Автор: Маланина Елена Николаевна
Учебное заведение: МДОУ д/с "Тополек"
Краткое описание работы: В статье говорится о методах и приемах по расширению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности и режимных моментах.

Дата публикации: Статья «Обогащение и активизация словаря детей в процессе ознакомления с окружающим» В статье говорится о методах и приемах по расширению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности и режимных моментах.
Просмотреть свитедельство о публикации

natural science

Статья «Обогащение и активизация словаря детей в процессе ознакомления с окружающим»

Одна из важных задач подготовки детей к школе — формирование хорошо развитой, правильной речи. Вот почему в своей работе мы уделяем большое внимание развитию речи детей, в частности обогащению и активизации словаря.

Обогащение словаря дошкольников тесно связано с планомерным расширением, углублением обогащением их знаний о предметном мире, людей, об их труде и взаимоотношениях. Мы учитывали, что дошкольник должен обладать таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками, окружающими людьми, понимать художественную литературу, и в дальнейшем успешно обучаться в школе. И глав­ное уметь сформулировать свою мысль, давать четкие и ясные ответы на поставленные вопросы.

В этой статье мы расскажем о работе по обо­гащению и активизации словаря детей, которая  проводилась на протяжении полутора лет — во второй младшей и средней группах.

Проанализировав речь детей второй младшей группы, мы пришли к выводу, что словарный за­пас их беден: не все дети могут выразить свою мысль из-за недостатка в словаре прилагатель­ных, глаголов, наречий, а также из-за неумения использовать имеющиеся в запасе слова. Дети, хотя и понимали речь взрослых на занятии, в повседневной жизни сами не находили нужных слов, чтобы объяснить какую-либо ситуацию.

Приступая к работе по активизации словаря детей, мы еще раз изучили требования «Про­граммы обучения и  воспитания в детском саду», а также ме­тодическую литературу: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» Е. И. Тихеевой, «Методика развития речи»А.М.Бородич, «Раз­витие речи детей дошкольного возраста» (под редакцией Ф. А. Сохина), опыт работы В. В. Гер­бовой «Занятия по развитию речи во второй младшей и средней группах» и другие. Подобрали необходимый наглядный мате­риал: картины с несложными сюжетами, пред­метные картинки, муляжи, натуральные предме­ты, игрушки, художественную литературу.

Известно, что словарная работа неразрывно связана с работой по ознакомлению с окружа­ющим. У маленьких детей мало знаний об окру­жающей жизни, небогат жизненный опыт. По­этому мы стремились к тому, чтобы усвоение детьми новых слов опиралось на конкретные представления, чтобы дети по возможности виде­ли предмет, о котором идет речь, в действии.

Знакомство малышей с предметами ближайше­го окружения проводили в форме целевых наб­людений. Так, в начале учебного года познако­мили детей с групповой комнатой. Показали предметы мебели и назвали их — «буфет», «шкаф», «стол» и т. п., познакомили с комнатными растениями и т. д. Дети услышали много новых слов, которые обозначают отдельные пред­меты или группу предметов, например «буфет» (где хранится посуда), «книжная полка» (где стоят книги), «игровой уголок» (где много игру­шек), «уголок природы» (в нем находятся птич­ка, рыбка, комнатные растения).

Во время наблюдения за работой няни дети ус­лышали слова, которые обозначают различные действия: моет, промывает, чистит, вытирает, уби­рает, стирает пыль. Раньше все эти действия ма­лыши называли одним словом— «моет». Я объяс­няла, что няня не только моет кастрюлю, но и чистит ее порошком. Предлагала повторить слово «чистит». Когда няня вытирала пыль, уточнила: няня не моет, а протирает подоконники влажной тряпкой. Объяснила, что значит мыть: смочить подоконник чистой водой, затем мылом, смыть чистой водой и вытереть насухо. Важно, чтобы дети отличали слова, обозначающие действия, —«моет» и «протирает».

