Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Царева Наталья Валентиновна
Учебное заведение: МБУ ДО " Тимирязевская ДШИ"
Краткое описание работы: Традиции в танцевальной лексике народов Поволжья

Дата публикации: 2022-06-15 Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников Царева Наталья Валентиновна МБУ ДО " Тимирязевская ДШИ" Традиции в танцевальной лексике народов Поволжья
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников

Скачать работу


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Тимирязевская детская школа искусстав»

Танцы народов Поволжья и их потенциал

в этнокультурном воспитании школьников

Разработчик:

преподаватель хореографии

Царева Наталья Валентиновна

п.Тимирязевский,2022

ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-экономическая ситуация в России привела к тому, что в обществе в целом и в каждой семье в отдельности приоритет духовно-нравственного и эстетического воспитания ребенка отошел на второй план. Главной задачей семьи и общества стало воспитание образованного социально активного работника, умеющего приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям жизни.

Целью этнического воспитания является приобщение детей к культуре родного народа, пробуждение интереса к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира.

Школа как общее образовательное учреждение обладает огромным потенциалом для этнокультурного воспитания личности. Однако зачастую этот потенциал используется недостаточно. Такие общеобразовательные предметы как литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка или даже физкультура могут и должны содержать этнокультурные аспекты обучения. Сравнительное изучение музыки и танцев народов Среднего Поволжья позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе народной хореографии лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Например, чуваши и марийцы славились производством мебели, веревок, канатов, как следствие, у марийцев возник самобытный танец «Веревочка». Он распространился в Башкирии, его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец,

«Веревочка» (Бау ищу) и татары. Элементы труда, общие для татарского и мордовского народов, отразились в татарском танце «Алмагачлары» и в мордовском «Умарина».

Элементы многих женских танцев народов Среднего Поволжья пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье вышивание, ткачество. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы, например, русский танец "Сновуха" (сновать - приготовлять пряжу, основу для тканья). Танец исполнялся четырьмя парами женщин, которые медленно и плавно двигались в различных направлениях. В башкирском танце «Йон эрлэу («Прядение»)» показывался процесс создания нити: обработка и теребление шерсти, прядение, сучение ниток, наматывание их на клубок. В марийском танце «На тереблении льна», на татарском «Житен туку» имитируется процесс выработки льна. В танце девушки показывали «женский труд», как готовят для себя и семьи полотно для одежды, теребят коноплю, причесывают кудели, прядут нитки, ткут полотно, вышивают платья.

Все эти трудовые процессы русские, татары, марийцы, чуваши, мордва, башкиры производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют сходную

.

Этнокультурная характеристика танцев народов Среднего Поволжья

Характерной особенностью народных танцев региона Среднего Поволжья является их тесная взаимосвязь с песней. Это древнейшие виды искусства, они связаны с жизнью народа, своими корнями уходят в далекое прошлое. Песни и танцы возникали в процессе труда, развивались на основе национальных обрядовых игр и обычаев.

В духовную культуру всех народов Среднего Поволжья органично вписался русский фольклор. Так, в башкирских танцевальных мелодиях

«Маршрут», «Перовский», «Вороной иноходец», «Церемониальный марш» чувствуется влияние русских хороводов и плясок, походных песен и кавалерийских маршей. Существенным моментом, например, марийского новогоднего праздника была вечеринка девушек с театрализованным представлением ряженых, играми, музыкой, песнями и плясками, этот праздник близок по характеру русской Масленице.

Сравнительное изучение музыки и танцев народов Среднего Поволжья позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе народной хореографии лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Например, чуваши и марийцы славились производством мебели, веревок, канатов, как следствие, у марийцев возник самобытный танец «Веревочка». Он распространился в Башкирии, его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец,

«Веревочка» (Бау ищу) и татары. Элементы труда, общие для татарского и мордовского народов, отразились в татарском танце «Алмагачлары» и в мордовском «Умарина».

Элементы многих женских танцев народов Среднего Поволжья пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье вышивание, ткачество. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы, например, русский танец "Сновуха" (сновать - приготовлять пряжу, основу для тканья). Танец исполнялся четырьмя парами женщин, которые медленно и плавно двигались в различных направлениях. В башкирском танце «Йон эрлэу («Прядение»)» показывался процесс создания нити: обработка и теребление шерсти, прядение, сучение ниток, наматывание их на клубок. В марийском танце «На тереблении льна», на татарском «Житен туку» имитируется процесс выработки льна. В танце девушки показывали «женский труд», как готовят для себя и семьи полотно для одежды, теребят коноплю, причесывают кудели, прядут нитки, ткут полотно, вышивают платья.

