Статья “Проблема обеспечения здоровьесбережения в образовательном процессе”
Тема:
"Проблема Обеспечения здоровьесбережения
в образовательном процессе".
По многочисленным данным и сведениям статистики в России здоровыми признаются около 1-10% детей раннего возраста. Исходя из этого можно полагать, что одной из важнейших проблем в развитии образовательного процесса является обеспечение здоровья подрастающего поколения. В настоящее время широко известна неутешительная статистика ухудшения здоровья школьников по мере возрастания объема учебной нагрузки и неблагоприятного влияния экологических и социальных факторов, что заставляет искать новые технологии оздоровления подрастающего поколения в образовательном пространстве.
Итак, здоровье школьников - это одно из главных условий успешного развития самой школы, ее потребности на рынке образования.
Обеспечение здоровья в школе включает в себя все средства, которые использует образовательное учреждение для поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях и в обществе в целом.
К сожалению, решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей медицина одна в настоящее время не может. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Перед школой как раз таки стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения
Особое внимание необходимо уделять соответствию технологий обучения и воспитания индивидуальному здоровьесберегающему потенциалу организма школьника.
Важно знать, что в учебном процессе должны применяться такие методы, которые способствуют повышению образовательной активности ребенка, его эмоциональной уравновешенности, учебной мотивации и, наконец, уверенности в собственных силах.
В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Необходимым принципом во взаимоотношениях с учащимися является доверие со стороны педагога. Это позволяет увлечь детей новыми формами организации учебной деятельности, помогает каждому школьнику поверить в свои силы, свои возможности.
Ни для кого не секрет, что простые формы заучивания, так называемой "зубрежки" далеко не эффективны в построении образовательной программы, проведении занятий. Наиболее эффективными являются методы, направленные на развитие познавательной деятельности учащегося, способствующие формированию инициативности, самостоятельности мышления, умения анализировать, делать свои выводы и обобщения. Ученик будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников и учителей, если на каждом уроке будет создана ситуация успеха.
Одним из путей решения проблемы является повышение физической активности школьников. Ведь именно физкультминутки при правильном подходе могут дать весьма оздоровительный эффект.
Включение в занятие вопросов, связанных со здоровым образом жизни и здоровьем способствует выработке понимания необходимости здорового образа жизни, формированию понимания ребенка того, что здоровье - это высшая ценность. Умение учителя подчеркнуть вопросы, касающиеся здоровья, является одним из показателей педагогического мастерства.
Известно, что среди факторов обусловленности потери здоровья школьниками на долю внутришкольных факторов среды обитания может приходиться до 20%. В связи с этим важно признать, что охрана здоровья учащихся в большой степени зависит от педагогов. Система охраны здоровья учащихся - многоплановая проблема, где использование здоровьесберегающих педагогических технологий должны занимать достойное место. Арсенал используемых здоровьесберегающих технологий требует постоянного их обновления, повышения педагогического мастерства их использования, и служить как на благо сохранения здоровья учащихся и педагогов, так и повышению качества образования.
Но также важным фактором в основе здоровьесбережения является отношение учащихся к своему здоровью, так как через мотивацию этого отношения можно осуществлять ценностно-ориентировочную деятельность детей и подростков по сохранению и укреплению личного здоровья. Одновременно изучение этого отношения необходимо для совершенствования системы воспитания в общеобразовательных учреждениях, а также выбора и внедрения соответствующей системы здоровьесберегающей системы в целом. Важнейшим принципом в любой деятельности ученика должен возобладать принцип ответственности.
Таким образом, проблема здоровьесбережения в образовательном процессе является весьма актуальной в современной России. Для решения данной проблемы каждый преподаватель пытается выработать свои методы и способы организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья, построить диалог между учителем и учеником в целях снижения психологического давления на учащихся, что в конце концов способствует развитию самих школьников и непосредственно оказывает влияние на их дальнейшее будущее.
Игра как метод обучения, позволяющий сберегать здоровье детей.
Как дать качественное образование, сохранив при этом здоровье ребёнка? – один из главных вопросов, стоящих сегодня перед учителем.
