ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ЗернПК»)
Технологическая карта урока
По дисциплине: Литературное чтение
Выполнила: Студентка 5 курса
Группа: П-51 А
Специальность: 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Дзюба К.А.
Зерноград
2022
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Класс: 3
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»
Цель: познакомить с рассказом Н.Н. Носова «Телефон»
Задачи:
-освоение знаний о правилах пользования телефоном
-овладение умениями называть особенности юмористического произведения;
- развивать умения выделять главное, обобщать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать речь учащихся.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. -формирование положительной мотивации к обучению. - проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания | Коммуникативные УУД: -Формулировать собственное мнение и позицию умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, слушать мнения других. -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации -Умение слушать. - Умение слушать и следить, воспринимать текст на слух Регулятивные: -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей -Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | -знать содержание рассказа «Телефон»; -уметь читать рассказ. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения |
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Психологически настраивает на урок. -Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Л: формирование положительной мотивации к обучению. | Психологический настрой |
2. Актуализация опорных знаний | Проводит актуализацию опорных знаний - Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? - А как вы понимаете это предложение? - Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. - Я предлагаю вам сыграть в игру «Откуда я?» - Отгадайте, из каких произведений эти предметы. На экране картинки с изображением: шляпы,
иголки и ниток кастрюли телевизора - Кто написал эти рассказы? - Как вы думаете творчеству какого писателя посвящен наш урок? -А что вы знаете про него, мы сейчас узнаем, получив ответы на вопросы викторины? Викторина - Где и когда родился Н.Н.Носов? - Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? - Где учился Носов? - Какую получил профессию? - Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан? Молодцы! | -Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение -Живая шляпа -Заплатка -Мишкина каша -Федина задача -Н. Н. Носов -творчеству Н. Н. Носова -Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года. -Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву -В Институте кинематографии в Москве -Режиссёр Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г. | Личностные УУД: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Коммуникативные УУД: -Формулировать собственное мнение и позицию умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, слушать мнения других. -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации -Умение слушать. | Беседе Игра Виктарина |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания. 3.3.Первичное закрепление ФИЗКУЛЬМИНУТКА 3.4. Самостоятельная работа 3.5. Повторение и включение в систему знаний | Организует речевую разминку -Что бы продолжить наш урок, предлагаю вам выполнить речевую разминку Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. Те-те-те Чайник кипит на плите. Ле-ле-ле Кружка стоит на столе. Фон-фон-фон Старый звучит патефон. -А теперь прочтите ее громко и быстро. -Составь из первых слогов чистоговорки слово, что получилось? -Правильно! - Как вы думаете, почему я вдруг заговорила о телефоне? Подводит к формулировки темы и цели урока -Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Правильно , родолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова. - Какую цель поставим на уроке? - Вы прекрасно знаете, что рассказы Н. Носова наполнены юмором. - Как вы думаете, о чем этот рассказ? Организует чтение рассказа в учебнике Откройте учебники на странице 170 , начинаем читать рассказ по цепочке - Понравился ли вам рассказ? Чем? - Читая рассказ, вы заметили, как он построен? В форме чего он построен? - Что такое диалог? - В этом рассказе между кем происходит диалог? - Найдите в тесте и прочитайте, как появился телефон у ребят. - Что стали делать ребята от радости, когда испробовали работу своих телефон? - Чем закончился разговор мальчиков? - Как вы поняли, какова основная мысль этого рассказа? Найдите мне отрывок в тексте, где сказано об этом Организует чтение диалога по ролям - Теперь давайте представим, что это вы герои рассказа, прочитайте мне диалог так, что бы я поверила, что вы действительно разговариваете по телефону. -Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физкультминутку Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали, Вправо ниже наклоняйся (4 наклона), Влево тоже наклоняйся (4 наклона). Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И читать мы начинаем. Организует творческую самостоятельную работу -Ребята предлагаю Вам закончить предложения по правилам пользования телефоном Приложение 1 -Давайте посмотрим, что у Вас получилось Предлагает выполнить задание «восстанови слова» - эти слова связаны с рассказом, но одно из них лишнее. Вам нужно расшифровать слова и вычеркнуть лишнее ОФЕТЛЕН АГЗНМИА ТДАРОСЬ СОЛОГ ЧЯМИК РОВОГЗАР -Молодцы. Вы замечательно справились и с этим заданием - С каким произведением мы познакомились сегодня? - О чем это произведение? - Чему учит этот рассказ? | Выполняют речевую разминку -Телефон -Высказывают свои предположения С помощью учителя формируют тему и цель урока -Н.Н.Носов «Телефон» -познакомиться с рассказом Н.Н. Носова «Телефон» -Высказывают свои предположения Читают рассказ по цепочке Высказывают свое мнение - в форме диалога - разговор 2 людей - между Мишкой и его другом Находят отрывки в тексте и зачитывают их - Обниматься - их разговор закончился тем, что они не знали, что сказать друг другу - «…это так всегда бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо, так разговариваешь и разговариваешь… Читают по ролям Выполняют физкультминутку Выполняют творческую, самостоятельную работу. -Зачитывают свою работу (по желанию) Выполняют задание - телефон, магазин, радость, голос, мячик, разговор -лишнее слово мячик -Н.Н. Носов «Телефон» - о том, что когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо, так разговариваешь и разговариваешь… - тому, что нужно больше проводить время с друзьями в реальной жизни, а не в разговорах по телефону. | Регулятивные: -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Умение слушать и следить, воспринимать текст на слух. Регулятивные УУД: -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Регулятивные УУД: -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Личностные УУД: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания; Предметные УУД: -составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанн Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной | Речевая разминка Беседа Работа с книгой Чтение по ролям Физкультминутка Упражнение Взаимопроверка Поощрение |
4. Рефлексия учебной деятельности | Наше занятие подошло к концу. Хочу сказать вам спасибо за активное участие на уроке. Вы сегодня хорошо поработали. Предлагает оценить урок с помощью руки. Пять пальцев на руке- все получилось, все понял Четыре пальца- не совсем что- то получилось, немного не понял Три пальца- ничего не получилось, ничего не понял. Спасибо за урок! | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само-оценку, рефлексию | Личностные Формировать самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; самоанализ | Самооценка |
Приложение 1
Правила пользования телефона
- Разговаривая по телефону, следует контролировать свою______. Не следует _______в трубку.
- ______________слушайте своего собеседника, никогда не ___________его.
- Куда бы вы не звонили, никогда не надо начинать разговор с вопросов «Кто_____?» «Кто____?»
- Как только Вас соединили с абонентом, следует представиться-назвать_________.
- Помните, что Вы звоните в удобное для Вас время, поэтому не стоит обижаться, если Вас попросят_____.
- Никогда не говорите по телефону с набитым________, не__________, не__________.
- Если во время разговора Вы чихнули или покашляли постарайтесь ___________________трубку, чтобы этого не было слышно. Если Вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать______________.
- Заканчивая телефонный разговор следует выполнять важнейшие правило этикета – первым кладет трубку тот. кто _______________.
- __________по долгу разговаривать по телефону
Самоанализ урока
Урок литературного чтении был проведен во 3 классе по теме: Н.Н. Носов «Телефон»–«Школа России».
Тип урока: открытие нового знание.
В соответствии с темой была сформулирована цель: познакомиться рассказом Н.Н. Носова «Телефон»
Для реализации цели урока были определены задачи:
-освоение знаний о правилах пользования телефоном
-овладение умениями называть особенности юмористического произведения;
- развивать умения выделять главное, обобщать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать речь учащихся
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В процессе обучения использовались современные образовательные технологии: технология здоровьесбережения; чтения по цепочке, чтения по ролям ;
При разработке данного учебного занятия учитывались возрастные особенности и реальные возможности учеников 3 класса, большинство из которых имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, высокой познавательной активности.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлённость, ответственность.
Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность.
На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребёнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.
План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», а рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.