Автор: Щедрина Ирина Дамбаевна
Учебное заведение: ДШИ №1 , г. Елец Липецкой области
Краткое описание работы: В легкой стихотворной форме характеризуются музыкальные термины, с которыми знакомятся дети, придя в музыкальную школу. Это помогает им быстрее усваивать нотную грамоту.

Дата публикации: Стишки для усвоения нотной грамоты В легкой стихотворной форме характеризуются музыкальные термины, с которыми знакомятся дети, придя в музыкальную школу. Это помогает им быстрее усваивать нотную грамоту.
Просмотреть свитедельство о публикации

kojb2

Стишки для усвоения нотной грамоты

Придя на подготовительное отделение, дошкольник отмечает, что здесь от него ждут иной беглости речи, чем в семье или на улице. Это может затормаживать его в момент начала ответа на вопрос: ребенок не в состоянии произнести первое слово предложения. Терзаемый сомнениями и боясь ошибиться, он просто молчит. На этом психофизическом факте не стоит заострять внимание, а надо просто подсказать ему первое слово для начала ответа. Приходится изобретать способы помочь ребенку в разных ситуациях.

В силу сказанного преподавателю музыки надлежит заботиться не только о хорошей подаче своего материала, но и брать на себя нелегкую функцию учителя словесности, справедливо полагая, что «разговорчивый» ученик полнее аттестует свои знания. Да и правильно ли это – считать не своим делом помогать ученику совершенствовать навыки правильного разговорного русского языка?

На самом первом этапе обучения музыкальной грамоте преподаватель сталкивается с той трудностью, что 6-7-летний ребенок не может достаточно быстро постичь значение (и назначение тоже!) терминов нотного стана. А между тем школьная программа зовет все дальше!

На память часто приходит история из моих школьных лет. Одноклассник, не отличавшийся восторженным отношением к литературе, в один из понедельников на первой же перемене стал быстро перемещаться по коридору (видимо, сам того не замечая) и громко и бравурно «петь» известную песню моряков из кинофильма «Человек-амфибия», повторяя ее бесконечное число раз. На очередном заходе «…там под океаном…» его остановила учительница русского языка и литературы: «Валера, сколько раз ты смотрел этот фильм?» Валера, не видя подвоха, а может даже надеясь на похвалу отвечает: «один раз, Лид Петровна». «Но, как же так, – не унималась учительница – ты не можешь уже неделю рассказать мне на память «Анчар», а эту песню запомнил с одного раза!?»

 


ПРИМА

Интервал хороший – прима,

Очень быстрый и красивый.

Но не путай с балериной –

И она зовется примой.

Прима первая у нас,

С примой прямо в первый класс!

 

СЕКУНДА

Секунда, секунда,

Считаешь часы?

Уже получилось,

В порядке они?     

Ты все перепутал:

Не зная часов,

Мелькаю я быстро

Средь разных тонов.

Когда ты все выучишь,

Точно не знаю,

Прошу лишь запомнить:

Я только вторая.

 

            ТЕРЦИЯ

Терция, какое слово!

Непонятное оно,

Мы не слышали его,

Но просчитывать готовы.

Три ступени:

Раз, два, три –

Интервалом назови!

           

КВАРТА

Четвертое – кварта, везде и всегда

Хорошей оценкой считалась она.

Четыре ступени становятся в ряд,

Порядок нарушить они не хотят!

 

            КВИНТА

Мы дошли до цифры «пять»,

Открывай тетрадь опять

И прошу считать ступени.

Не давай ты волю лени,

С квинтой быстро подружись,

Отвечай, не ошибись!

 

СЕКСТА

Секста – это номер шесть.

Ты уже успел прочесть

Про ее характер трудный:

Что внутри и что снаружи.

Вдруг, откуда ни возьмись,

Половинка появись!

Все внимание сюда:

Ты не путай никогда –

Шесть ступеней, ну, а там

Все считаем по тонам.

           

 

 

 

 

 

СЕПТИМА

Цифра семь у нас простая:

Семь и больше ничего.

Но давай-ка посчитаем

И посмотрим ей в лицо.

Семь снаружи, пять внутри,

Числа эти заучи,

Да смотри, не перепутай,

Заходя сегодня в класс:

Секста есть, секунда тоже –

Это септима у нас!

 

            ОКТАВА

Мы – октавы, молодцы,

Не найти у нас концы.

Ноты быстро пробегают,

Пальцы весело играют,

Но запомнить очень просим:

Всех ступеней ровно восемь!

 

ГАММА

Гамма, гамма, расскажи,

Как плетешь узоры ты?

Отвечает гамма мне:

Я, как всадник на коне!

Он ступени ставит в ряд,

Называет звукоряд,

Звуки ровно набирает,

По-порядку выставляет,

Ноты ставит на учет,

Звуки путать не дает.

 

НОТОНОСЕЦ

Где записывают ноты?

На бумаге, на столе

На асфальте, на стене?

Не получится, ребята,

Надо очень твердо знать:

Ноты пишут на линейках –

Их всего лишь ровно пять!

 

ДИЕЗ

Я от тона половинка,

Я скучать вам не даю.

Если что-то не в порядке,

Обрати свой взор к ключу, догадался?

Ну, давай же, исправляйся на ходу.

Вправо ты перемещайся,

И тогда я сам приду.

 

            БЕМОЛЬ     

Для диеза я. дружок,

Хочешь, прыгну между строк,

На линейках попляшу,

С каждой нотой пошучу,

Попетляю там и сям –

Собираюсь в гости к вам.