Основная форма работы в школе – это урок, значит надо построить урок таким образом, чтобы 40 минут ребёнок был занят любимой и интересной, в меру трудной работой, проведённой на высоком эмоциональном уровне, позволяющей проявить себя и своё творчество. Все эти составляющие объединить в единое целое, на наш взгляд, поможет игра.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Значение её невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. А значит не вызывает переутомления.
Место и роль игры в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функций игр. Функция игры – её разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Вот некоторые из них:
- Игра - средство социализации ребёнка.
- Одна из основных функций игры – самореализация ребёнка в игре.
- Коммуникативная функция.
- Диагностическая функция: игра – обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя на максимуме проявлений интеллекта, творчества и т.д.; во-вторых, игра сама по себе – особое поле самовыражения.
- Игротерапевтическая и коррекционная функции игры – позволяет преодолеть различные трудности, возникающие у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов мотивации:
- Мотивы общения – совместно участвуя в игре, дети учатся общаться, учитывать мнения товарищей.
- Моральные мотивы: в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.
- Познавательные мотивы:
- Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победы).
- В игре все участники изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока.
- Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон. Для развития познавательного интереса.
- Состязательность – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках, усиливает желание изучать предмет.
- В игре всегда есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность и толкает ученика на поиски ответа.
Всё это делает игру неотъемлемой часть любого нашего урока. Можно выстроить весь урок в виде игры – урок-путешествие, урок-викторина и т.д., а можно использовать игровые ситуации на отдельных этапах урока.
Так, например, на уроках математики мы проводим игру «Стенка на стенку». Каждая команда бросает мяч «противнику» с определённым заданием ( пример из таблицы умножения), а обратно получает мяч с правильным ответом. Побеждает команда, допустившая меньше всего ошибок. Аналогичная игра может использоваться при закреплении правил по русскому языку – одна команда называет слово на определённую орфограмму, а другая - проверочное слово.
Часто используется игра «Кто больше» - каждая команда называет слова, предметы, явления по определённому признаку ( растения сада, предметы неживой природы, животные луга - на уроках окружающего мира; верные высказывания, неверные высказывания – на уроках математики; словарные слова на названную букву – на уроках русского языка; произведения данного писателя, полные фамилию имя отчество писателей – на уроках литературного чтения и т.д.). Побеждает команда, назвавшая больше правильных ответов за определённый промежуток времени или выполнившая одинаковый объём заданий быстрее «противников».
Ещё одна игра, которая пользуется популярностью на наших уроках – «Крестики-нолики». Используется традиционное клеточное поле 3х3. одна команда называет утверждение, а другая заполняет поле «крестиками», если согласна с этим утверждением, «ноликами» - если не соглашается с предложенным высказыванием. Побеждает команда, расставившая правильно «крестики-нолики». Другим вариантом может быть игра, когда роль ведущего выполняет учитель, а команды заполняют самостоятельно квадраты, или задания даются командам на карточках, а победа зависит от скорости и правильности заполнения клеточного поля.
Для отработки навыков устного счёта проводится игра «Счастливый билетик». Детям предлагаются различные цифровые комбинации из 6 цифр, среди которых они должны отыскать «счастливый билетик», т.е. сумма трёх первых цифр должна равняться сумме трёх последних. Игру можно проводить как в группах-командах, так и индивидуально. Критерии победы тоже могут быть различными: скорость, правильность или и то, и другое. Можно добавить творческое задание: придумать свой «счастливый билетик», используя определённые цифры. Кроме этого, можно дать задание посчитать удобным способом или объяснить разные приёмы счёта.
На уроках литературы и окружающего мира используются игры сюжетно-ролевые, когда по прочитанному произведению или изученному историческому явлению разыгрывается эпизод из произведения, сюжет по теме. Во время игры дети двигаются, раскрепощаются, проявляют себя, свои знания, не боятся ошибиться, чувствуют поддержку товарищей, переживают эмоциональный всплеск, заряжаются положительными эмоциями и на следующий урок придут с желанием. Не стоит жалеть время на игру. Она исключит нудного опрашивания, а позволит при повторении включить в работу весь класс, выявит пробелы и проблемы, но сделает это безболезненно для детей и понятно для учителя.
