Автор: Болотова Ирина Евгеньевна
Учебное заведение: НТГСПИ (ф) РГППУ
Краткое описание работы: урок с использованием технологии развития критического мышления 

Дата публикации: Технологическая карта урока «Общая характеристика царства растений» урок с использованием технологии развития критического мышления 
Просмотреть свитедельство о публикации

natural science

Технологическая карта урока «Общая характеристика царства растений»

Технологическая карта урока по биологии:

«Общая характеристика царства растений»

1.Целеполагание:

Цель и задачи для ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Цель и задачи для учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Формируемые на уроке УУД

Цель: Изучить характеристику царства растений и их основные признаки

Цель:  

Дать общую характеристику царства растений и охарактеризовать основные признаки царства растений

 

Познавательные

 

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задачи:

— на знание:  Называть критерий классификации растений на высшие и низшие.

Задачи:

— образовательные (предметные):  

Познакомить учащихся с критерием классификации растений на высшие и низшие;

•Сформировать у учащихся представление о основных признаках царства  растений.

Извлекать информацию о классификации растений

Сопоставлять уже изученный материал с новым

Высказывание своей точки зрения.

Осознавать необходимость изучения растительного мира.

-на понимание:  Характеризует основные признаки царства растений.

 

Работать в соответствии поставленной целью

Умение задавать вопросы.

Развитие самостояте-льности.

 

 

 

 

 

 

— на синтез:

Делает вывод о том, что основные признаки растений являются специфическими и отличают их от других представителей царств живой природы.

 

-развивающие

(метапредметные):  

•Умение сопоставлять среду

обитания организма  с

приспособлениями  к движению

•Способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.

 

 

 

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формирова-ние интеллек-туальных

умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитательные (личностные):

Воспитывать целостное восприятие окружающего мира;

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Время урока: 45 минут

3. Тип урока: комбинированный урок

4. Вид урока: развитие критического мышления

5. План урока:

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный

2 минуты

Вступление

 

Проверка домашнего задания

5минут

Письменные ответы учащихся.

Карточка с тестом на 5 вопросов (приложение1)

Постановка цели и задач

5 минут

Объяснение.

 

Актуализация знаний Стадия вызова

4 минуты

Самостоятельная работа учащихся.

Учебник

Изучение нового материала

Стадия осмысления

20 минут

Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся.

Учебник

Закрепление знаний

Стадия рефлексии

3минуты

Самостоятельная работа учащихся.

 

Обобщение и систематизация знаний

5 минут

Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка.

Карточка с опросом (приложение 5)

Сообщение д/з

1 минуты

Объяснение

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

 

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

–Доброе утро ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я

рада встречи с вами.

– А какое настроение у вас, ребята?

Здравствуйте.

 

 

 

У нас тоже отличное настроение!

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем.

Проверка домашнего задания

Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

–Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание с помощью теста.

–На написание теста у вас будет 5 минут, вам нужно будет ответить на 5 вопросов. (Приложение 1), все понятно?

Учащиеся слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Да все понятно.

Личностные:

создание  условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Постановка темы и цели  урока

Постановка темы и цели урока для учащихся

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

( Р.Рождественский)

–Ребята, а как вы думаете, это стихотворение связано с нашей темой?

–Ну а тогда как вы думаете какая тема нашего урока?

–Ты была почти права, а тема нашего урока, давайте запишем ее в тетрадь, это общая характеристика царства растений и их основные признаки.

–А попробуйте сейчас исходя, из темы урока сформулировать цель.

 

–Умнички!

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, мы думаем, что связано.

 

 

Царство растений.

 

 

Учащиеся слушают учителя и записывают тему урока в тетрадь.

 

 

 

 

Изучить общую характеристику растений и их основные признаки.

 

Познавательные: определяют важность для перемещения организмов в пространстве

Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока

Коммуникативные: слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания.

 

Актуализация знаний учащихся

Стадия вызов

 

 

Формирование личностного интереса к изучению темы.

В современном мире насчитывают более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95 % от биомассы планеты – массы всех населяющих ее живых организмов.

Растения – основные производители органического вещества, то есть продуценты.

–Ребята попробуйте сейчас написать кластер (приложение 2), в центре у вас будет слово царство растений а от него 2 стрелочки на какие группы оно целится, а затем от этих двух стрелочек еще пойдут стрелочки, а что там должно быть сейчас вы и напишите, приступайте к работе.

–Молодцы, закончили а теперь отложите этот кластер, мы потом  к нему вернемся.

