании мотивации и познавательного интереса к биологии и истории;
· определении уровня знания учащихся;
· оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния - знания, в активное - умение.
· развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию;
· развитии информационной культуры учащихся. [3]
В последние годы интерес к игровой деятельности снова возрастает. Это вызвано и тем, что решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Помимо этого выросло целое поколение не владеющих полноценною игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей. Ведь многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого игра - это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.
Ссылки:
1. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/10/17/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-biologii
2. https://infourok.ru/poznavatelnie-igri-na-urokah-biologii-1133426.html
3. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/12/06/statya-povyshenie-poznavatelnogo-interesa-k-predmetu