Технологическая карта классного часа военно-профессиональной ориентации
Технологическая карта классного часа военно-профессиональной ориентации
Неделина Евгения Петровича,
воспитателя 7 учебного курса
3 взвод 3 рота (11 В класс)
Дата и время проведения: 18.10.2021 г. 14.25-15.05
Место проведения: класс самоподготовки, 3 учебный корпус
Тема | «Михайловская военная артиллерийская академия» | ||
Цель | Воспитателя: создание условий для формирования у воспитанников личностной ценностно-нравственной основы самоопределения относительно военно-профессионального образования и военной специальности. Обучающегося: узнать о военных специальностях Михайловской военной артиллерийской академии; изучить информацию о военном образовательном учреждении МО РФ и правилах приема в него | ||
Основные понятия | Михайловская военная артиллерийская академия, профессиональная пригодность, медицинское освидетельствование | ||
Планируемые результаты | |||
личностные | формирование умения осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военными специальностями | ||
метапредметные | познавательные | формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлениях, свойствах и связях; делать простейшие выводы и умозаключения; строить речевое высказывание в устной форме | |
регулятивные | формирование умения самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, осознавать свои индивидуальные особенности и личные качества, способности и возможности; формировать чувство уверенности в себе | ||
коммуникативные | формирование умения организовывать совместную деятельность с воспитателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | ||
Ведущая технология | Технология развития критического мышления |
Ход классного часа
№п/п | Технологические этапы классного часа | Метод/ прием | Деятельность суворовцев | Время (мин) |
Вводная часть | Сдача рапорта | Проверяют наличие личного состава, внешний вид и готовность к занятию | 1 | |
Вступление в контакт. Стадия вызова. | Аналитическая беседа | Смотрят видеофильм, определяют тему занятия, выявляют проблему. | 4 | |
Стадия осмысления | «Михайловская военная артиллерийская академия» | Получают новую информацию, принимают участие в беседе, высказываются. | 30 | |
Подведение итогов. | Заключительная беседа | Слушают, смотрят видеоролик | 6 | |
Рефлексия | Самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". | Все по очереди высказываются, заканчивая предложение | 4 |
Конспект классного часа
№п/п | Организационные этапы классного часа | Задача этапа | Основное содержание. Формулировка заданий. Комментарии |
Вводная часть | Эмоциональная, психологическая подготовка суворовцев к усвоению изучаемого материала. | Сдача рапорта. Проверяют наличие личного состава, внешний вид и готовность к занятию. | |
Определение темы | В связи с существующей проблемой обозначить предмет разговора с суворовцами | Видеоролик «МВАА» - 1,40 мин. Воспитатель: Здравствуйте, суворовцы! Сегодня разговор пойдет о Михайловской военной артиллерийской академии Постановка проблемного вопроса. Что вы знаете об этом учебном учреждении? Суворовцы: (отвечают) | |
Коллективное целеполагание | Определить цель занятия, приучать суворовцев к необходимости определять цель любого действия | Воспитатель: А какова цель нашей встречи? Суворовцы: (отвечают). Воспитатель: Узнать как можно больше о высшем военном учебном заведении, в котором, возможно, будет учиться Сережа Гончуков, а, может, кто-то ещё решит продолжить обучение там –цель нашего занятия. | |
Обсуждение темы | Получение новой информации, классификация, ранжирование информации | Воспитатель: ОБ УЧИЛИЩЕ Санкт-Петербург славится огромным количеством учебных заведений, ежегодно в город, со всей страны, стекаются тысячи абитуриентов. В том числе, в городе на Неве существует и ряд военных профессиональных учебных заведений, не последнее место среди которых занимает ВУЗ с двухвековой историей – МВАА. В 2021 году 7 декабря Михайловская военная артиллерийская академия, отметила своё 201-летие. Специалисты, выпускающиеся из академии, высоко оцениваются в войсках, в чем имеется заслуга научно-педагогического состава, благодаря усилиям которого академия в течение последних шести лет подряд признается лучшей образовательной организацией Сухопутных войск. Групповая работа (по отделениям): В течение следующих 10 минут вам предстоит познакомиться с дополнительной информацией об училище для того, чтобы поделиться этой информацией с товарищами. Делайте пометки по знакомому методу «Инсерт» Суворовцы: (получают распечатки, читают, выделяют главное, готовят сообщение, выступают с сообщением). 1 группа: История училища Артиллерийское училище было открыто в Санкт-Петербурге 25 ноября 1820 г. по инициативе генерал-фельдцейхмейстера вел. кн. Михаила Павловича. После кончины его основателя, училище получило название Михайловского. Формально расформировано 6 ноября 1917 г., фактически - реорганизовано в 1-е Советские артиллерийские Петроградские командные курсы.
Для бригады было приобретен участок и каменный двухэтажный дом с двумя флигелями и садом на Выборгской стороне на берегу Большой Невы рядом с деревянным разводным Литейным мостом - здание бывшего Вдовьего дома. В 1821 г. была начата перестройка старого здания и возведение новых. Куплена дополнительная территория у отставного вице-адмирала Данилова. В 1822 г. были построены манеж, конюшни и новое здание, где разместилась столовая, конференц-зал и лазарет. На месте старого лазарета была возведена училищная церковь в честь св. Александра Невского, освящённая в 1825 г. В 1826-1827 главное здание надстроил и расширил арх. А. Е. Штауберт. Были перепланированы плац и набережная. В 1853 г. высочайше утверждена перестройка училища и возведение третьего этажа над классным флигелем и над флигелями, соединявшими средний корпус со зданием учебной бригады и с конференц-залом. Перестройка завершена в 1856 г. Образовался целый комплекс зданий, включавший главный корпус с 1-м солдатским корпусом, офицерским флигелем и артиллерийским училищем, манеж с конюшнями, баню, пиротехническую школу, лабораторный корпус, экипажный сарай с конюшнями, орудийный сарай, офицерский корпус (угловой), малый манеж, церковь и другие здания. Позже при училище был создан ещё один большой Ломанский манеж. Он находился за три квартала от училища в специальном городке, ближе к северным окраинам города. Там же были казармы для солдат и конюшни.
30.08.1803. - Петербургский вдовий дом. Каменный двухэтажный (арх. А. Порто) с садом. Под училище было использовано здание бывшего Вдовьего дома - двухэтажное с двумя флигелями, которое в 1826-1827 надстроил и расширил А. Е. Штауберт. (Komdir)
30 августа (11 сентября) 1855 г. в Петербурге, на базе офицерских классов Михайловского артиллерийского училища, была создана Михайловская артиллерийская академия. Первоначально Михайловская артиллерийская академия входила в состав Императорской военной академии, а в 1863 г. получила самостоятельность. Академия имела 3 класса: младший, старший и дополнительный. Первые два класса готовили офицеров к занятию должности командира батареи и выше, третий - к службе на артиллерийских заводах и в научных учреждениях артиллерийского ведомства. Академия имела свою библиотеку, химическую лабораторию, музей и физический кабинет. Число обучающихся во всех трёх классах составляло 60 офицеров. К приёмному экзамену допускались офицеры всех родов войск до чина поручика гвардии или штабс-капитана армии включительно, если они прослужили в офицерском звании не менее 3-ёх лет, в том числе в строевых частях - не менее 2 лет. От поступающих, окончивших артиллерийское училище или физико-математический факультет университета, требовалась лишь двухлетняя служба. Учёные, конструкторы и воспитанники академии внесли большой вклад в развитие артиллерии, стрелкового оружия и артиллерийской науки. Русские артиллеристы первыми в мире разработали методы стрельбы с закрытых огневых позиций и применили их на практике в русско-японской войне. Среди выпускников академии разных лет много известных командиров-артиллеристов, прославленных учёных и конструкторов (создатель трёхлинейки С. И. Мосин, конструктор орудий В. Г. Грабин, лётчик П. Н Нестеров и др.).
В 1919 г. Михайловская артиллерийская академия была переименована в Артиллерийскую академию РККА. В 1932 г. артиллерийский факультет этой академии был выделен в самостоятельную Артиллерийскую академию (с 1934 г. им. Ф. Э. Дзержинского), которая в 1938 г. была переведена в г. Москву. В 1953 г. из состава академии были выведены командные факультеты и возвращены в Ленинград, где на прежней базе Михайловской артиллерийской академии была образована Военная артиллерийская командная академия (с 1960 - Военная артиллерийская академия им. Калинина). В сентябре 1998 г. академия была реорганизована в Михайловский военный артиллерийский университет, в структуру которого вошли также три филиала (Казанский, Коломенский и Саратовский - бывшие артиллерийские училища). 9 июля 2004 г. Михайловский военный артиллерийский университет преобразован в Михайловскую военную артиллерийскую академию. Вместо филиалов созданы Казанское высшее артиллерийское командное училище (военный институт) имени маршала артиллерии М. Н. Чистякова и Коломенское высшее артиллерийское командное училище (военный институт). 