Все эти трудовые процессы русские, татары, марийцы, чуваши, мордва, башкиры производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют сходную

характеристику. В качестве примера приведем ряд движений, одинаковых в различных национальных танцах:

  • «наматывание ниток» - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения "от себя";
  • «прядение» - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;
  • «полоскание» - руки опущены вниз, слегка выведены вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот.

Многие женские танцы изображают приготовление пищи, в частности башкирские «Кумысницы», «Бишбармак» и др. В танце «Бишбармак» девушка доказывает, как готовит национальное блюдо: сеет муку, месит тесто, очищает пальцы от него, катает, режет, переворачивает тесто и т.д. Танец построен на различных движениях рук. В татарских деревнях осенью были распространены помочи девушек «Каз омэсе» («Ощипывание гусей»),во время исполнения этого трудового процесса пели народную песню «Каз канаты» («Гусиное перо») и так создается танец, за основу которого положено характерное положение рук, которые олицетворяют крылья птиц и их грациозные движения.

Большое распространение в Поволжье имели молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались «капустниками». Девушки заранее уговаривались, у кого и когда будут рубить капусту, наряжались в лучшие платья, переходили из дома в дом, после чего следовали угощения и хороводы. На вечеринку приходили парни. Все присутствующие танцевали. Как отражение трудового процесса - рубки капусты - возник танец, где одна из фигур называлась «кочан». Девушки образовывали тесную группу и толкались на месте, парни оставались в стороне и приплясывали. На словах

«хватайся за листья» парни подбегали к девушкам и растаскивали их по углам. В центре оставалась одна девушка, которую называли «кочерыжка».

Многие мужские танцы так же возникли на основе трудовой практики. В русском, башкирском и татарском танцах «Косари» юноши точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. Тот же процесс отражался в марийском танце «На сенокосе».

Многие русские игры, отображающие процесс труда, заимствованы другими народами. Танец-игра «А мы просо сеяли» соответствует марийской игре «Мы сеем горох» («Ме мурсатым удена»). Марийские ребята и девушки, так же как и русские, в своей игре делятся на две группы и выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Первая шеренга изображает сеятелей, вторая - разрушителей. Исполняя движения сеятелей, первая шеренга поет: «Мы сеем горох». Вторая наступает на первую со словами: «А мы его вытопчем» и т.д. Заканчивается игра поимкой разрушителя, который переходит из одной шеренги в другую. Так русская игра, полюбившаяся марийскому народу, обогатила его хореографическую культуру.

В хореографической лексике народов региона много движений, связанных с имитацией бега лошади, ритмических дробей, напоминающих цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных. Из подражания бегу коня, топоту его копыт возникли в глубокой древности и сохраняются до сих пор такие движения в танцах, как дробь «тыпырлау» у башкир, тыпырдау - у татар (легкие подскоки, вытянутые руки - одна вперед, в первую позицию, другая вверх, в третью позицию). В сочетании эти движения создают образ всадника на скачущей лошади. Это, как и сохранение в наши дни в чувашском Акатуе, татарском и башкирском- Сабантуе обязательного обрядового элемента скачек - состязания на лошадях — следует считать отражением скотоводческих традиций.

Общей чертой танцев народов Поволжья являются движения, изображающие действия воина Героический марийский танец «Сыны

Акпарса» - это память народа о своих сынах и дочерях, борцах за свободу, независимость и счастье. Другой воинственный марийский танец с саблями посвящен участию марийцев в восстании Е. Пугачева. В этих танцах присутствуют элементы русского танца: присядка-разножка, приплясы, прыжки с поджатыми ногами.

В башкирском танце «Северные амуры» повествуется об участии башкирских воинов и русского офицера в Отечественной войне 1812 года. Здесь встречаются движения, общие для башкирского и русского танцев: маршевый шаг, отдание чести, удары пятками в знак готовности исполнить приказ. В других башкирских воинственных плясках используются такие элементы русского танца, как дроби с прыжками, «веревочки»,

«ковырялочки». Заимствованные движения видоизменялись в соответствии со сложившимися традициями башкирской хореографии и превращались в оригинальные, народные танцевальные элементы. Служба башкир в русской армии, совместные военные походы, общение с русским народом в быту подготовили почву для органичного восприятия русских танцевальных движений. Сходство движений, изображающих воина в русских, башкирских, марийских танцах, проявляется в позах и ракурсах, ритмических рисунках дробей. В мордовских и чувашских танцах такие связи не прослеживаются.

В танцевальном фольклоре народов Поволжья следует выделять еще одну линию: изображение повадок и сцен из жизни животных и птиц. Мордовская пляска «Медведь» представляет собой подражание зверю - неуклюжее топанье на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую.

«Медведь» находится в кругу пляшущих, время от времени порывается схватить одну из девушек. Музыка танца воссоздает образ неуклюжего зверя простым ритмическим и мелодическим рисунком.

