Автор: Сивожелезова Татьяна Геннадьевна
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №7 г.Соль-Илецка" Оренбургской области
Краткое описание работы: Технологическая карта урока химии "Расчеты по химическим формулам" с дидактическим материалом

Дата публикации: Технологическая карта урока химии «Расчеты по химическим формулам» Технологическая карта урока химии "Расчеты по химическим формулам" с дидактическим материалом
Просмотреть свитедельство о публикации

chem2

Технологическая карта урока химии «Расчеты по химическим формулам»

Тема: Расчеты по химическим формулам

 

Цели урока:

Образовательные:  Формировать навыки решения простейших расчетных задач на нахождение массовой доли элемента в соединении и установлении молекулярной массы вещества по массовым долям.

 

Развивающие: развитие логического мышления и математического анализа информации.

 

Воспитательные: воспитание культуры научных знаний и организации труда.

 

Формируемые УУД

Личностные умения_  демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению,

познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета.

 

Метапредметные универсальные учебные действия:

 

 

познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в парной работе,  использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; логические:: производить поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в

соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,

 

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план ответа; работать с

текстом параграфа и его компонентами; целеполагание – выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно

учащимся, и того, что еще не известно.

 

Предметные умения:

Проявлять устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач

Знать определения понятий « химическая формула», « Относительная атомная и молекулярная массы», «массовая доля элемента».

Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли элементов в химических элементах.

 

 

 

 

 

 

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ууд

I.

Орг. момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Л:формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

II. Актуализация знаний

 

Задает учащимся вопросы:

Что такое вещество?

Что называют простым веществом?

Что называют сложным веществом?

Приведите примеры простых и сложных веществ.

Что такое химическая формула?

 

Предлагает учащимся прочитать формулы сложных веществ.

Что такое молекула вещества?

Как узнать какую массу имеет молекула вещества?

В каких единицах измеряется масса молекул?

Предлагает учащимся рассчитать массу молекул предложенных веществ.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

Читают формулы веществ по карточкам.

 

 

Рассчитывают массу молекул предложенных веществ.

К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

Развитие критического мышления

 

III. Целеполагание

Дидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы

 Предлагает учащимся оценить верность высказываний:

1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от  способа его получения.

 

Как вы понимаете качественный и количественный состав вещества?

Можно ли самостоятельно вывести формулу вещества, зная процент содержания в нем того или иного элемента?

Что необходимо узнать сегодня на уроке?

Какова его тема и цель?

 

Слушают учителя, оценивают верность высказываний, выдвигают предположения

 

Слушают учителя,  отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения,

Определяют тему урока и его цель

М:освоение умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Р:сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

IV. Изучение нового материала

 

Для формулирования понятия про химическое соединение важное значение имел закон постоянства состава, открытый Жозефом Прустом в 1799 году. Этот закон утверждает, что независимо от того, каким образом было получено определённое соединение, оно всегда состоит из одних и тех же химических элементов, причём отношение масс этих элементов выражается малыми целыми числами. Через несколько лет, в 1803 году Джон Дальтон сформулировал закон кратных отношений, согласно которому в случае, когда из определённых элементов могут образовываться два соединения, с определённой массой первого из них сочетаются такие массы другого, что отношение их тоже даёт целое число. Эти два утверждения подготовили путь к пониманию атомного строения вещества.

 

Предлагает учащимся определить качественный и количественный состав веществ, показывает форму записи.

 

Предлагает учащимся определить массовые доли элементов в соединении.

Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта  нитрат кальция и нитрат аммония. Какое азотное удобрение лучше выбрать?

 

Слушают учителя, делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют состав веществ:

BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3,  Ca(OH)2, Al(NO3)3

Na2CO3

 

Вместе с учителем решают задачу, обращают внимание на оформление решения.

 W(N)= 0,35

W(N)= 0,17

 

Р: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и источников;

 

 

 

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их 

 

владение основами самоконтроля и самооценки;

овладение понятийным аппаратом биологии

 

V.

Закрепление

 

Предлагает учащимся   решить задачи:

 

Можно ли было решить эту задачу без расчетов?

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает учащимся решить обратную задачу. Помогает построить алгоритм решения.

.

 

 

Решают задачи:

Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает  оксид цинка ZnO     и сульфид  ZnS. Что выберет технолог?

 

Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу вещества MgSO4?

 

Предлагают выход из положения.

 

Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ и фиксировали результаты. Незадачливый  лаборант перепутал записи,  помогите ему разобраться.

 

К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

 

П: формирование первоначальных систематизирование представлений о веществе и его свойствах

 

 

Р: владение основами самоконтроля и самооценки;

VI. Подведение итогов: Рефлексия:

Просит  учащихся подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке

Подводят итоги урока, оценивают свою работу на уроке. Формулируют выводы.

1.      По химической формуле можно рассчитать содержание элементов в соединении

2.      Определить качественный и количественный состав веществ

3.      По массовым долям элементов можно определить формулу вещества.

Р:умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их 

 

VII. Д/З:

Сообщает дом.зад.  п. 5, решить задачи

Дом. Задание:

1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.

2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4Ca(NO3)2

 

 

 

 

Записывают дом. Задание

 

 

 

Задание 1. Оцените верность высказываний:

1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от  способа его получения.

 

Задание 2. Определите качественный и количественный состав веществ:

BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3,  Ca(OH)2, Al(NO3)3      Na2CO3

 

Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта  нитрат кальция Ca(NO3)2  и нитрат аммония  NH4NO3. Какое азотное удобрение лучше выбрать?

 

Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает  оксид цинка ZnO     и сульфид  ZnS. Что выберет технолог?

 

Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу вещества MgSO4?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ: поташа, гашенной извести и перманганата калия. Незадачливый  лаборант перепутал записи,  помогите ему разобраться.

 

 

 

Дом. Задание:

1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.

2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4Ca(NO3)2

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Оцените верность высказываний:

1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от  способа его получения.

 

Задание 2. Определите качественный и количественный состав веществ:

BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3,  Ca(OH)2, Al(NO3)3      Na2CO3

 

Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта  нитрат кальция Ca(NO3)2  и нитрат аммония  NH4NO3. Какое азотное удобрение лучше выбрать?

 

Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает  оксид цинка ZnO     и сульфид  ZnS. Что выберет технолог?

 

 

Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу вещества MgSO4?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ: поташа, гашенной извести и перманганата калия. Незадачливый  лаборант перепутал записи,  помогите ему разобраться.

 

 

 

 

Дом. Задание:

1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.

2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4Ca(NO3)2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.