2 группа: Боевые действия Десятилетие 1980-х оказалось самым интенсивным в вопросе лётной подготовки курсантов за все годы существования училища: боевые действия в Афганистане с участием Ограниченного контингента советских войск требовали новых и новых кадров. Боевые возможности вертолётов сделали их незаменимым средством в операциях, проводимых в первую очередь в интересах общевойсковых частей и подразделений Сухопутных войск. Начиная с 1980 года и в течение четырёх последующих лет, училище перешло на ускоренные выпуски молодых лейтенантов, которые стали проводиться не осенью, а весной. Количество выпускников вместе с офицерами одногодичных курсов (выпускники аэроклубов), экстерната и заочного обучения стабильно переваливало за пять с половиной сотен. В 1979 году во всех учебных полках училища были введены пятые эскадрильи. В каждом полку формировалось по 80 лётных групп курсантов и слушателей. Ежегодный налёт в полку в эти годы составлял порядка 28–30 тысяч часов. Максимальный пик налёта всего СВВАУЛ пришёлся на 1985 год и составил 90550 часов, что превышало ежегодный налёт воздушной армии того периода (в 2000 году училище налетало 7000 часов). Каждый лётный день в училище поднимались в воздух более 240 вертолётов и около 1200 курсантов! С учетом опыта боевых действий в Афганистане основной упор в подготовке курсантов делался на боевое применение. Отрабатывались вопросы полётов строем, на сложный пилотаж и практический потолок. Обучали тому, что могло пригодиться в боевых условиях. Очень трудно было лётчикам-инструкторам, которые выполняли вывозную программу с курсантами первого года обучения. С началом вывозной программы они не покидали кабину практически весь день, используя для кратковременного отдыха лишь время, отведённое на заправку вертолёта. Четыре с половиной часа в каждую лётную смену – в таком режиме трудился инструктор до первого полёта самостоятельно вылетевшего курсанта групп. И только тогда, когда в первый самостоятельный полёт отправлялся крайний курсант его лётной группы, лётчик-инструктор мог перевести дух. Поистине героическая глава истории Сызранского вертолетного написана беспримерными подвигами офицеров-вертолётчиков в небе Афганистана. Тысячи выпускников прошли испытание афганской войной. После Великой Отечественной войны война в Афганистане стала самой кровопролитной и длительной. Срок командировки на эту войну для летчиков составлял 12 месяцев. Многие выпускники-вертолетчики прошли эту войну дважды, а нередко и трижды… За мужество и героизм большинство из них удостоены боевых орденов и медалей, пользуются заслуженным почетом и уважением народа. В нашей памяти навсегда останутся золотые страницы героической истории училища, написанные участниками афганской войны – офицерами В.К. Гайнутдиновым, В.В. Щербаковым, Ф.С. Шагалеевым, Е.И. Зельняковым, В.Е. Павловым, В.Н. Очировым, Н.И. Ковалёвым, В.М. Письменным, В.А. Кучеренко, Н.И. Малышевым, В.Ф. Попковым, А.С. Головановым, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан. Многие выпускники Сызранского ВВАУЛ, пройдя горнило афганской войны, после замены, попали на другую – с незримым, но не менее опасным врагом. В апреле 1986 года «рванул» Чернобыль. Такой ядерной катастрофы мир ещё не знал. «Одним из ярких подтверждений мужества и героизма, – писал выпускник училища 1965 года Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.Е. Павлов, – стали действия советских воинов при ликвидации последствий аварии, случившейся на Чернобыльской АЭС. Горжусь, что одними из первых вступили в схватку с бедой военные авиаторы...». В их числе было немало выпускников Сызранского вертолётного. Непростыми были годы работы Сызранского вертолетного после распада СССР. До 2000 года на советских ресурсах прочности, запасах ресурса авиатехники Сызранское вертолетное выпускало ежегодно порядка 300 вертолетчиков. Однако к средине 1990-х - «лихих 90-х», усугублялись проблемы с нехваткой топлива для авиатехники, задержки с выплатой денежного довольствия и зарплаты личному составу, однако училище продолжала работу и к ноябрю 1998 года Сызранское вертолетное осталось одним из летных вузов, где готовились военные вертолетчики. Курсанты из расформированного Уфимского ВВАУЛ были приняты на доучивание в Сызрань. В 1996 году в связи с переходом на пятилетний срок обучения выпуска не было. Постепенно уменьшался набор курсантов для обучения и что еще более печально, к началу 2000-х годов общий налет выпускника на вертолетах был в пределах 20 часов… тогда как в советское время выпускники-сызранцы налетывали 200-230 часов, а было время, когда из училища выпускались, имея квалификационную категорию «Военный летчик 3-го класса»… Ситуация была исправлена к середине 2000-х годов. Учебные аэродромы вновь ожили рокотом реактивных двигателей, а молодые авиаторы поверили в перспективу состоятся как военные летчики, а главное для летчика – летать, стать винтокрылым защитником Отечества! Настоящим испытанием для выпускников Сызранского вертолетного стала война за сохранение территориальной целостности и конституционного строя в России в Северо-Кавказском регионе (1994 – 2000-е годы). Сотни выпускников с честью выполнили свой конституционный и воинский долг. Многие отдали свою жизнь за Родину. Двадцать два наших выпускника удостоены звания Герой Российской Федерации: Липовой Сергей Анатольевич, Наумов Юрий Михайлович, Иванов Александр Александрович, Ярцев Николай Николаевич, Кириллин Алексей Юрьевич, Сафронов Анатолий Александрович, Сахабутдинов Риф Раисович, Константинов Леонид Сергеевич, Кистень Константин Петрович, Гаврилов Николай Федорович, Недвига Юрии Дмитриевич, Дзюба Александр Иванович, Радобольский Игорь Олегович, Чернявский Сергей Иванович, Бондаренко Олег Вячеславович, Дорофеев Дмитрий Юрьевич, Володин Николай Николаевич, Тюриков Виктор Иванович, Воловиков Андрей Валентинович. Рудых Александр Витальевич, Совгиренко Андрей Викторович. Полковник И.