На Волге бытует танец «Птичка», который исполняется одной или несколькими парами, танцующими обособленно. Для первой фигуры характерно своеобразное положение рук: правой рукой исполнители обнимают друг друга, а левой поддерживают локоть правой руки партнера. Во второй фигуре исполнители часто производят взмах руками, имитируя движения крыльев птиц. Танец «Колокольчик» состоит из фигур «голубок»,

«свадьба», «целование». В первой фигуре ясно видно подражание повадкам птицы. Юноша наклонял корпус и голову к девушке. Девушка закрывалась от него рукой. Обходя девушку, юноша широко раскрывал руки, как крылья, ухаживая за девушкой, как голубь за голубкой, после чего целовал ее в обе щеки. В результате изучения волго-уральской хореографической лексики вами выявлены следующие танцевальные аналоги:

  • в русских и татарских танцах переменный ход, ход с каблука,
  • молоточки» или, по-татарски «кадак кагу» (забивание гвоздей обеими ногами), «веревочка» (по-татарски она исполняется невыворотно, по 6-й позиции), тройной притоп, присядка в шестой позиции, «елочка» («эпипа»),
  • «змейка» («тегу»), припадание, шаг с подскоком, тройные притопы, простые дроби;
  • -в русских и башкирских танцах - переменный шаг, дробный ход, трилистник, притопы, «качалка», «веревочка»;
  • -в русских и мордовских танцах - тройные притопы, три быстрых переступания и удар, шаг с подскоком, припадание, «гармошка» в 6-й позиции, присядка в 6-й позиции;
  • -в русских и марийских танцах - «гармошка», припадания, притопы, простые дроби, присядка в 6-й позиции, бегунец, припляс, ковырялка,
  • «голубец», шаг с подскоком, галоп. В русском танце «Кировские переплясы» много общего с марийскими танцами (дроби, положения рук);
  • -в русских и калмыцких танцах - движение «сесть-встать» (суухад- боедг) по пластике соответствует присядке;
  • -в русских и чувашских танцах - притопы, «гармошка», присядка в 6-й позиции, шаг с подскоком;
  • -в татарских и башкирских танцах - шаг с полупальцев (в татарских чаще всего исполняется вперед, в башкирских - назад);
  • -в татарских и марийских танцах - одинарный «чалыштыру» в татарских танцах соответствует пересгупанию на полупальцах в 6-й позиции в марийских; падебаск не выворотно, хромой ход.

Особенности работы педагога-хореографа с детьми младшего школьного возраста

Задачи этнокультурного развития должны поэтапно решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Таким образом можно формировать у детей историческую память и основы этнокультурных традиций, в которых заложены народные идеалы высокой нравственности, духовности и художественного творчества.

Современные педагогические приемы уходят своими корнями в народную педагогику. Так, в российской деревенской среде опыт обучения народному танцу условно разделялся на три этапа. Первый этап - «игровой», когда дети 5-9 лет постигали основы танцевальной культуры через игры, в которых использовались народные инструменты, пение, простые танцевальные элементы. Важно, что при этом внимание играющих было направлено на партнеров по танцу, по игре, а не на механическое заучивание движений. Второй этап - «технический», когда подростки 10-14 лет пытались освоить технически сложные, замысловатые движения, но пока не участвовали в танцах взрослых. Третий этап - «мастерский»: с 14-15 лет деревенские парни и девушки начинали посещать вечёрки и участвовать в танцах, во время которых оттачивалась и своя индивидуальная пластическая манера.

Например, вполне успешно можно применять чувашскую народную игру «В цветы», в которую обычно играют на небольшой ровной площадке или в зале. Силу, ловкость и подвижность развивает народная игра «Бой петухов», распространившаяся у народа мари в начале XX века. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста также замечательно подходит татарская игра «Маляр и краски».

В то же время, обучаясь ритмике и хореографии, дети должны освоить и некоторые специальные навыки. Значительное место в этой работе занимает экзерсис (exercise - с французского- упражнение). Элементы экзерсиса формируют основные танцевальные навыки. Каждый элемент создает простейшее и конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для данного и ,отличительные от других, элементов сочетания разных положений частей тела - рук, ног, корпуса и головы.

. Таким образом, в занятия вводится «игровое» начало, соответствующее традиционного для данного возрастного этапа формам

овладения хореографическим искусством.

