Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | – Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. | Садятся. |
Целеполагание | – Сегодня на уроке развития речи мы с вами будем писать изложение, а о ком оно будет, вы узнаете из загадки: Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится. Угадали? Это — … (кот). |
– Кот |
Работа по теме урока | 1)Знакомство с текстом. Слово о писателе. – У известного писателя Константина Паустовского, который написал рассказ «Растрепанный воробей», есть прекрасный рассказ, который называется «Кот Ворюга». Этот рассказ о том, как ребята не только отучили от дурных наклонностей кота-бандита, но и пробудили в нем остатки совести. Чувство благодарности толкнуло бывшего «вора» к благородному и неожиданному поступку, а какой это был поступок, мы узнаем чуть-чуть позже. 2) Знакомство с текстом. – Откройте учебники на стр. 56, упр.101. Сейчас я прочитаю вам этот текст, а вы подумайте, о каком поступке шла речь. 3) Работа по тексту. – Итак, о каком поступке шла речь?
– Как мы можем озаглавить этот текст? – Верно, кто автор этого текста? – Что вы знаете об этом писателе? Небольшое напоминание учителя об этом авторе, с презентацией и выставкой книг. 4) Работа с иллюстрацией. (на слайде и в учебнике) – Рассмотрите иллюстрацию к тексту. – Скажите, по ней мы можем рассказать, о чем текст? 5) Работа с текстом по частям. 1-ая часть. – Рассмотрите первую картинку, найдите в тексте слова, которые ей соответствуют и прочитайте.
– Куда влезли куры? – Что они делали? – Как можно озаглавить эту часть? – Кто может пересказать эту часть? 2-ая часть. – Рассмотрите вторую картинку, найдите в тексте слова, которые ей соответствуют и прочитайте.
– Только вторая картинка соответствует этой части? – Что сделал кот? – Как он это сделал?
– За кем гнался кот и что делал?
– Ребята, а можно сказать, что кот наказал кур? – Хорошо, как озаглавим эту часть? – Кто может пересказать эту часть? 3-я часть. – Найдите в тексте слова, которые соответствуют третьей части и прочитайте.
– О чем заключительная часть?
– Как мы озаглавим эту часть? – Кто может пересказать эту часть? 6) Обобщающие вопросы по тексту. – Вспомните, что такое тема текста? – Какова тема этого текста? – Скажите, какой это текст: повествование, рассуждение или описание? Докажите.
– Действительно, это текст-повествование. |
Открывают учебник, находят упр., слушают.
– Кот совершил благородный поступок, он защитил стол от воровства кур. – БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК – Константин Паустовский
Дети по картинке рассказывают текст.
– Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склевывать из тарелок кашу. – На стол в саду. – Склевывали кашу из тарелок. 1. Куры в саду. 1 ученик пересказывает.
– Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним несся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. – Вторая и третья. – Прогнал кур. – Прыгнул на стол и победным криком прогнал кур. – Кот гнался за петухом, он бил его передней лапой. Ответы. 2. Как кот наказал кур. 1 ученик пересказывает.
– С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. – О том, что куры перестали воровать, а кот чувствовал себя хозяином. 3. Кот-хозяин. 1 ученик пересказывает.
– То, о чем текст. – Текст о благородном поступке кота. – Текст-повествование, т.к. сначала говорится о том, что сделали куры, потом, как кот их наказал и как он после этого себя чувствовал. |
Орфографическая работа | Слова с пропущенными орфограммами написаны на доске. Работа идет по алгоритму что? где? почему? Слова, которые дети не знают, выписаны полностью на карточках. Объясняют: п..тух п..редней сп..на л..тели | Карточка: благородный склёвывать с победным криком удирать воровать |
Пересказ всего текста | – Сейчас я еще раз прочитаю вам весь текст, затем кто-то из вас попробует его весь пересказать. – Ребята, если в тексте 3 части, то, сколько будет красных строк? | 1 ученик пересказывает.
– 3 красные строки |
Письменное изложение текста. | – Закройте учебники. Перед вами карточки с опорными словами, слова на доске, не забудьте о 3-х красных строках и начинайте писать. |
|
Самопроверка по учебнику | – Откройте учебник и проверьте ваше изложение на ошибки. |
|
Итог урока. Рефлексия. | – Какой урок мы провели? – Что вы писали?
– Как вы считаете, вы справились с заданием? | – Урок развития речи – Изложение повествовательного текста. Ответы детей. |