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы урока позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Предлагаю конспекты уроков, построенных с использованием игровой технологии.
Приложение 1 - 1 класс. Урок-игра-театрализация. «Школьные правила» Приложение 2 – 1 класс. Обучение грамоте. Знакомство с буквой «Х».
Приложение 3 - Обучение грамоте. Буквы З, з, обозначающие согласные звуки з,з
Приложение 1
Урок-игра-театрализация.
Тема: «Школьные правила» (приветствие, конец урока)
- Организационный момент.
Дети входят в класс под песню «Наташка-первоклашка» и рассаживаются за парты.
Учитель:
- Дорогие ребята, вы теперь не просто дети, вы теперь ученики. Вы пришли учиться и со временем многое узнаете и многому научитесь. Прежде чем начать наш сегодняшний разговор, узнаем, о чём будет идти речь. Для этого прочитайте слова и найдите самое главное:
Шалаш
Корова
Осы
Луна
Автобус (школа)
- А чему вы хотите научиться в школе?
- Послушайте песню «Чему учат в школе» и добавьте к своим ответам то, что перечислено в этой песне.
- Слушание стихотворения.
Ученик читает стихотворение наизусть.
Едва только осень шагнёт за порог,
Ребят созывает весёлый звонок.
Увидит он: в школу идёт детвора,
И сразу же звонко, задорно: -Ура!
- О каком звонке идёт речь? (о школьном)
- Зачем он нужен? (возвещает о начале или конце урока)
- Пришла Красная Шапочка.
Красная Шапочка читает стихотворение наизусть.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс –
Вставать или садиться?
Мне говорят: «Иди к доске» -
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке,
Совсем не понимаю.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
- Давайте вместе подумаем и расскажем Красной Шапочке, как вести себя в школе.
- Прочитайте тему нашего урока:
Школьные правила
- Беседа о слове «здравствуйте».
Чтение стихотворения А. Кондратьева « Здравствуйте!»
Здравствуйте! –
ты скажешь человеку.
Здравствуй! –
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно,
Не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Как ещё люди приветствуют друг друга при встрече?
- При встрече можно не только приветствовать друг друга словами, но и жестами: поклон, кивок, рукопожатие, снять шляпу, козырнуть.
- Давайте обменяемся рукопожатиями с соседом. Для этого обведём его правую руку на альбомном листе и напишем его имя.
- Школьные правила приветствия.
Инсценирование ситуаций.
- До уроков.
При входе в класс надо поздороваться со всеми присутствующими и можно ещё раз отдельно с друзьями и учителем.
- Начало урока.
Учитель здоровается, а дети молча кивают головой, стоя у парты.
- Во время урока.
Если во время урока в класс кто-то заходит и здоровается с детьми, они должны молча встать у своих парт.
- В неурочное время.
При встрече со знакомым учителем на перемене или на улице ученик должен поздороваться первым.
5. При входе в служебное помещение ученик должен здороваться.
- Правило «Урок окончен»
Учитель:
- Прозвенел сейчас звонок,
Вот и кончился … (урок)
- Как должен вести себя ученик, когда звенит звонок с урока?
- Учитель говорит: «Урок закончен!», а дети должны встать у своих парт.
Тренинг правила «Урок окончен».
- Итог.
- Давайте вспомним, что нового узнали сегодня на уроке.
- Трудно выполнять эти правила или нет?
- Чтобы был порядок на нашем корабле, будем стараться выполнять эти правила.
Приложение 3
Тема. Знакомство с буквой «Х».
Цель: познакомить с новыми звуками [ х-х], буквой, которая их обозначает;
Развивать умение воспроизводить текст, используя картинный план;
Воспитывать уважение к хлебу, профессии пекаря.
- Приветствие.
Динь-динь- динь звенит звонок, начинается урок.
Будем буквы изучать и научимся читать.
- Динамическая часть.
- Стихотворение (ритмическое).
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.
Каравай –большой круглый хлеб. Каравай – колоб, круглый ком. |
Каравай хлеба | каравай сыра | каравай сала | каравай масла |
- Чистоговорка.
Ох-ох-ох вдруг рассыпался горох.
Хи-хи-хи клюют горошек петухи. (3 раза)
- Скороговорка.
Худ обед, когда хлеба нет.(идут в круг)
Когда хлеба нет, худ обед. (идут из круга, держась за руки)
- Загадка.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
( Хлеб)
- Как догадались?
- Что мы называем хлебом?
- Словарь:
Хлеб – корень этого слова мы найдём во многих языках: украинском, болгарском, польском, готском, древненемецком и даже древнеанглийском. Слово это происходит от греческого хлебанос. Так в Древней Греции назывались глиняные горшки, в которых выпекали хлеб. |
- Звуковая схема слова «хлеб».
- Характеристика звука [ х ].
- Знакомство с буквой.
- На что похожа?
- Х – забавная игрушка,
деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
ветру вольному подружка.
- Не рогаты мы, не злы.
Козлы мы, а не козлы.
Держим мы в руках бревно,
чтоб не выпало оно.
Словарь. Козлы –
|
- Игра «Найди пару».
- Считалка.
1, 2 – голова,
3,4 – шубу шили,
5,6 – кашу есть
7,8 – ложки носим,
9,10 – тесто месим.
- Чтобы правильно выполнить задание, держите ухо востро. Приготовьтесь повторять как эхо.
- Дети движутся в одну сторону и исполняют песню «Каравай», а пекарь в другую и раздаёт карточки со словами.
- Составление словосочетаний из слов на карточках.
Уха | Сладкая |
Хвост | Вкусная |
Хлеб | Ворчливая |
Халва | Ароматная |
Мука | Противная |
Старуха | Лохматая |
Условия игры.
- Сначала назвать слово, которое отвечает на вопрос кто? Или что?
- Уч-ся с подходящим прилагательным образуют пару.
- Дети вдвоём читают словосочетание.
- Все хором повторяют.
- Каждое словосочетание оценивается словом «хорошо-плохо».
( н: лохматый хвост – «Хорошо», ворчливая старуха – «плохо»)
- Весь класс проговаривает предложение:
Ворчливая старуха – это плохо. – Ох! (Эх!)
- Основная часть.
- Рассаживание по местам.
Тихо... (4 раза)
Мы по комнате пройдём
И на стульчик тихо, тихо
Мы усядемся вдвоём.
Посидим с тобою тихо,
Может час, а может два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова.
- Зовём сказку.
- Свечка зажигается, сказка начинается.
- Присказка (учитель).
Сказка от начала начинается,
До конца рассказывается,
В середине не перебивается.
А кто сказку перебьёт, сказка сразу уйдёт.
- Рассказывание сказки с выделением голосом новых звуков.
Сказка.
Жил-был на свете чудесный весёлый пекарь. Он пёк вкусный пахучий хлеб. Люди городка очень любили пекаря и его хлеб, ведь хлеб был таким же лёгким, как и характер самого пекаря. Но однажды случилась неприятность. У пекаря закончилась мука , и весь город остался без хлеба.
Чтобы принести муки, надо было пройти через густой страшный лес, где жили страхи. Когда пропел петух, пекарь отправился в путь. Наш пекарь был храбрый и немного хитрый. Он знал, что если всю дорогу читать пословицы о хлебе, то страхи отступят сами собой. Он стал читать пословицы. ( у детей)
|
|
|
|
|
Прошло немного времени и пекарь вернулся домой. С хорошим настроением он взялся за работу, и скоро по всему городу пошёл чудный запах свежего хлеба. У него получились отличные булки и батоны. Таких вкусных ещё не было.
- Беседа.
- Какой был пекарь?
- За что его любили люди?
- Игра «Золотые ворота».
- слова со звуком [х- х ]
- словосочетания
- предложения
- Игра «Золотые ворота».
- Образ буквы.
- Пальчиковая гимнастика.
- Рисование буквы.
- Выставка рисунков. (Вырази словами ах, ох, ух, эх настроение, внешний вид буквы.)
- Игра «Наборщик».
«храбрость» - хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат. Барс, оса, сор, сто, бор, трос,
- Итог.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Какое слово важное дружит с этой буквой?
- Как надо относится к хлебу?
Пусть у нас во всех заботах
Ждут удача и успех,
Чтоб занимались мы с охотой
И играли без помех.
Приложение 4
Обучение грамоте.
Тема: Буквы З, з, обозначающие согласные звуки з, з
З, зЗ, з, зЗ, ЗзЗ, зЗ, з, з з
Цель: учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные
звуки, наблюдать за оглушением согласных в корне; способствовать
развитию фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
- Речёвка.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.
- Повторение.
- С какими буквами познакомились на прошлом уроке?
- Какие звуки они обозначает?
- Дайте им характеристику.
- Игра «Звонкий – глухой».
- Я назову слово, а вы должны хлопнуть, если услышите
- звонкий (г) и топнуть, если в слове есть глухой (к).
Горка, корка, голос, колос, гриб, крик, газета, конфета, кит,
гид, гусь, крот, кот, грач.
- Сообщение темы урока.
- Познакомимся с новой буквой, узнаем, какие звуки она
- обозначает, научимся читать и писать слова с этой буквой.
- Для этого отправимся в небольшое , но интересное
- путешествие. Сначала скажем пароль.
- Речевая разминка.
- Как поют комарики? мухи?(з-з-з-з)
- Работа с новым звуком.
- Какие это звуки?
- Произнесём их и понаблюдаем за артикуляцией.
- Что можно сказать об этих звуках?
- Знакомство с буквой.
- Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки?
- На что она похожа?
- Прочитайте стихотворения об этой букве.
- На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три.
- З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
- По белому полю в туман и снега
Бредут потихоньку бараньи рога.
- Заманите эту птицу
К нам на книжную страницу.
- Слого-звуковой анализ слов.
- Помогать в нашем путешествии нам будет:
- Отгадайте загадку:
Надела коняшка
Морскую рубашку. (зебра)
Звуковой анализ слова «зебра».
А зебру зовут «Зорька», давайте и для этого слова составим схему.
- «Экскурсия» по зоопарку.
- Кто догадался, куда мы совершим экскурсию?
- Что такое зоопарк?
- Прочитаем в толковом словарике об этом:
Зоопарк – место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных. |
Прежде чем пойти в зоопарк, надо научиться читать слоги с новой
буквой.
За зо зу зы зэ
зе зя зи зю зё
2. Отгадывание загадок и чтение слов-отгадок.
Постановка ударений в словах.
- Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
- Лежит верёвка,
Шипит, плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (змея)
- Здоровый и могучий бык,
Но жить на воле он привык. (зубр)
- Не усат, а бородат,
И сердит на всех ребят,
Но не дедушка он всё же.
Угадайте, дети. Кто же? (козёл)
- Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке…
Хорошо ли это, детки? (обезьяна).
- Чтение слов из учебника.
(хором, слова на доске)
- Работа с текстом. (С. 95-96)
Чтение текста «цепочкой».
Вопросы:
- Какие звери живут в зоопарке?
- Что узнали о жизни зверей в зоопарке?
3. Посчитать, сколько раз встречается буква «з» в этом тексте. (23)
- Работа по развитию речи.
- Расскажите, кто из вас был в зоопарке, и что вы там видели.
- Игра «Золотые ворота».
1 ряд – слова с новым звуком
2 ряд – словосочетания
3 ряд - предложения
- Игра «Наборщик».
- Придумайте слова из букв слова «зоопарк» (парк, пар, парок, рак, порка, роза, рок, коза, поза, раз, разок,
- кора, паз). Печатание слов в альбомах.
- Итог.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Дайте им характеристику.
- Резерв. Игра «Услышь звук».
- Хлопните в ладоши, если услышите новые звуки:
Коза –коса, забор –собор, зуб –суп, Зоя –Соня, Сима
–Зима.
- Игра «Определи место звука».
Зина , мимоза, зима, вози, воз, глаз, зонтик, забор, зной,
азбука, узелок, зерно, козлёнок, Захар, розы, завтрак
Физминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг –и убежал.