О. Радобольский кавалер 7-ми боевых орденов, полковники С.И.Чернявский, Г.К.Сорокин, С.П.Быков – кавалеры 6-ти боевых орденов. Полковник А. В. Воловиков — единственный в России офицер — кавалер четырёх орденов Мужества! Выпускники училища, военные вертолетчики героически воевали в операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году, участвовали в миротворческих миссиях в Косово, Судане, Сьерра-Леоне. Везде где трудно, где нужна помощь России – там вертолеты и военные летчики, выпускники Сызранского вертолетного. И сегодня военные вертолетчики достойно выполняют поставленные Родиной задачи в Сирии. Вся страна гордится военным вертолетчиком, выпускником Сызранского ВВАУЛ полковником Р.М. Хабибуллиным, которому посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Этапным событием в истории единственного в стране военного вертолетного вуза стало вручение 17 декабря 2014 года Сызранскому филиалу Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина Боевого (Георгиевского) Знамени и Грамоты Президента Российской Федерации, подписанной 10 декабря 2014 года. 3 группа: Требования, предъявляемые к кандидатам Правила приема в 2021 году: Код - 25.05.04 Наименование специальности по ФГОС - Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов Специализация: Летная эксплуатация авиационных комплексов Квалификация - Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В качестве кандидатов для зачисления курсантами рассматриваются граждане РФ (юноши), имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем, среднем профессиональном образовании или диплом о начальном профессиональном образовании, из числа: граждан, не проходивших военную службу - до достижения ими возраста 22 лет; граждан, прошедших военную службу - до достижения ими возраста 24 лет; военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 27 лет. Примечание: возраст кандидата определяется на 1 августа года поступления; на предварительное медицинское освидетельствование направляются граждане, имеющие: нормальное цветоощущение; остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции; артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/60 мм. рт. ст.; индекс массы тела не ниже 19 и массу тела не более 90 кг.; рост не менее 160 см. и не более 186 см.; длину ног не менее 88 см.; длину рук не менее 76 см. Вступительные экзамены МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УЧАСТИЯ ВО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ: МАТЕМАТИКА (ПРОФИЛЬН.) (27) РУССКИЙ ЯЗЫК (36) ФИЗИКА (36). Оценки уровня физической подготовленности кандидатов в объёме требований нормативов: подтягивание на перекладине 7-18 раз; бег на 100 метров - 13,0-14,6 сек.; бег на 3000 метров - 11,03 - 13,40 мин. Абитуриентам на время вступительных испытаний предоставляется бесплатное проживание (казарма) и питание. Учебный год начинается с 1 августа. Курсанты Филиала находятся на полном государственном обеспечении: бесплатное питание, прошивание (казарма), обеспечение вещевым имуществом; медицинское обслуживание; денежное довольствие (курсантов 1 курса - 2000 руб., после заключения контракта на втором курсе – 7400 - 25000руб. в зависимости от успехов в учебе и спортивной подготовленности); ежегодный каникулярный отпуск 15 суток в зимнее время и 30 суток в летний период; бесплатный проезд к месту проведения летнего отпуска в любой конец страны. По окончании филиала, выпускникам присваивается воинское звание «лейтенант» с вручением диплома о высшем образовании и квалификации «Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов». Гарантированно распределение. Имеется возможность служебного роста, повышения своего образовательного и профессионального уровня. Предоставляются льготы и преимущества, установленные ФЗ «О статусе военнослужащего». Срок обучения - 5 лет и 3 месяца Язык образования – русский Преимущественным правом при зачислении в филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани пользуются кандидаты, прошедшие профессиональный отбор, из числа: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ по месту жительства указанных граждан; граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом; детей умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; участников боевых действий; военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, и непрерывная продолжительность её составляет не менее трех лет, а также граждан, прошедших военную службу по призыву и поступающих на обучение по рекомендациям командиров воинских