Для закрепления некоторых слов использовала трудовые поручения — предлагала оказать по­мощь няне. Например, говорила: «Давайте помо­жем Галине Федоровне протереть пыль с мебели или помыть стульчики, почистить кухонную по­суду в игровом уголке» Дети живо откликались на такие просьбы. И хотя нё у всех получалось, они чувствовали себя нужными, полезными, так как принимали участие в делах взрослых. В про­цессе таких действий я уточняла слова, обозна­чающие их. Например, спрашивала;

Машенька, что ты сейчас делаешь?

Вытираю пыль.

А ты, Коля, что делаешь?

—Я мою стульчики.

А что делают Света и Таня?

Мы вытираем стульчики, чтобы они были сухими.

В своих играх дети употребляли слова, кото­рые они слышали во время наблюдения за рабо­той няни, при выполнении трудовых поручений.

Так расширяли их словарный запас.

Маленькие дети часто не различают понятия «соленый — горький», «длинная — короткая»,«сырой — вареный» и др. Для того чтобы уточ­нить эти понятия и ввести их в активный сло­варь,  использовали дидактические игры. Напри­мер, на занятии, рассматривая овощи, учили де­тей различать их на ощупь, на вкус, сопровождая действия словами: «сырой», «вареный», «соленый», «горький», «кислый», «сладкий», «длин­ный», «круглый». Сначала дети рассматривали овощи (морковь, репу, картофель, огурец, поми­дор) и называли их. Затем в игре «Чудесный ме­шочек» ощупывали их, определяли величину, фор­му: морковь — длинная, помидор — круглый, кар­тофель — круглый, огурец — длинный. После это­го определяли на вкус: сырые или вареные ово­щи. Таким образом, дети упражнялись в разли­чении и назывании качеств овощей.

Для закрепления слов, обозначающих эти ка­чества, проводили индивидуальную работу, нап­ример, показывая группе детей картинки с изо­бражением отдельных предметов, просили наз­вать, что нарисовано. Затем предлагали пока­зать, что из нарисованного горькое, сладкое, кис­лое, холодное и т. д.

Рассматривая в младшей группе картинки из серии «Домашние животные» («Курица с цыпля­тами», «Кошка с котятами», «Собака со щенята­ми», «Коза с козлятами» и др.), обогащали зна­ния ребят о домашних животных и их детены­шах и одновременно расширяли словарь. Когда мы первый раз показали на занятии картинки с изображением взрослых животных и их детены­шей и предложили назвать их, дети говорили: «маленькая курочка» (или петушок), «маленькая собачка» (или собачонок). И были удивлены, что маленькая курочка называется цыпленком, а ма­ленькая собачка — щенком. Чтобы дети лучше запомнили названия детенышей, использовали дидактические игры «Кого не стало?», «Чьи дет­ки?» (ее помогли изготовить родители). Игра состоит из двух дисков: большого — с изображе­нием взрослых животных, и маленького, враща­ющегося, — с изображением их детенышей.

На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи знакомили детей с различными свойствами и качествами предметов. Ведущий ме­тод на таких занятиях — обследование. Напри­мер, в младшей группе дети рассматривали бума­гу и ткань. Они узнали новое слово «бумажный» и закрепили слова, обозначающие действия: «склеить, сшить, рвать, смять, разгладить». Каж­дому ребенку предложили по кусочку бумаги и шелковой ткани. И они убеждались в том, что бумага рвется, а ткань нет, что бумагу можно склеить, а ткань сшить. Показали ребятам ме­бель, склеенную из бумаги, и платья кукол, сши­тые из ткани. Чтобы закрепить слово «бумаж­ный», задавали вопросы: «Диван склеен из бума­ги, значит он какой? Как про него можно ска­зать по-другому, одним еловом, какой он?»

Уточняли пространственные представления де­тей: рядом, передо мной, слева, справа. С этой целью использовали дидактические упражнения (длительностью 3—4 мин), которые предлагали на занятиях по развитию речи. Например, спра­шивали: «Кто с кем сегодня сидит? Кто сидит рядом с тобой?»Такие упражнения давали во время прогулки ,когда дети шли парами. Спрашивали их: «Коля, кто идет впереди тебя? Инна, кто идет за то­бой?» И т. д.

В средней группе предусматривается уже бо­лее интенсивная работа по углублению знаний детей о предметах. За счет слов — названий пред­метов, их качеств и свойств (форма, цвет, вели­чина, фактура) — обогащается пассивный и активный словарь.

