В настоящее время учащихся мало интересуют дополнительные занятия в школе, различные кружки, элективные курсы и т.д. Это может происходить из-за того, что у них не вызывает интерес то, что им предлагается в школах, так как в большинстве случаев технологическое и методическое обеспечение является недостаточным или его просто нет для проведения таких занятий. На не разработанность учебной программы указывает отсутствие чётких методических рекомендаций, конкретных методических разработок по теме организации в школьной практике занятий кружка «Сказочный мир вырезания». Что и является актуальным на практике.
Поэтому нами выбрана тема дипломного исследования «Технологическое и методическое обеспечение занятий кружка «Сказочный мир вырезания»
Объектом исследования является искусство вытынанки применяемое во внеучебной деятельности.
Предметом технологическое и методическое обеспечение занятий кружка «Сказочный мир вырезания».
Цель исследования: является разработка технологического и методического обеспечения занятий кружка «Сказочный мир вырезания».
Исходя из темы и цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы искусства вытынанки;
2) разработать методическое обеспечение на занятиях кружка «Сказочный мир вырезания»;
3) проанализировать результаты практики внедрения разработанного методического обеспечения занятий кружка «Сказочный мир вырезания.
Гипотеза: преподавание искусства вытынанки на занятиях кружка «Сказочный мир вырезания» будет эффективным, если будет разработано специальное технологическое и методическое обеспечение.
В процессе решения первой задачи нами была изучена история искусства вытынанки, технологии выполнения вытынанки. Мы выяснили, что вытынанка в зависимости от народа имеют свое название «выцiнанки» по-белорусски, «вытынанки» по-украински, «цзяньчжи» по-китайски.
Искусство вырезания из бумаги берет начало в древнем Китае после того как там изобрели бумагу. Одним из развивающихся искусств является искусство вытынанки. В первые бумажные вытынанки появились в Украине в XVII – XVIII веке. Это были подкладки для печатей, так называемые «кустодии». Они же и появились от слова – вытынать, т.е. вырезать, украинское слово. Интересно, то, что в энциклопедии понятие вытынанки определяется несколько шире – это не только изделие, выполненное из бумаги, но и из кожи, и из дерева. Вместе с секретами изготовления бумаги это искусство распространилось по всему миру. Хорошо известны вырезки из бумаги народов: Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии, Германии, Литвы, и других стран. Сейчас очень популярна и в России искусство вытынанки. В каждой из них сложились свои художественные особенности вырезания из бумаги.
В течение всей истории искусства мы сталкиваемся с многообразием орнаментов в вытынанки. Орнаменты в вытынанках, можно разделить на 5 групп:
1. Геометрический орнамент,
2. Растительный орнамент;
3. Зооморфный орнамент.
4.Антропоморфный орнамент.
5. Мотивы предметного мира
Орнаменты дополняются классификациями видов вытынанок. Вытынанка бывают: одинарные, ажурные и силуэтные.
Для выполнения вытынанки потребуются: 1.острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. 2. Для работы можно использовать канцелярский нож для более мелких деталей. 3.Коврик понадобится для резки, что бы не повредить поверхность.
Не маловажным является и бумага для вырезания ажурных узоров подходит белая, черная или цветная бумага, разной плотности.
Первое с чего начинают работу это с составления эскиза, намечают контуры эскиза, затем вырезают острым резаком, соблюдая рамки выбранного контура. Оформить готовую вытынанку можно в виде открытки, паспарту, картины в рамку и аппликации.
В ходе решения следующей задачи было разработано методическое обеспечение, в которую входят программа кружка, конспекты занятий, рабочая тетрадь, и методические рекомендации учителю по программе кружка.
Целью программы кружка «Сказочный мир вырезания» является развитие творческого интереса учащихся средствами вовлечения их в практическую работу по изготовлению вытынанок.
Программа кружка рассчитана на 20 часов, из которых 4 часа теоретических и 16 практических так же составлен примерный тематический план занятий кружка.
Так же были разработаны пять план-конспектов занятий кружка «Сказочный мир вырезания», для каждого конспекта сделаны шаблоны для практической работы.
Разработана рабочая тетрадь с заданиями для самостоятельного выполнения и методические рекомендации в помощь учителю к занятиям кружка «Сказочный мир вырезания».
Третьей задачей диплома являлся анализ результатов практики внедрения разработанного методического обеспечения занятий кружка «Сказочный мир вырезания» В рамках проведения дипломного исследования, в период прохождения педагогической практики, нами была внедрена часть разработанных методических материалов. Этот материал был использован при составлении план – конспектов занятий по темам: «Удивительный мир вытынанок», «Украшение праздничного стола», «Декоративный подсвечник», «Ангелы – подвеска для интерьера», «Закладки для книг». К занятиям был подготовлен дидактический материал такой как, презентация, анкета, шаблоны, филворды и другие.
На первом занятии кружка «Сказочный мир вырезания» была проведена вводная анкета с учащимися (приложение Д), которая состояла из 8 вопросов. В результате нами было выявлено, что на вопрос «Знаешь ли ты, что такое вытынанка?», 85% учащихся ответили, что не знакомы с данным понятием. На вопрос «Приходилось ли встречаться с искусством вытынанка» 70% учащихся ответили «нет». На последний вопрос «Хотелось бы узнать больше о технике вытынанка и научиться выполнять ее», ответили «да» – 85%.
После проведения занятий кружка «Сказочный мир вырезания» было проведено повторное анкетирование. Учащимся предлагалось ответить на 9 вопросов. В результате нами было выявлено что на вопрос, «Хотели бы они продолжать посещать занятия кружка», 75% учащихся ответили положительно. На вопрос «Делились они полученным опытом с близкими или друзьями» 65% учащихся ответили «да». На последний вопрос «Планируешь ли в дальнейшем заниматься этим видом творчеством» учащиеся ответили однозначно «да» – 70%., потому что это увлекательно и занимательно.
Учащихся заинтересованных к искусству вытынанка на занятиях кружка было много. Занятия показали высокий уровень творческого интереса у учащихся. Таким образом, все поставленные в ходе исследования задачи решены, цель была достигнута.
– в исследовании методики преподавания занятий кружка «Сказочный мир вырезания» для учащихся основной школы;
– в теоретическом исследовании форм и методов организации практической деятельности учащихся на занятиях кружка.
– в разработке методического обеспечения (программы кружка, рабочей тетради, методических рекомендаций и пяти планов – конспектов занятий) кружка «Сказочный мир вырезания»;
– в возможности применения материалов дипломной работы в качестве методического пособия к организации кружковой работы по декоративно прикладному творчеству учителей и педагогов школы и дополнительного образования.
Таким образом, гипотеза о том, что преподавание искусства вытынанки на занятиях кружка «Сказочный мир вырезания» будет эффективным, если будет разработано специальное технологическое и методическое обеспечение для занятий была достигнута. Доклад окончен. Спасибо за внимание.