 

 

Учащиеся внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливают предстоящее перед ними задание и начинают писать кластер.

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные:

обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Изучение нового материала

Стадия

Осмысления

Создание условий для активного восприятия информации.

–Вы написали кластер в основе которого заложена классификация растений по их строению, а так же существует и классификация с экологической точки зрения, в которой все растения делятся на теневыносливые и светолюбивые.

–Ребята сейчас мы с вами будем работать с учебником.

–первые 4 человека на странице 37 будут работать с отрывком текста под номером 4.

–вторые 4 человека с отрывками номер 2 и 6.

–третьи 4 человека с отрывками 1 и 3.

–а четвертые 4 человека с отрывком номер 5.

–Ваша задача прочитать и выделить для себя главное в этом признаке.

–Понятно задание?

–Прочитали?

–Молодцы!

–А сейчас вы должны объединиться в 4 группы, таким образом чтобы в каждой группе были 4 человека читавшие один и тот же признак.

–Ясно?

–Сейчас вы в группах должны обсудить  прочитанную информацию, один человек из группы выходит к доске пишет признак характерный для царства растений и объясняет его для всего класса, ясно?

–Молодцы ребята справились с заданием на отлично.

Учащиеся слушают учителя и осмысливают сказанную им информацию.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся осмысливают предстоящую им работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, нам все понятно!

Да

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

Да!

Учащиеся слушают учителя и осмысливают предстоящую им работу.

 

 

 

 

Да!

Отчитываются перед классом и заполняют Кластер на доске. (приложение 3).

Познавательные: осуществляют анализ и работают с  текстом учебника,

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, при работе в группе – устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной деятельности, формулируют и аргументируют свое мнение.

Личностные: обладают учебно-познавательной  мотивацией и интересом к учению, осознают ответственность за общее дело.

Закрепление материала

Стадия рефлексии

 

Закрепление полученных знаний.

–А теперь ребята давайте вернемся к нашему кластеру, который мы заполняли в начале урока и проверим его.

–Молодцы ребята!

Проверяют кластер

Личностные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Обобщение и систематизация знаний

Проверить знания учащихся  которые они приобрели на уроке.

–И так сейчас давайте закрепим знания которые вы получили сегодня на уроке.

–Вам нужно написать каждому на листочке Синквейн на тему «Растения»  (приложение 4) листочки подписываем, не забываем и сдаем их мне на проверку.

–Написали?

–Молодцы, сдаем листочки.

–Сейчас мы с вами еще напишем опрос в котором всего 3 вопроса (приложение 5).

–Поменяйтесь листочками с соседом и будем проверять ваши ответы.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Осмысливают предстоящую работу и думаю какой синквейн написать.

 

 

 

Да

 

 

Слушают учителя и готовятся к написанию теста.

 

Проверяют листочки.

Личностные: осуществляют пошаговый контроль по результату, проводят взаимооценку.

Домашнее задание.

Сообщение д/з.

Повторить изученный на уроке материал.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

Вывод по уроку:

Представители царства растений – это большая группа, населяющая нашу планету. Растения являются основными производителями органического вещества. Растения делятся на 2 класса: высшие и низшие растения. Растения имеют общие черты, которые отличают их от представителей других царств живой природы. Они обладают такими признаками, которые характерны только для царства растений.

   

 

Приложения к уроку
Приложение 1
Вопросы:
1. В состав лишайников входят:
а) 2 компонента
б) 3 компонента
в) 4 компонента
2. Наиболее простой тип слоевища у лишайников:
а) накипных
б) листоватых
в) кустистых
3. Лишайники размножаются:
а) половым путем
б) бесполым путем
в) половым и бесполым путем
4. Лишайники – это…
5. Какие 2 компонента присутствуют в лишайнике – …
Ответы:
1. А
2. А
3. В
4. Организмы симбионты или симбиотические организмы
5. Автотрофный и гетеротрофный

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4
Растения

Зелёные, необходимые

Растут, украшают, обогащают

В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород

Автотрофы

Приложение 5

Проверочный тест по теме:

Вопросы:

1. Сколько видов растений насчитывают:
а) 300 тыс.
б) 350 тыс.
в) 355 тыс.

2. Что относится к высшим растениям:
а) водоросли и мхи
б) лишайники и плауны
в) папоротники и хвощи

3. Как называется оранжевый пигмент растения:
а) хлорофилл
б) каротиноид
в) антоциан

Ответы:

1. Б

2. В

3. Б

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.