Технологическая карта урока на тему “Умножение десятичной дроби на натуральное число”
Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числа( 5 класс)
Главная дидактическая цель: создать содержательные и организационные условия для усвоения учебного материала по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» на уровне воспроизведения знаний и их самостоятельного применения в знакомой ситуации.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.
Предметные: обучающиеся должны уметь применять правило умножения десятичных дробей на натуральные числа; правила сложения, вычитания десятичных дробей, правило сравнения десятичных дробей; анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом).
Метапредметные: учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивна доска., презентация урока.
Учебник для 5 класса для общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др М.; Мнемозина, 2011.
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте! Присаживайтесь! Мы начинаем урок! Ребята, хочу начать урок со слов:
Что означает каждое слово. Мы завершили изучение темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Сегодня на уроке мы переходим к изучению новой темы, какой вы узнаете позже. В течение урока, вы будите раскрывать фрагменты картины, которая имеет непосредственное отношение к математике, но для этого необходимо выполнить все задания. Проведем математическую разминку. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. Приветствуют учителя . Учащиеся высказывают собственные мнения. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность учащихся к обучению. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Найдите значение выражения рациональным способом 1. Замените сумму произведением:
2. Замените произведение суммой:
3. Найдите значение выражения рациональным способом:
Какой способ по вашему мнению считается рациональным ? Сформулируйте правила сложения и вычитания десятичных дробей? -Ребята, вы любите хвастаться? -Предлагаю принять участие в « Соревновании Хвастунов». -У меня на грядке 4500 гусениц… - А у меня на лугу в 10 раз меньше! - Я за неделю испугался всего 72000 раза… - А я в 100 раз меньше! Молодцы ребята , вы справились с разминкой. Давайте откроем первую часть картины. Слайд №5 (открывают фрагмент картины) | -Замена сложения одинаковых слагаемых, умножением. Чтобы сложить десятичные дроби, надо уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой, выполнить сложение, не обращая внимание на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. Чтобы вычесть десятичные дроби, надо уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой, выполнить вычитание, не обращая внимание на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. -Учащиеся дают ответы «Хвастунам». | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД:Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую . Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме . | Уметь анализировать данные. Уметь выполнять арифметические действия. |
3.Целеполагание и мотивация | Ребята, мы провели математическую разминку и сейчас мы переходим на следующий этап урока. Чего нам для этого не хватает? Верно, для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю выполнить задание. Задача №1 Найдите площадь первого участка прямоугольной формы, засаженного морковью, со сторонами 6 м и 47 м. Задача №2 Найдите площадь второго огорода прямоугольной формы, засаженного капустой, со сторонами 6 м и 4,7 м. Можете ли вычислить данные площади? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? | В первой задаче -да, а во второй нет. S=6*47 S=4,7*6 Нет, так как мы не знаем, как умножать десятичную дробь на натуральное число. Умножение десятичной дроби на натуральное число. Запишите тему урока в тетрадь. Цель нашего урока: научиться умножать десятичную дробь на натуральное число. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. . | Уметь сформулировать тему и цель |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Ребята, а каким-то другим способом можно найти площадь второго участка ? Записать результаты на доске. 4,7+4,7+4,7+4,7+4,7+4,7=28,2 (м2) Ребята, А как по-другому можно было найти ту же площадь? Что вам мешает найти площадь произведением? Давайте умножим число 6, на 47, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте) 47*6=282. Теперь сравните ответы. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните. Проделайте то же самое действие со следующими примерами. Зная, что 256•9=2304
Молодцы ребята , вы справились. Давайте откроем первую часть картины. Слайд №8 (открывают фрагмент картины) Откройте учебник на стр. 204 н прочитайте правило, которое дано в учебнике А как вы думаете, те знания которые вы получили пригодятся ли вам в повседневной жизни (примеры) | Записывают, решают . -Отличаются только запятой. Делается вывод:чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Читают правило | Наблюдение, проблемная ситуация работа с текстом (сравнение). | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия. |
5. .Физминутка. | Слайд №8 | ||||
6.Первичное закрепление | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач. 1Длина пойманной воронятами змеи 2,3 м. 2. Одно яблоко весит 0,2 кг. Сколько весят 13 таких яблок? (Слайд 9-10) Молодцы ребята , вы справились . Давайте откроем первую часть картины. Слайд №10 (открывают фрагмент картины) -Работа по учебником №1279 (а,ж) Слайд №13 (открывают полностью картину) -Ребята, кто-нибудь узнаёт картину? | Выполняют задания 2,3*4=9,2 м 0,2*13=2,6 кг «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского». Это картина русского художника Николая Петровича Богданова- Бельского была написана в 1895 году, а сейчас висит в Третьяковской галерее. На картине изображена сельская школа 19 века во время урока арифметики. Сельские школьники решают очень интересный пример. Видно, что он даётся им непросто. На картине над задачей думают 11 учеников, но похоже, что только один мальчик догадался, как решать этот пример в уме, и тихо говорит свой ответ на ухо учителю. | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
8. Подведение итогов урока. | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. ( Какую цель ставили? Достигли цели ? Почему ? | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
9. Рефлексия | -Оцените свою работу на уроке и выберите соответствующий смайлик:
| -Ребята оценивают свою работу. | |||
10. Информация о домашнем задании | п. 34 натуральные числа стр.204; №1279 (б,в) № 1288 (в,г) | Учащиеся получают домашнее задание, записывают. | Беседа в ходе фронтальной работы. | Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно). |
Директор МОБУ Талаканской СОШ №5 М.В. Сулейманова