Автор: САВЧЕНКО ВИКТОРИЯ МИХАЙЛОВНА
Учебное заведение: Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №49
Краткое описание работы: Школа - важный период в жизни ребенка, и чем лучше он будет к ней готов, тем легче будет потом учиться.

Дата публикации: «Подготовка и обучение к школе». Мотивация к обучению Школа - важный период в жизни ребенка, и чем лучше он будет к ней готов, тем легче будет потом учиться.
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

«Подготовка и обучение к школе». Мотивация к обучению

 —  Школа — важный период в жизни ребенка, и чем лучше он будет к ней готов, тем легче будет потом учиться. Для начала мне кажется важным выделить основные направления подготовки к школе, их три:

  •    первое — это обучение определенным навыкам, таким как чтение, счет или письмо;
  •    второе  —  развитие общей способности учиться (например, подготовка руки к письму или развитие мышления);
  •    третье — это собственно моральная или психологическая подготовка

(формирование учебной мотивации, формирование позитивного образа школы и себя как школьника). Наиболее очевидным здесь кажется формирование навыков, но должна сказать, что это как раз наименее важное в подготовке к школе. Вообще-то, это задача школы научить ребенка всему, хотя сейчас многие школы настаивают на том, чтобы их будущие ученики умели читать и считать еще до начала обучения. Но мало кто догадывается, до начала учебы, как важно правильно настроить ребенка, а также развить все смежные с учебой области, такие как речь, восприятие, произвольное внимание и умение концентрироваться на задании и самое важное мотивация к школе. Что это? Вот в этой стать мы и поговорим о школьной мотивации.

Большинство родителей не придают большого значения желанию ребенка пойти в школу, делая акцент на интеллектуальной и специальной готовности к школе.

 Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду, если ребёнок не ходит в школу, то эта «работа» возлагается на родителей.

Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно.

Формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1.                  формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2.                  формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3.                  формирование опыта учебной деятельности .

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания.

Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.

Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста подобран комплекс специальных упражнений.

Предложенные упражнения формируют произвольность – умение детей:

·                     Сознательно подчинять свои действия правилу;

·                     Ориентироваться на заданную систему требований;

·                     Внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

·                     Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Проводя целенаправленную работу на формировании мотива учения, можно развить мотивационную готовность к обучению в школе.

 Познавательные мотивы —  те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.);

Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками;

Мотив достижения успеха —  стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.         Переживание успеха и неуспеха в разных видах деятельности вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Процесс обучения должен быть для детей радостным, позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать мотивацию успеха.   Задача педагогов и родителей не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Дети уже достаточно сознательные, и при этом взрослые для них авторитет и эталон.   Самостоятельность детей дошкольного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. 

Мотив избегания неудачи —  это такой мотив, когда дети стараются избежать плохой оценки их деятельности и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство воспитателя, учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

Мотив саморазвития — это стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Во мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности Ребенок приходит в школу с определенной мотивацией Что представляет собой ее структура в этом возрасте? нет и социальные мотивы Познавательные мотивы связаны с самим содержанием и процессом обучения Социальные мотивы порождаются различными социальными взаимоотношениями ребенка с другими людьми. Это стремление к одобрения, к поддержке взрослых, к завоеванию авторитета среди сверстников, желание занять «позицию школьника» У младших школьников социальные мотивы занимают столь значительное место, что способны определять позы нормативное отношение детей даже к деятельности, лишенной для них непосредственной привлекательности, интересности, интересу.

Развитие мотивации школьному обучению предполагает формирование представлений дошкольника о том, каким будет обучение в школе, знаний о том, каким будет его завтрашний день и подготовку ребенка. Поэтому взрослым нужно выяснить содержание и характер стихийных представлений ребенка о школе и корректировать их.

Вот характеристика первоклассника с недостаточным уровнем мотивационной готовности: «В на уроках невнимателен, часто отвлекается Ее интересы чисто детские: любит играть и ищет для этого малейшую возможность Даже во время урока хочет поиграть с ручкой, или кисточкой, линейкой Часто приносит на уроки разные игрушки: куколки, картинки, игрушечная посуда и одежда. Он еще не понимает, что обучение в школе требует иного отношения, чем тогда, когда она была в детском саду.

Не понимает всей сложности и ответственности школьной жизни вместо того, чтобы писать в тетради – рисует, па замечания не реагирует. Вообще, на уроках делает не то, что нужно делать, а то, что ему захочет. Когда у него что-то не получается, относится к этому безответственно. Если не успевает закончить задание, не волнуется. Учится средненько.»

Для формирования у дошкольников правильного представления о школе в распоряжении воспитателей и родителей множество простых и доступных средств: чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы. Можно рассказать детям о том, как изменится их жизнь, когда они станут школьниками: ученик должен каждый день ходить в школу, выполнять в классе и дома те задачи, задает учить эль Чтобы хорошо учиться, нужно быть внимательными, дисциплинированными, аккуратными.

Применяется и прием анализа детских работ. Не следует ограничиваться общей оценкой «хорошо» — «плохо» Особое внимание нужно уделять тому, как выполненное задание, дети должны знать, по каким критериям взрослый оценивает их деятельность. Например: аккуратность, своевременность, творческий подход, усвоение необходимых технических навыков, умений; усердие, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, внимательность т.д. Любое достижение или промах ребенка не должны оставаться незамеченным.

Формированию положительного отношения к школе помогают и различные режимные процессы, приучают ребенка к самостоятельности, дисциплинированности во время экскурсий, прогулок можно подчеркнуть, что вести себя нужно, как будущим ученикам.  Следует добиваться того, чтобы ребенок все успевала делать вовремя, составить режим дня.

Таким образом, воспитатель или родители при работе с детьми, в общении с ними проводят аналогию между школой и детским садом, добиваясь при этом, чтобы знания детей были пронизаны светлым чувства ожидания встречи со школой.

Во время экскурсий в школу важно познакомить детей не только со школьным оборудованием, но и раскрыть режим жизни учащихся. Важное значение в игровой деятельности дошкольника занимают игры «В школу» Анализ игры «В школу» — надежный способ проявления детских представлений.

Стремление в школу только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности ребенка к обучению

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №1,

 Когда взрослые ничего не делают, считая, что «в школе всему научится, нечего забивать ребёнку голову». Конечно, научится. Тому, к чему будет готов, для чего уже будет база, фундамент. А если этого фундамента не будет, придётся сначала потратить время на то, чтобы его построить. Скорее всего, остальные дети уже уйдут далеко вперёд, и вам с ребёнком придётся их догонять. А догонять (так же, как и ждать) – хуже всего. Успеете?


Ошибка родителей №2.

Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.


Ошибка родителей №3.

Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4.

Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.


Ошибка родителей №5.

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6.
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7.

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

 Ошибка родителей №8.

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №9.

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Так что же делать, чтобы, готовя малыша к обучению в первом классе,  не потратить на это все имеющиеся силы и нервы (родительские и детские), а также время,  и не нанести ребёнку вред? Ответ прост. Нужно заниматься регулярно. А для достижения хороших результатов подготовки ребёнка к школе выбирать интересные ему игры и упражнения, которые помогут развить предпосылки для успешной мотивации к учёбе, а также развитию – мышления, мелкой моторике, памяти, речи, внимания, умение ориентироваться в пространстве и другие важные вещи о чём мы поговорим в следующей статье.

 Статью подготовила практический психолог Савченко В.М.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.