Автор: Фролова Елена Викторовна
Учебное заведение: группа дошкольного образования МОБУ СОШ № 34
Краткое описание работы: НОД (экологической направленности) по окружающему миру в разновозрастной группе для детей 5-6 лет. Тема: «Свойства воды»

Дата публикации: «Свойства воды» НОД (экологической направленности) по окружающему миру в разновозрастной группе для детей 5-6 лет. Тема: «Свойства воды»
Просмотреть свитедельство о публикации

natural science

«Свойства воды»

«Свойства воды»

НОД (экологической направленности) по окружающему миру в разновозрастной группе для детей 5-6 лет

Подготовила

воспитатель группы дошкольного образования МОБУ СОШ № 34

Фролова Елена Викторовна

Актуальность

В образовательную программу дошкольных образовательных учреждений входит изучение разнообразного состояния воды, но у детей не достаточно сформированы представления о состояниях веществ. Считаю целесообразным применение поисково-исследовательской деятельности с использованием опытов, элементарного экспериментирования.

Цель: Сформировать у детей элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Основные задачи:

1). Продолжать учить детей делать выводы, добывать конкретные знания о свойствах воды, дать представление о круговороте воды и ее значении. Активизировать словарь детей: состояния воды: твёрдое, жидкое, парообразное, круговорот воды в природе, опыт.

2).  Продолжать развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, мышление.

3). Воспитывать умение работать в группах дружно и слаженно, приходить на помощь в затруднительных ситуациях товарищам.

Методы и приемы:

— наблюдение

— опыт и элементарное экспериментирование

— рассматривание иллюстраций

— проблемно-игровая ситуация

Ожидаемый результат:

Дети имеют представления о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают 

круговорот воды в природе; делают выводы, полагаясь на результат  опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Предварительная работа:

• Беседа с детьми о значении воды.

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

• Беседы родителей с детьми о круговороте воды в природе, просмотр познавательных передач, использование  интернет-источников.

Оборудование: ноутбук, флеш-карта с презентацией и звуками воды, поднос, термос, зеркало, стаканы, снег и лед.

Ход НОД:

-Здравствуйте, ребята! Можете поприветствовать наших гостей.

-Сегодня у на необычный день, потому что к нам в гости пришла вот такая вот замечательная капелька. Как вы поздороваетесь с ней? (Дети здороваются)

-А что же такое капелька? (Ответы детей) Правильно, капелька – это частичка воды… А хотите узнать о жизни капельки и её необычных приключениях в водном царстве? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на таком замечательном корабле. Занимайте места. (Дети усаживаются)

Слышатся звуки моря. Дети отправляются на корабле в плавание.

-Первый причал, у которого мы остановимся – Планета Земля.  Воспитатель показывает детям коробку и предлагает заглянуть и узнать, что же там спрятано. В коробке лежит лист с загадкой:

«На ноге стоит одной

-Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны

— Что это? (Глобус)

Воспитатель: ну что, ребята, давайте попробуем его найти.

После того, как дети находят глобус, рассматривают его:

— На что он похож? (Варианты детей – шар, яблоко, объемный круг …модель нашей земли)

— Правильно, это модель нашей планеты Земля. «Наша планета – это общий дом. И много лет мы в нем живём. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что же находится на нашей планете? » (Ответы детей)

— Да, на нашей Земле находятся реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. Это окружающая нас природа! И Человек — тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни.

Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)

— Какого цвета больше на глобусе?

— Синий цвет — это вода: моря, океаны, реки, озёра.

Воспитатель объясняет детям, что вода занимает  три четвертых поверхности Земли на примере яблока. (Яблоко разрезано на четыре части, три части яблока – это вода на Земле)

Дети, если вода занимает так много места на нашей Земле, значит, она очень важна для человека и нашей природы, согласны? Послушайте стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

— Ребята, какой из стихотворения мы с вами можем сделать вывод? Правильно, что без воды жизнь невозможна. Она повсюду: и в водоемах, и воздухе, и в земле. Но каким образом она туда попадает? Все это благодаря такому явлению, как круговорот воды в природе. Давайте, с вами посмотрим сказку о путешествии капельки и жизни воды на Земле (показ презентации о воде)

Физминутка:

Я иду, и ты идешь— раз, два, (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (прыгаем на месте, хлопаем руками над головой)

-Уважаемые исследователи, я говорю, «исследователи», потому что сейчас я одену вам маски юных исследователей воды! Давайте пройдем с вами в лабораторию экологов. Итак, я предлагаю вам рассмотреть воду и познакомиться с ее свойствами!

Воспитатель демонстрирует несколько экспериментов с водой.

Дети делают вывод:

Вода – это жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра. В воде живут молекулы.

— Ребята, скажите, из чего состоит вода? (Правильно, вода состоит из молекул и в зависимости от того, как располагаются молекулы в воде, вода может встречаться нам в трех состояниях. Какие состояния воды нам известны?)

(Ответы детей: жидкое состояние, твердое и газообразное).

(воспитатель раздает каждому воспитаннику по капельке для игры)

Ребята, вспомните когда мы смотрели сказку о капельке, она испарилась с поверхности реки и поднялась в небо! Правильно?!

— Как узнать, что капелька, которая превратилась в пар — это и есть вода?

Чтобы узнать это, нам поможет следующий эксперимент.

Проведение опыта №1:

Цель: убедиться, что пар состоит из воды

Описание

Воспитатель держит над термосом зеркальце. Затем с детьми, рассматривает, что появилось на зеркале. Отметить, что появились капельки воды.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

 Солнце нагревает поверхность воды, капли воды превращаются в пар и поднимаются высоко в небо. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей)

— Высоко в небе, где гуляют холодные потоки воздуха, пар охлаждается, превращается снова в капли воды, эти капли образуют облака, тучи. Так газообразные молекулы снова превращаются в жидкие.

— Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей)

— Правильно из тучи идет дождь, и капли воды снова возвращаются на землю.

Опыт № 2 (блюдца, губки на каждого ребенка и вода)

Дети опускают губки в воду и потом их выжимают, воспитатель поясняет, что так в тучку собирается вода, и идет дождь.

— Мы с вами поговорим еще об одном свойстве воды – твердом.

Проведем опыт № 3:

Для этого кладём на поднос снег и лёд. Наблюдаем, во что они превращаются. В один стакан кладем снег, в другой – лёд. Проследим, произойдет в стаканах.

Дети.

Воспитатель. Мы с вами увидели, что вода можем быть в трех состояниях! В каких? ( жидком, твердом и газообразном).

 

 — Расскажите, пожалуйста, почему воду называют «жизнью на Земле»? (Ответы детей) Верно, вода дарит жизнь всем живым организмам на Земле. Но запасы воды на нашей планете не безграничны, поэтому воду нужно беречь. А кто знает, как люди могут сберечь воду? (ответы детей). Все правильно, если вы будете беречь воду, то и природа ответит вам добром!

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности!