Автор: Резникова Галина Германовна
Учебное заведение: МОУ "Гимназия иностранных языков" г. Ухты
Краткое описание работы: Физическое воспитание напрямую связано с социальным запросом государства, и  уровень его развития определяет уровень жизнеспособности людей. Поэтому, выстраивая свою деятельность в соответствии с основными направлениями модернизации образования, стремлюсь организовывать  образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика: не принуждение его к занятиям, а воспитание у него интереса к познанию. Интерес возникает тогда, когда ребенок трудится сам, то есть происходит Индивидуальная, Напряженная, Творческая, Ежедневная Работа.

Дата публикации: Технология деятельностного подхода к обучению в физическом воспитании школьников Физическое воспитание напрямую связано с социальным запросом государства, и  уровень его развития определяет уровень жизнеспособности людей. Поэтому, выстраивая свою деятельность в соответствии с основными направлениями модернизации образования, стремлюсь организовывать  образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика: не принуждение его к занятиям, а воспитание у него интереса к познанию. Интерес возникает тогда, когда ребенок трудится сам, то есть происходит Индивидуальная, Напряженная, Творческая, Ежедневная Работа.
Просмотреть свитедельство о публикации

slide_401156_4960330_free

Технология деятельностного подхода к обучению в физическом воспитании школьников

Наиболее  эффективный механизм  реализации социальной политики государства в области здоровья, воспитания, молодежной политики – повышение удовлетворенности участников образовательного процесса доступностью качественного физического воспитания в образовании, т.к. физическое воспитание напрямую связано с социальным запросом государства, и  уровень его развития определяет уровень жизнеспособности людей. Поэтому, выстраивая свою деятельность в соответствии с основными направлениями модернизации образования, стремлюсь решать следующие задачи:

— повышение доступности, качества и эффективности образовательного процесса,

— формирование универсальных учебных действий в соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования по физической культуре;

—  организация образовательного процесса с учетом заботы о здоровье ученика: не принуждение его к занятиям, а воспитание у него интереса к познанию.

Интерес возникает тогда, когда ребенок трудится сам, то есть происходит Индивидуальная, Напряженная, Творческая, Ежедневная Работа.

Для учителя физической культуры, организующего современный процесс обучения по  предмету «физическая  культура»,  средством  формирования  личности  учащегося является физкультурная деятельность, которая имеет множество видов: образовательная, спортивная,  рекреационная,  оздоровительная,  адаптивная,  коррекционная  и  др. Физическое  упражнение  трансформируется  из  основного  средства  физического воспитания в главный элемент (способ) физкультурной деятельности

Образовательная программа по физической культуре, ориентированная на личностные показатели школьников, позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.

Задачи личностно- ориентированного воспитания по физической культуре:

— формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);

— формирование умений (оздоровительная деятельность);

— формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность);

— формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность);

-формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Основой содержания деятельностного  подхода к обучению физической культуре школьников являются двигательные умения и навыки, на базе которых строится система воспитания по физической культуре, однако развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим.

Деятельностный подход наряду с личностно-ориентированным и дифференцированным важны для учащихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. 

Помимо деления учащихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп:

·  совершенно здоровые, но «тучные» дети, не желающие трудиться;

·  дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

·  плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

·  хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Дифференцированный подход в обучении  осуществляется на индивидуальном  уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей,  определяет личную траекторию своего развития.

Одним из вариантов реализации данного подхода является  деятельностная система обучения. Она

1. ориентирует обучающихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.

2.   ориентирует учителя на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом.

3.  ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности

4.  ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей также и учителя.

В ней широко  применяются исследовательские, проектные,  соревновательные и игровые технологии, проведение урока в режиме технологии группового самостоятельного обучения.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети подбираются по силам и им даются разные по сложности упражнения, используются карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Модель групповой самостоятельной работы предполагает, что учащиеся разбиваются на разноуровневые группы (количество групп зависит от числа обучающихся класса). Каждая группа работает под руководством ученика-лидера.

Цель создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений, интеллектуальных и физических способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Удовлетворение от общения, от взаимодействия создаёт условия для достижения целей образования учащихся, в то время когда мотивация деятельности каждого члена группы и личные цели индивида могут быть различными.

 Примером применение данного подхода в обучении в гимназии может служить прохождение учебного материала по гимнастике.