Продолжая работу, начатую в младшей группе по ознакомлению со свойствами и качествами предметов, расширяли знания детей. Например, более широко раскрывали свойства бумаги и тка­ни. На одном занятии дети определяли свойства бумаги: она бывает белая, красная, синяя, раз­ных цветов; гладкая и шероховатая, тонкая и тол­стая; бумага шуршит, мнется, рвется и распол­зается в воде, она не прочная. Основные приемы, которые использовали на этом занятии, — обсле­дование, сравнение по цвету, толщине, фактуре, а также вопросы, помогающие сделать выводы на основании обследования и сравнения. Например:

Перед вами лежат полоски. Из чего они сде­ланы? Как можно про них сказать? Одним сло­вом?

На столе лежат полоски из бумаги.

— Как можно сказать по-другому, какие это полоски?

Бумажные.

А какого цвета бумажные полоски?

Белые, синие, красные, желтые.

Значит, бумага бывает разного цвета. Потро­гайте, погладьте бумагу и скажите, гладкая она или нет. Есть гладкая, а есть шершавая. Лучше сказать шероховатая. Теперь опреде­лите толщину полосок. Так определялись, уточнялись многие свойства бумаги.

Эти же приемы были использованы при озна­комлении с различными свойствами ткани. Дети узнавали, что ткань бывает тонкая и толстая, гладкая и ворсистая, она прочная — в воде на­мокает, но не расползается, ткань бывает различ­ной расцветки (однотонная, в горошек, полоса­тая, с цветочками и т. д.). На этих занятиях сло­варь детей увеличился за счет слов, обозначаю­щих свойства и качества ткани. Знания детей за­креплялись с помощью дидактических игр, кото­рые мы планировали как часть занятия: «Назо­ви, что видишь вокруг себя», «Какие предметы слева, справа от тебя?» и т. д. Каждая дидактиче­ская игра вызывает живой интерес у ребенка, по­вышает его речевую активность.

«Какие предметы вы видите вокруг себя?» — спрашивает воспитатель, стремясь закрепить в речи детей существительные — названия мебели, игрушек и т. д. Дети отвечают: «столы, стулья, шкафы, полки, книги» и т. д.

«Как мы отличаем один предмет от друго­го?» — спрашивает педагог и предлагает для сравнения стул детский и для взрослых, стол обе­денный и письменный, шкаф книжный и для иг­рушек. Дети вместе с воспитателем выделяют су­щественные признаки: один стул выше, другой — ниже, книжный шкаф высокий, широкий, с боль­шими полками, а шкаф для игрушек ниже и пол­ки у него поменьше и т. п.

Рассматривая и сравнивая предметы, дети узнают, что они различны по цвету, форме, мате­риалу, из которого сделаны: столы, стулья, шка­фы. полки — деревянные, они сделаны из дерева; ваза, стакан — стеклянные, игрушки сделаны из меха и пластмассы.

Помимо ознакомления с предметами и материалами, их свойствами и качествами, «Программа воспитания в детском саду» предусматривает пополнение словаря детей в процессе их знакомст­ва с явлениями общественной жизни, и в первую очередь с трудом людей. Для этого были проведе­ны различного рода наблюдения, которые осу­ществлялись в форме экскурсий и целевых прогу­лок. Во время экскурсий на кухню ребята увиде­ли много новых и интересных предметов и услышали слова, их обозначающие, — «духовка», «мясорубка», «дуршлаг» и др.

Во время экскурсии в медицинский кабинет ребята узнали названия некоторых инструментов — термометр, шпатель, шприц.

Рассказывая о труде сотрудников детского са­ка, мы старались вызвать у детей стремление помочь взрослым, выразить им свою благодар­ность за заботу.

Знакомя детей с транспортом, с людьми, рабо­тающими на нем, и их действиями, использовали различные методы и приемы.

На занятии объяснили, что можно отнести к транспорту: легковые и грузовые машины, трам­вай, троллейбус, автобус, метро, поезд, самолет, теплоход. Рассказали, что транспорт бывает пас­сажирский, который перевозит людей (пассажи­ров), и грузовой. На занятии использовали пред­метные картинки с изображением разных видов транспорта. Предложили детям показать и наз­вать, что относится к пассажирскому транспорту, а что — к грузовому.