частей; военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполняющих задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северокавказского региона; детей граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность службы 20 лет и более; детей граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного срока пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более; других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право поступления в вузы. Зачисление кандидатов проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам с учетом категории профессиональной пригодности и уровня физической подготовленности. Воспитатель. Время вышло. Вы выбрали самую важную информацию из достаточно большого объема. А теперь обменяемся полученной информацией с товарищами. Суворовцы: (представляют выборку по группам, отвечают на вопросы товарищей) | |
Подведение итогов | Обобщить материал классного часа | Воспитатель. За последние пять лет было решено множество организационных, кадровых, технических, тыловых и других проблем. Только для лётной подготовки третьекурсников в учебном авиаполку под Саратовом было получено свыше 55 новых вертолётов первоначального обучения типа «Ансат-У». Был существенно обновлён парк и других винтокрылах машин, которые поступили с авиазаводов, а 19 единиц – из боевых авиационных частей, где прошли первоначальную обкатку. Юбилей – время подвести некоторые итоги: подготовлено 20196 летчиков, шестьдесят три человека стали генералами, более двухсот – Заслуженные военные летчики, летчики-испытатели СССР и России. В настоящее время Сызранском филиале Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина работает высокопрофессиональный преподавательский и летно-инструкторский состав, последовательно совершенствуется и развивается учебно-материальная база. Вводятся в строй новые компьютерные классы. Для совершенствования лётной подготовки курсантов действуют комплексные пилотажные тренажёры вертолётов Ми-24П, Ми-8МТВ-5, Ми-171. За годы напряженной работы в вузе сформировалась уникальная школа подготовки командных кадров для вертолетной авиации не только Минобороны России, но и всей государственной авиации. Видеоролик «СВВАУЛ» - 3,00 мин. - (песня) | |
Рефлексия | Способствовать осмыслению материала классного часа. Мотивировать суворовцев на развитие личностных качеств | Воспитатель: Что нового узнали вы во время нашей беседы? Какие выводы для себя сделали? Выберите начало фразы и продолжите её. Сегодня я узнал… Я понял, что… Меня удивило… Я попробую… Я почувствовал, что… Мне захотелось… Суворовцы: (выстраивают логическую цепочку достижения воспитательных целей занятия) |
Воспитатель Е.П. Неделин
Приложение
1 группа: История училища
В 1960 году училище было перебазировано из города Пугачёв в город Сызрань. Командование, летный, инженерно-технический состав училища постепенно освоили вертолетную технику, наладили летную подготовку курсантов. Если первый выпуск офицеров-вертолетчиков, произведенный в ноябре 1954 года составлял 77 человек, то в последующем подготовка авиационных командиров росла и колебалась в пределах 100 – 200 человек. Так, за период с 1954 по 1968 год училище подготовило 2266 лётчиков вертолётной авиации по среднему профилю (с 3-х годичным сроком обучения). При этом ежегодный выпуск лётчиков увеличился почти в 3 раза, а в 1957 и 1958 годах было произведено по два выпуска в год.
О романтике, опасностях и рисках не только для карьеры, но и самой жизни офицера начала эпохи освоения вертолётной техники сегодня ходят легенды. Одна из подлинных историй, многими нынче воспринимаемая как авиационная байка, на самом деле произошла на одном из аэродромов Сызранского ВВАУЛ. Пионеры-вертолетчики, осваивавшие новую технику и прежде летавшие на самолетах с большим трудом осваивали премудрости практической вертолетной аэродинамики. А тут новый вид полета – полет с грузом на внешней подвеске, на 8-15-метровом тросе. Дошло до того, что весь лётный состав отказался выполнять данный вид полётов. Ситуация разрешилась по-военному просто и оригинально.
И тогда генерал Фёдор Герасимович Кисель, начальник училища, построил на аэродроме полк, запустил один из вертолётов и лично выполнил 8-минутный стандартный полёт «по кругу» с грузом на внешней подвеске, личным примером доказав его безопасность и возможность выполнения. Так что здесь необычного и тем более рискованного? Дело в том, что вертолёт был снаряжен не обычным грузом – металлической болванкой или ящиком с песком Роль груза выполнил один из командиров полков – летчик-фронтовик полковник А. С. Буланов.
Только любовь к лётной профессии, вера в надёжность и боевые возможности советских вертолётов и, наконец, личное мужество – вот слагаемые этого, ставшего училищной легендой, полёта. Сегодня полёты с грузом на внешней подвеске, хотя и считаются достаточно сложными, но прочно вошли в курсы боевой подготовки, их освоили тысячи вертолетчиков.
Летчики-инструктора Пугачевского вертолетного училища оставили свой яркий след в истории покорения космоса. В начале 1960-х годов несколько экипажей постоянно находились в состоянии готовности к вылету по «космосу». Работа была сложной и очень ответственной. Но не было случая, чтобы полетное задание оставалось невыполненным или выполненным плохо. Наиболее часто в таких непростых полетах участвовали лётчики В.В. Алексенцев, Ю.П. Митин, Ю.А. Черняев, Б.С. Прияткин, С.А. Ристивоевич и другие. Все они поощрялись командованием военного округа, а капитан Ю.П. Митин был удостоен ордена Красной Звезды. В Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 июня 1961 года указывалось, что Юрий Петрович награжден «за успешное выполнение задания правительства по подготовке и осуществлению первого в мире полета советского человека в космическое пространство на корабле-спутнике «Восток».
С 1967 года Сызранское вертолетное училище перешло на один из самых совершенных вертолетов мира – Ми-8, а с 1980 года – на Ми-24. На новых, более современных модификациях этих вертолетов проходят летное обучение курсанты и в настоящее время.
Долгое время Сызранское, как и другие военные авиационные училища страны готовили вертолётчиков по профилю среднего училища с 3-х годичным сроком обучения. Однако специфика вертолётной техники, её совершенствование, а также то обстоятельство, что выпускники лётных училищ должны были быть готовы и к квалифицированному руководству воинскими коллективами, к взаимодействию с другими родами войск на поле боя, – потребовали расширить содержание и повысить качество подготовки выпускников училищ. [5] Поэтому в 1969 году выпуска офицеров-вертолетчиков не было, так как срок обучения был увеличен на один год в связи с переходом училища на высший профиль с четырехгодичным обучением.
В 1970–1991 годах, в период работы Сызранского ВВАУЛ по высшему профилю (с 4-х годичным сроком обучения), подготовка кадров вертолётной авиации стала ещё более масштабной. Так в 1970-е годы среднегодовое число выпускников колебалось в пределах 300-350 чел., а в средине 1980-х, в пик боевых действий в Афганистане, ежегодное число выпускников с дипломом летчика инженера было около 400 человек.
Потребность в военных вертолётчиках была столь велика, что, начиная с 1970 года, её стали удовлетворять два училища – Сызранское и Саратовское, а с 1986 года в эту работу включилось и Уфимское училище.
К тому же обеспечение всё возрастающих потребностей войск в лётных кадрах не удовлетворялась выпускниками-летчиками с высшим образованием, поэтому работа Сызранского ВВАУЛ велась широким фронтом сразу по нескольким направлениям: в виде заочной формы обучения офицеров-вертолётчиков; в виде экстерната; в виде одногодичных офицерских курсов.
Подготовка кадров военных вертолётчиков в форме экстерната в Сызранском училище проводилась в период 1969–1987 гг. Количество выпускников в разные годы колебалось от 40 до 468 человек. Наибольшее количество военных вертолётчиков по заочной форме обучения было подготовлено в 1969–1975 гг. (максимум – в 1971 г. - 416 и 1972 г. 468) и в 1979–1984 гг. Всплеск 1969–1975 гг. был обусловлен общим расширением числа вертолётных частей и подразделений в ВС СССР, а всплеск 1979–1984 гг. – вызван ведением боевых действий в Афганистане. [6, С.45]
В 1980-1983 годах подготовка кадров военных вертолётчиков на велась на одногодичных офицерских курсах. То есть, в период активизации боевых действий ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВ) только за счёт одногодичных офицерских курсов было подготовлено более 800 военных вертолётчиков.
Пиковые нагрузки накладывали дополнительные трудности на процесс подготовки военных авиаторов. Но задачи, которые ставились перед Сызранским вертолетным, всегда выполнялись с высоким качеством.
2 группа: Боевые действия
Десятилетие 1980-х оказалось самым интенсивным в вопросе лётной подготовки курсантов за все годы существования училища: боевые действия в Афганистане с участием Ограниченного контингента советских войск требовали новых и новых кадров. Боевые возможности вертолётов сделали их незаменимым средством в операциях, проводимых в первую очередь в интересах общевойсковых частей и подразделений Сухопутных войск. Начиная с 1980 года и в течение четырёх последующих лет, училище перешло на ускоренные выпуски молодых лейтенантов, которые стали проводиться не осенью, а весной. Количество выпускников вместе с офицерами одногодичных курсов (выпускники аэроклубов), экстерната и заочного обучения стабильно переваливало за пять с половиной сотен. В 1979 году во всех учебных полках училища были введены пятые эскадрильи. В каждом полку формировалось по 80 лётных групп курсантов и слушателей. Ежегодный налёт в полку в эти годы составлял порядка 28–30 тысяч часов. Максимальный пик налёта всего СВВАУЛ пришёлся на 1985 год и составил 90550 часов, что превышало ежегодный налёт воздушной армии того периода (в 2000 году училище налетало 7000 часов). Каждый лётный день в училище поднимались в воздух более 240 вертолётов и около 1200 курсантов!
С учетом опыта боевых действий в Афганистане основной упор в подготовке курсантов делался на боевое применение. Отрабатывались вопросы полётов строем, на сложный пилотаж и практический потолок. Обучали тому, что могло пригодиться в боевых условиях.
Очень трудно было лётчикам-инструкторам, которые выполняли вывозную программу с курсантами первого года обучения. С началом вывозной программы они не покидали кабину практически весь день, используя для кратковременного отдыха лишь время, отведённое на заправку вертолёта. Четыре с половиной часа в каждую лётную смену – в таком режиме трудился инструктор до первого полёта самостоятельно вылетевшего курсанта групп. И только тогда, когда в первый самостоятельный полёт отправлялся крайний курсант его лётной группы, лётчик-инструктор мог перевести дух.
Поистине героическая глава истории Сызранского вертолетного написана беспримерными подвигами офицеров-вертолётчиков в небе Афганистана. Тысячи выпускников прошли испытание афганской войной. После Великой Отечественной войны война в Афганистане стала самой кровопролитной и длительной. Срок командировки на эту войну для летчиков составлял 12 месяцев. Многие выпускники-вертолетчики прошли эту войну дважды, а нередко и трижды… За мужество и героизм большинство из них удостоены боевых орденов и медалей, пользуются заслуженным почетом и уважением народа. В нашей памяти навсегда останутся золотые страницы героической истории училища, написанные участниками афганской войны – офицерами В.К. Гайнутдиновым, В.В. Щербаковым, Ф.С. Шагалеевым, Е.И. Зельняковым, В.Е. Павловым, В.Н. Очировым, Н.И. Ковалёвым, В.М. Письменным, В.А. Кучеренко, Н.И. Малышевым, В.Ф. Попковым, А.С. Головановым, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан.
Многие выпускники Сызранского ВВАУЛ, пройдя горнило афганской войны, после замены, попали на другую – с незримым, но не менее опасным врагом. В апреле 1986 года «рванул» Чернобыль. Такой ядерной катастрофы мир ещё не знал. «Одним из ярких подтверждений мужества и героизма, – писал выпускник училища 1965 года Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.Е. Павлов, – стали действия советских воинов при ликвидации последствий аварии, случившейся на Чернобыльской АЭС. Горжусь, что одними из первых вступили в схватку с бедой военные авиаторы...». В их числе было немало выпускников Сызранского вертолётного.
Непростыми были годы работы Сызранского вертолетного после распада СССР. До 2000 года на советских ресурсах прочности, запасах ресурса авиатехники Сызранское вертолетное выпускало ежегодно порядка 300 вертолетчиков. Однако к средине 1990-х - «лихих 90-х», усугублялись проблемы с нехваткой топлива для авиатехники, задержки с выплатой денежного довольствия и зарплаты личному составу, однако училище продолжала работу и к ноябрю 1998 года Сызранское вертолетное осталось одним из летных вузов, где готовились военные вертолетчики. Курсанты из расформированного Уфимского ВВАУЛ были приняты на доучивание в Сызрань. В 1996 году в связи с переходом на пятилетний срок обучения выпуска не было. Постепенно уменьшался набор курсантов для обучения и что еще более печально, к началу 2000-х годов общий налет выпускника на вертолетах был в пределах 20 часов… тогда как в советское время выпускники-сызранцы налетывали 200-230 часов, а было время, когда из училища выпускались, имея квалификационную категорию «Военный летчик 3-го класса»… Ситуация была исправлена к середине 2000-х годов. Учебные аэродромы вновь ожили рокотом реактивных двигателей, а молодые авиаторы поверили в перспективу состоятся как военные летчики, а главное для летчика – летать, стать винтокрылым защитником Отечества!
Настоящим испытанием для выпускников Сызранского вертолетного стала война за сохранение территориальной целостности и конституционного строя в России в Северо-Кавказском регионе (1994 – 2000-е годы). Сотни выпускников с честью выполнили свой конституционный и воинский долг. Многие отдали свою жизнь за Родину.
