Технологическая карта занятия по развитию речи
Технологическая карта по развитию речи
Тема: «Путешествие в «Страну слов».
Возрастная группа: Старшая группа.
Образовательная область: Коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Закрепить способ звукового анализа слова – весна (способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ударный гласный звук; подбирать родственные слова к слову-весна; читать слова и предложения.
Дополнительные задачи:
Планируемые результаты: умеет производить звуковой анализ, имеет представление об однокоренных словах; может ставить ударение, подбирать однокоренные слова, читать слова и предложения.
Этапы деятельности | Задачи этапа | Действия воспитателя | Действия детей | |
Мотивационно-побудительный | Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. | - Ребята, я вас приглашаю в Страну слов! - Вы хотите? Обращаю внимание на доску. - Посмотрите, что здесь нарисовано? - А что это за слово, нам поможет узнать стихотворение. Что нужно сделать? - Читайте. « Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга. Капли падают звеня. Солнце землю нагревает, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая, И ручьями слезы льет.» - Ребята, о каком времени года это стихотворение? -Подтвердите, действительно это стихотворение о весне? -Какое у нас сегодня слово в гостях? - Весна дает вам задание: | Проявляют интерес. - Да, хотим! - Это модель слова. - Нужно прочитать стихотворение. Читают хором - сначала по слогам, потом слитно. - О времени года- весна. - Да. | |
Организационно-поисковый | Ввести детей в курс проблемной ситуации, привлечь к заданиям. | Задание: Найти и обозначить все звуки в слове весна. Что вам в этом поможет? -Выполняйте. - Почему последний звук в слове весна - обозначили красной фишкой? -Вы справились с этим заданием! – Молодцы ! - Весна дает нам еще одно задание: Обозначить все звуки в слове весна - буквами. Задание. Чтобы правильно прочитать слово – весна- что надо сделать? - Интересно, как правильно прочитать слово - весна? Что нужно сделать? - Как найти ударный гласный звук? - Давайте вместе позовем «весна» (произношу слово вместе с детьми) - Назовите звук, который звучал дольше? - Прочитаем слово. - Чтобы наша весна засверкала всеми цветами радуги, давайте подберем образные слова к слову –весна Задаю вопросы: весна какая? - Когда ярко светит солнце? - Когда расцветает все кругом? - Когда весной часто идут дожди? - Когда мы весной много отмечаем праздников? - Когда весна трудится, ломает лед на реках? Обобщение: Прочитаем, что мы прочитали. - Вот какая разная бывает весна! - Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят- весной все тает, много воды кругом. Давайте подберем слова родственники к слову –«вода» Задаю вопросы: - Как ласково можно сказать про воду? (выставляю слова) - Сказочный персонаж живущий в воде? - Человек, который работает под водой? -Когда вода бурным потоком льется с гор? - Когда весной разливаются реки и заливают поля, дороги? | Подтверждают фразами из стихотворения. - У нас в гостях слово – весна. - Звук [а]- гласный, и обозначается красной фишкой. - Нужно поставить ударение. Говорят правило: нужно произнести слово «весна» так, как оно звучит в речи и послушать, какой звук звучал дольше. Говорят: -Весна-а-а - Звук [а]. Ставят ударение. Читают: весна. Говорят свои варианты. (теплая, ласковая) Ребенок выставляет слово «солнечная» - читает – « весна солнечная». - весна цветущая - весна дождливая - весна праздничная - весна трудолюбивая Читают. Говорят: - водичка - водяной -водолаз - водопад - паводок - Во всех словах общая часть - вод. | |
Рефлексивно-корригирующий. | Подведение итогов занятия | - Ребята, вы справились со всеми заданиями весны. Хотите узнать, что она вам говорит?(предлагаю прочитать ребус) СПА- СИ – БО. | - Да, хотим. - Весна сказала нам –спасибо, за то что мы выполнили все ее задания. |