При изучении раздела «Акробатика» каждый ученик должен научиться выполнять акробатические упражнения, предусмотренные программой (базовый уровень), а также получить возможность выполнять эти упражнения эстетически красиво или в усложненном варианте (повышенный уровень). Так в 4 классе ученики должны изучить и совершенствовать технику выполнения: стойки на лопатках, седа углом, кувырков вперед и назад, боком,  переката назад через плечо, «моста», равновесия на одной.

  В начале раздела, школьники делятся на группы, и после изучения основных элементов,  перед ними ставится задача о том, что в конце курса –  пройдут лично-командные соревнования по акробатике. Таким образом, перед учащимися ставится проблема составления личной акробатической программы. При подготовке к зачету каждый член группы выполняет упражнения, члены всей группы анализируют качество выполнения упражнений каждым, а также каждый ученик анализирует  сам себя. На основании сделанных выводов, исправляются ошибки (если такие имеются), все члены группы составляют для себя комплексы с учетом пожеланий группы.  Разрешается выполнить дополнительное упражнение повышенной сложности (н/п, шпагат, мост из положения стоя и т.д.)

«Лично-командные соревнования по акробатике, как форма «зачёта» для учащихся 4 класса»

Цель: — использование личного двигательного опыта учащихся для  контроля качества обучения акробатическим упражнениям.

Задачи: — совершенствование двигательных навыков

— обучение самооценке и оценке достигнутых успехов одноклассников  в соответствии с индивидуальным  физическим развитием  и физической подготовленностью в разделе «Акробатика»

— воспитание дружбы, взаимопомощи,

 В данном «зачёте» предлагается вариант адаптации системы оценивания, принятой в спорте, к школьной системе физического воспитания. В основе подхода лежит систематизация ошибок двигательного действия и градация ошибок, снижающих оценку. Ошибки распределены на четыре группы:

1. Мелкие ошибки — ошибки, не влияющие на основное звено двигательного действия (н/п, незначительное отклонение от вертикали, носки не оттянуты при выполнении стойки на лопатках)

2. Средние ошибки — ошибки, влияющие на основное звено  двигательного действия (н/п, незначительное отклонение от вертикали,  незначительное сгибание ног при выполнении стойки на лопатках, нет группировки при выполнении кувырка)

3. Грубые ошибки — ошибки основного звена двигательного действия (н/п, сильное сгибание ног и рук в положении «мост»)

4. Невыполнение — основное звено в технике двигательного действия отсутствует или получается другой технический элемент (н/п, потеря устойчивости (менее 2 сек) при выполнении равновесия на одной)

На уроках закрепления и совершенствования акробатических упражнений, работая в группах, учащимся предлагается  составить комбинацию из 5 изученных элементов, т. о. каждый выбирает для себя посильные для хорошего исполнения упражнения, учитывается мнение группы.

           Стоимость каждого элемента оценивается в 5 баллов, всей комбинации — в 25 баллов,  т.к. обучающиеся 4 класса знакомы только с целыми числами. За ошибки  предлагаются следующие сбавки:

1. Мелкие ошибки  —  1 балла (за одну ошибку)

2. Средние ошибки — 2 баллов

3. Грубые ошибки   — 3 баллов

4. Невыполнение     —  5 баллов

За красоту, слаженность, усложнение элемента допускается начисление призовых баллов от 1 до 5.

Результаты каждого участника соревнований заносятся в протокол, в котором участник также выставляет себе оценку за выступление. Затем высчитывается среднее арифмитическое значение для каждого участника и сумма оценок команды в целом.

 В соревнованиях ежегодно принимают участие  школьники 4 класса, которые  разделены на 4 команды  по 5-6 человек (освобождённых выступают только в роли судей.) Одновременно на акробатических дорожках выполняют комбинацию 4 участника, остальные –  судьи, оценивающие выступление. Каждый участник помимо своего оценивает  выступления ещё 5-6 одноклассников.

Победителями соревнований становятся те учащиеся, которые набрали наибольшее количество баллов (отдельно среди девочек и среди мальчиков). Подобным образом определяется команда победительница.

«Зачёт» получают  обучающиеся, набравшие  15 баллов и более.

Таким образом, наряду с остальными педагогическими «инструментами» технология группового обучения позволяет успешнее формировать в обучающихся базовые качества личности (организаторские способности, способность решать проблемы, инициативность, креативность, желание учиться всю жизнь, заботу о себе и окружающих) и тем самым развивать в детях коммуникативность – ту самую компетенцию, которая объявлена ведущей в образовательных стандартах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.