Двадцать два наших выпускника удостоены звания Герой Российской Федерации: Липовой Сергей Анатольевич, Наумов Юрий Михайлович, Иванов Александр Александрович, Ярцев Николай Николаевич, Кириллин Алексей Юрьевич, Сафронов Анатолий Александрович, Сахабутдинов Риф Раисович, Константинов Леонид Сергеевич, Кистень Константин Петрович, Гаврилов Николай Федорович, Недвига Юрии Дмитриевич, Дзюба Александр Иванович, Радобольский Игорь Олегович, Чернявский Сергей Иванович, Бондаренко Олег Вячеславович, Дорофеев Дмитрий Юрьевич, Володин Николай Николаевич, Тюриков Виктор Иванович, Воловиков Андрей Валентинович. Рудых Александр Витальевич, Совгиренко Андрей Викторович.
Полковник И.О. Радобольский кавалер 7-ми боевых орденов, полковники С.И.Чернявский, Г.К.Сорокин, С.П.Быков – кавалеры 6-ти боевых орденов. Полковник А. В. Воловиков — единственный в России офицер — кавалер четырёх орденов Мужества!
Выпускники училища, военные вертолетчики героически воевали в операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году, участвовали в миротворческих миссиях в Косово, Судане, Сьерра-Леоне. Везде где трудно, где нужна помощь России – там вертолеты и военные летчики, выпускники Сызранского вертолетного. И сегодня военные вертолетчики достойно выполняют поставленные Родиной задачи в Сирии. Вся страна гордится военным вертолетчиком, выпускником Сызранского ВВАУЛ полковником Р.М. Хабибуллиным, которому посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Этапным событием в истории единственного в стране военного вертолетного вуза стало вручение 17 декабря 2014 года Сызранскому филиалу Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина Боевого (Георгиевского) Знамени и Грамоты Президента Российской Федерации, подписанной 10 декабря 2014 года.
3 группа: Требования, предъявляемые к кандидатам
Правила приема в 2021 году:
Код - 25.05.04
Наименование специальности по ФГОС - Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов Специализация: Летная эксплуатация авиационных комплексов
Квалификация - Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ
В качестве кандидатов для зачисления курсантами рассматриваются граждане РФ (юноши), имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем, среднем профессиональном образовании или диплом о начальном профессиональном образовании, из числа:
граждан, не проходивших военную службу - до достижения ими возраста 22 лет;
граждан, прошедших военную службу - до достижения ими возраста 24 лет;
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 27 лет.
Примечание:
возраст кандидата определяется на 1 августа года поступления;
на предварительное медицинское освидетельствование направляются граждане, имеющие:
нормальное цветоощущение;
остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции;
артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/60 мм. рт. ст.;
индекс массы тела не ниже 19 и массу тела не более 90 кг.;
рост не менее 160 см. и не более 186 см.;
длину ног не менее 88 см.;
длину рук не менее 76 см.
Вступительные экзамены
МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УЧАСТИЯ ВО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ:
МАТЕМАТИКА (ПРОФИЛЬН.) (27)
РУССКИЙ ЯЗЫК (36)
ФИЗИКА (36).
Оценки уровня физической подготовленности кандидатов в объёме требований нормативов:
подтягивание на перекладине 7-18 раз;
бег на 100 метров - 13,0-14,6 сек.;
бег на 3000 метров - 11,03 - 13,40 мин.
Абитуриентам на время вступительных испытаний предоставляется бесплатное проживание (казарма) и питание.
Учебный год начинается с 1 августа.
Курсанты Филиала находятся на полном государственном обеспечении:
бесплатное питание, прошивание (казарма), обеспечение вещевым имуществом;
медицинское обслуживание;
денежное довольствие (курсантов 1 курса - 2000 руб., после заключения контракта на втором курсе – 7400 - 25000руб. в зависимости от успехов в учебе и спортивной подготовленности);
ежегодный каникулярный отпуск 15 суток в зимнее время и 30 суток в летний период;
бесплатный проезд к месту проведения летнего отпуска в любой конец страны.
По окончании филиала, выпускникам присваивается воинское звание «лейтенант» с вручением диплома о высшем образовании и квалификации «Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов». Гарантированно распределение. Имеется возможность служебного роста, повышения своего образовательного и профессионального уровня. Предоставляются льготы и преимущества, установленные ФЗ «О статусе военнослужащего».
Срок обучения - 5 лет и 3 месяца
Язык образования – русский
Преимущественным правом при зачислении в филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани пользуются кандидаты, прошедшие профессиональный отбор, из числа:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ по месту жительства указанных граждан;
граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;
детей умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;
участников боевых действий;
военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, и непрерывная продолжительность её составляет не менее трех лет, а также граждан, прошедших военную службу по призыву и поступающих на обучение по рекомендациям командиров воинских частей;
военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполняющих задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северокавказского региона;
детей граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность службы 20 лет и более;
детей граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного срока пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право поступления в вузы.
Зачисление кандидатов проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам с учетом категории профессиональной пригодности и уровня физической подготовленности.