Теория и методика чтения нот с листа в условиях дополнительного образования
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Умение читать ноты с листа – довольно загадочное качество, которое свойственно далеко не каждому музыканту-исполнителю. Многие преподаватели ошибочно считают, что эта способность приобретается как бы сама собой за те годы, которые ученик обучается в музыкальной школе. Однако опытные педагоги знают, что это далеко не так.
Разные педагоги при обучении игре на музыкальном инструменте ставят различные ориентиры: одни нацелены на совершенствование техники учащегося, параллельно с этим заботясь об общей музыкальной подготовке, другие, наоборот, в первую очередь сконцентрированы на осмысленном музыкальном исполнении.
Чтение с листа является одной из важнейших проблем музыкального образования. Мы не представляем себе культурного человека, читающего по складам, однако миримся с тем фактом, что очень многие музыканты-профессионалы не умеют читать с листа. Это приводит к тому, что они знают только те произведения, которые выучивают, а остальную музыкальную литературу знают плохо. Неумение читать с листа является причиной того, что даже пианисты-профессионалы неохотно играют незнакомые произведения, так как, затрудняясь бегло прочитать их, не представляют себе их звучания. Если по всем остальным разделам обучения и развития цимбалиста мы можем опереться на огромный положительный опыт профессиональной школы, то относительно обучения чтению с листа нет никаких систематических сведений: ни практических, ни теоретических.
Под чтением нот с листа мы понимаем умение бегло играть совершенно новое, незнакомое произведение.
Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении.
Чтобы учащиеся «не боялись» новых произведений, нужно начинать учиться чтению нот с листа. Первоначально на обучение чтению с листа уходит практически 50 % времени от урока. Но, спустя 4 – 5 месяцев систематических занятий достаточно и 10 минут от общего времени урока. При работе с детьми применяется принцип – от простого к сложному, суть которого заключается в постепенном нарастании сложности изучаемого материала.
Отсутствие специальных сборников для чтения с листа значительно усложняет работу: приходится заменять иногда самые необходимые произведения для того, чтобы ученик пользовался лишь одним сборником, либо учащемуся приходилось для выполнения одного задания пользоваться несколькими сборниками. Поэтому, основываясь на пройденном материале, создали свой сборник чтения нот с листа, используя нотные примеры из фортепианной, аккордеонной, цимбальной и др. нотной литературы.
На уроках нужно стремиться к тому, чтобы чтение соединялось со всем материалом, а не превращалось бы в привесок к уроку.
Кроме индивидуальных занятий следует практиковать и общие. Основная работа заключается в игре с листа одинаковой пьесы несколькими учащимися и в том, чтобы научить всех учащихся хорошо следить по нотам за исполнителями, что очень развивает внутренний слух.
Очень важной задачей стоит решение, по какому принципу следует подбирать материал для чтения с листа и поэтому он подбирался конкретно для отдельных заданий, для формирования определенных навыков.
Педагогический опыт позволил построить свою работу наиболее планомерно, что дало возможность собрать материал для подготовки соответствующего методического пособия по чтению нот с листа.
Таким образом, чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Трудно найти среди различных форм работы, бытующих в исполнительских классах, более эффективную в отношении музыкального развития учащегося. Именно в процессе чтения нот с листа со всей отчетливостью выявляют себя такие основные дидактические принципы развивающего обучения, как увеличение объема используемого в учении музыкального материала и ускорение темпов его прохождения.
Учитель высшей квалификационной категории
Пашинская Анжела Владимировна