Влево смело посмотри

И бемолем назови.

 

            БАСОВЫЙ  КЛЮЧ

Аккомпанировать хочу,

Хочу скрипичному ключу!

Он тонок, нежен, витиеват,

Он ведь совсем не виноват,

Что легковесен без меня,

Меня – басового ключа!

 

РАЗМЕР

Я размер и ты размер,

Ты меня поставь в пример,

Ну, а я хвалю тебя;

Посмотри-ка на меня:

Мы с тобой давно считаем,

Нотоносец открываем

И с ключами мы дружны:

Вместе с ними мы важны!

 

ЗАТАКТ

У меня украли доли,

Посмотрите на меня:

Был я полный такт когда-то,

А теперь чуть-чуть изъято.

Посчитайте вслух, ребята,

И поставьте всем в пример,

Чтоб не путали размер.

 

ПАУЗЫ        

Мы горды и веселы,

Хоть и вовсе не круглы.

Крỳглы ноты на линейках

И поют, как канарейки.

Но попробуйте без нас

Проиграть хотя бы вальс –

Не получится, друзья:

Вы важны,  важна и я!

Я мелькаю между нот,

Музыкант меня поймет.

С тишиною мы дружны,

Вместе с нею не  слышны….

Поверни и так и сяк.

Понял! Я –  молчанья знак!

 

            ЦЕЗУРА

Что за галочка стоит

И о чем нам говорит?

А она напоминает:

Здесь рука всегда снимает!

 

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ

Скрипка весело играет…

Ну, а кто ей помогает

Строчку нотную прочесть?

Командир, ребята есть!

Среди ноток чемпион,

Открывает запись он:

Ключ скрипичный перед вами,

А играть давайте сами!

 

ЗВУКОРЯД

Собирались молодцы,

Собирали огурцы:

до, ре, ми    и   фа  и соль

Получается  фасоль.

Урожай собрали в срок.

Вот и выучен урок!

До, ре, ми   и  си  и  ля –

Вот послушайте, друзья.

Ноты прыгают по строчкам,      

Словно зайчики по кочкам.

Все равно я их поймаю –

Ведь не зря сижу, играю.

Я схвачу их за хвосты,

Приходи к нам в класс и ты.

 

ТОЧКИ  РЯДОМ  С  НОТОЙ

Удлинняю я, ребята,

Все подряд, что попадет.

Это четверть? Где восьмая?

Половинная придет?

Удлинняю, удлиняю

И впопад и невпопад.

Ты ведь длинная такая,

Хоть и точка, говорят.

Возле пауз я мелькаю,

Удлинняя на ходу.

Знак молчанья искажая,

Я, ребята, к вам приду!

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Строчки выстроились в ряд,

По порядку все стоят.

Где же ноты, интервалы,

Где диезы и ключи?

Где бемоли и ступени?

Неужели не найти?

Мы поищем хорошо:

Три , шесть, семь – все за одно:

Ловко спрятавшись за лад,

Неустойчиво стоят!

– разрешенье получите

И со всеми заходите!

Остальные испугались,

Быстро быстро собирались

И стоят уже в строю…

Открывай тетрадь свою!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли ноты погулять.

Четверть спряталась в кусты,

Половинку не найти,

А восьмая посмотрела,

На линейку залетела,

Хочет целую поймать.

Начинаем их считать:

Раз, два, три, четыре,  и

Всех собрали, не ищи.

 

СТАККАТО

Барабан забарабанил,

Выбивая четко такт.

Вы на ноты посмотрите:

Где тут точки стали в ряд?

Сотри, не перепутай –

Рядом с нотой или ниже все стоят.

Ты узнал меня? Скорее,

Собрались уже штрихи.

– Имя, имя! – зашумели,

застучали точно в лад.

Назови меня! Конечно,

Все стаккато говорят.

 

ЛИГА

Я ползу, ползу, ползу,

Груз тяжелый я везу:

Ноты сели мне на шею…

Нет, весь путь не одолею!

Позову я нон легато,

Помоги, приди, стаккато,

Вместе будем исполнять

Мы мелодию опять!

Ноты дружно посмотрели,

Головами повертели,

Разрешения спросили,

На линейки заскочили…

– как зовут меня, друзья?

Лига, лига, лига я.

 

ТЕМПЫ                                                                                    

Рядом  вами мы всегда,

Хоть не видны никогда.

В общем, мы родные братья:

Инструмент свой открывай-ка

И запомни нас в лицо,

Чтоб игралось хорошо:

Состенуто, модерато, лярго

И аччелерандо.

В нотах наши имена

Возле самого ключа,

Возле тактовой черты…

– темпы, темпы, темпы мы!

 

 

 

 

АНСАМБЛЬ

Я играю на трубе –

Помоги, дружочек мне,

Подыграй на пианино –

Вместе весело играть,

Через строчки не скакать,

По порядку разбираться –

Где бемоль, а где аккорд.

Посмотри скорее в ноты:

Где тут партия живет?

Здесь моя – под цифрой два,

Ну а первая твоя!

Вместе мы с тобой играем,

Всё ансамблем называем!


 

Итак, простенькое, непритязательное стихотворение, содержащее в себе нужное нам выражение может служить хорошей приманкой для ребенка (надеюсь, все правильно поймут сей оборот речи). Короткий, броский стишок помогает и термин запомнить и смысл его уяснить.

 


 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.