Экзерсис народно-сценического танца помогает освоить главные принципы хореографии:

-выворотность (в народном танце позиции выворотные и невыворотные очень часто чередуются, а выворотность не является абсолютной);

-устойчивость (в танце способствует силе и скорости движения, поскольку присутствует очень прочный контакт с полом, что в конечном результате является залогом точного исполнения ритмического рисунка в танце);

-движения рук (законы движения рук в классическом танце универсальны для любых видов хореографии);

-положение корпуса (позвоночник все время удерживается в определенном положении с помощью мышц спины, пресса, ягодиц). Такое удерживание придаёт корпусу организованный, волевой вид, внушающий ощущение постоянной готовности к движению, внутренней силы. В народно-сценическом танце, как и в классическом, принято положение «4 точки» (два плеча, два бедра находятся всегда в одной плоскости). Планируя экзерсис на занятиях с младшими школьниками, нужно очень аккуратно подходить к его составляющим, чтобы, с одной стороны, дать детям необходимые танцевальные навыки, способствовать их физическому развитию, а с другой - не перегрузить ребенка.

Безусловно, уже в первый год обучения дети должны быть ознакомлены с такими понятиями как основные позиции ног:

  • выворотные: I, II, III;
  • невыворотные: I, II, III;
  • полувыворотные: I, III. Основные позиции рук:
      1. позиция - закругленные в локтях руки приподняты впереди корпуса на уровне груди.
      2. позиция - руки разведены в стороны, кисти направлены вперед и чуть вверх.
      3. позиция - округленные в локтях руки подняты вверх.
      4. позиция - согнутые в локтях руки лежат ладонями сбоку на поясе талии: большой палец кисти - сзади, четыре других, собранных вместе - спреди. Локти отведены в стороны.
      5. позиция - руки скрещены перед грудью, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат поверх плеча одноименной руки, чуть выше локтя.
      6. позиция - руки согнуты в локтях и заведены ладонями за голову, как бы поддерживая головной убор.
      7. позиция - руки согнуты в локтях и положены тыльной стороной кисти за спину на пояс. Одна кисть - тыльной стороной на поясе, другая - на ладони первой. Локти разведены в стороны .

Открывание и закрывание руки:

а) правильное положение руки на бедре; б) положение головы и корпуса.

Использование национальной специфики и потенциала танцев народов Среднего Поволжья на уроках ритмики

В настоящее время существует достаточно большое количество методов, игр и упражнений, направленных на развитие этнического самосознания детей. Но наиболее эффективным средством формирования этнического самосознания детей является народное творчество.

Знакомство с народным творчеством дети начинают в раннем возрасте, когда родители читают детям сказки, потешки, прибаутки. Далее детям читают сказки и показывают народные игрушки.

В первом классе не стоит обременять детей авторскими сценическими постановками. Гораздо полезнее будет познакомить их с несложными игровыми танцами, подробно описанными во многих исследованиях. В частности, можно использовать русский народный танец «А мы просо сеяли».

Активизирует творческие способности детей и развивает навыки свободного исполнения народных танцев, импровизации игра «Каждая пара пляшет по-своему!».

В дальнейшем можно использовать несложные постановки, позволяющие познакомить учащихся с особенностями национальной танцевальной культуры народов Среднего Поволжья, а также дать им первоначальные навыки исполнения, например, танец Сернурского района

«Игра в ладоши», татарский танец «Кул сугып уйнау».

Так, например, чувашская народная хореография, разнообразная и по форме и по содержанию, мало распространенная у нас в республике, тем не

менее, вызывает живой интерес школьников. Здесь и песенные хороводы Юра карги), и хороводные игры (карта ваййисем), и танцы-пляски (Таша) трудовые танцы, танцы женские (например, «Ахаяс»), мужские и т.д

На основе материалов чувашской народной хореографии поставлен детский

чувашский танец, который включает в себя элементы и хороводной игры и парной

пляски в варианте, адаптированном для детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Издавна танец был неотъемлемой частью народной культуры. Результатом работы по этнокультурному воспитанию на уроках хореографии становится терпеливое и бережное отношение детей друг к другу, как к представителям разных национальностей, устойчивый интерес к самобытной культуре родного народа.

Обучение детей младшего школьного возраста народному танцу является важным фактором сохранения и развития традиций

хореографической культуры региона. Прививает подрастающему поколению любовь к национальной хореографии и дает возможность к дальнейшему росту преемственности поколений.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учеб.пособие / А.Д. Алферов. - Ростов-на-Дону:Феникс,2000.-384с.
  2. Асмаев, С.М. Марийский танец: учебно-методическое пособие/С.М. Асмаев - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2004.-52с.
  3. Балет. Энциклопедия.// Под ред. Ю.Н. Григорович.- М.:Советская энциклопедия, 1981.-62с.
  4. Бакланова, Т.П. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т.П. Бакланова, JI.B. Ершова, Т..Я. Шпикалова.- Йошкар-Ола: Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Мар.гос.ун-т», Фак. Культуры и искусств, 2005-29с.
  5. Бакланова Т.П. Народная художественная культура: учебник / ред. Т.П. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2000.-412с.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое.

Post navigation

Разработка открытого урока п предмету ” Слушание музыки”
Сборник сценариев конкурсно-игровых развлекательных программ “Остров досуга”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022