На следующем занятии закрепили названия всех видов транспорта и рассказали о людях раз­ных профессий, которые работают на автомобиле (шофер), на поезде (машинист), на самолете (летчик), на теплоходе (капитан, матросы). С этой целью использовали картины из серии «Кем быть?».

Следующий этап закрепления представлений о транспорте — экскурсия к автомобильной дороге(трассе). Там дети наблюдали за движением автобусов, машин, еще раз повторяли и запоминали слова: «легковые машины, грузовые машины, автобус, водитель — шофер».

В процессе беседы с детьми я специально вво­дила в свою речь глаголы, обозначающие следу­ющие действия: «грузить», «тормозить», «заправ­лять (машину)» и др.Во время целевой прогулки осенью также обращала внимание детей на транспорт. Отметила, что улица широкая, длин­ная. Закрепила понятия: рядом, слева, справа, сзади, спереди. При этом обращалась к детям с вопросами: «Какая машина едет рядом с автобу­сом? Какая слева, справа, сзади автобуса?»

Полученные знания и впечатления о транспор­те дети уточняли в сюжетно-ролевых играх, а так­же в дидактической игре «Кто на чем в гости по­едет?», для которой использовали игрушки или картинки с изображением разных видов транс­порта.

С целью обогащения и активизации словаря проводили занятия, на которых рассматривали с детьми сюжетные картины из серий: «Наша Таня» О. Соловьевой, «Мы играем» Е. Батуриной, «Домашние животные» Веретенниковой. Вопросы ставили так, чтобы, отвечая на них, дети осмысли­вали причинно-следственные зависимости. Напри­мер, рассматривая картину О. Соловьевой «Таня не боится мороза», спрашивали:

На дворе зима, морозно, а Танюше совсем не холодно. Как вы думаете почему?

Таня тепло одета: на ней зимнее пальто, ме­ховая шапка, шарф.

Для закрепления словаря широко использова­ли и режимные моменты, например одевание де­тей на прогулку. Прежде всего в беседу вовлека­ли малоактивных ребят с плохой речью.

Алеша, что у тебя в руках?

Шапка, — отвечает мальчик.

А какая у тебя шапка?

Синяя шапка.

А кто ее тебе связал?

Бабушка связала.

Услышав наш разговор, другие дети тоже начи­нали рассматривать свои шапки. Раздавались вы­сказывания:

У меня шапка красная, а наверху два белых шарика.

А у меня шапка теплая, из меха. И т. п.

Выслушав всех, я обобщила: у детей разные шапки — красные и синие, вязаные и меховые. 

 А затем снова задавала вопро­сы: «Одинаковые ли шапки? Чем они похожи? Чем отличаются друг от друга?» Такие вопросы помогают детям закрепить названия предметов, увидеть их сходство и различие и обозначить это словами. В процессе ежедневного общения все дети быстро запоминают нужные слова и активно вводят их в свою речь.

Огромную роль в активизации словаря детей играет образный и живой язык литературных произведений. Например, читаем на занятиях сказку «Жихарка». Чтобы помочь детям понять новые слова и запомнить их, задаю им вопросы:

Маленький да удаленький — что это значит?

— Находчивый, сообразительный, смелый, по­нятливый, — отвечают ребята.

Как лиса свернулась на лопате?

Свернулась в кольцо, лапки спрятала, хво­стиком накрылась.

—Жихарка что сделала?

Толкнул лису в печку.

Читаю отрывок, в котором говорится, как Жихарка обхитрила лису.

А как в это время вели себя дома кот да пе­тух?

           Они были очень огорчены.

Как в сказке про это сказано?

Плакали, рыдали. Кот лапкой слезы утира­ет, петушок крылышками подбирает.

Иногда объясняю новые слова заранее, до чте­ния произведения. Так, прежде чем познакомить детей со сказкой «Зимовье», разобрали трудные слова и выражения: «зимовье», «щепу драть», «мох». Объяснила, что слово «зимовье» обозна­чает дом, в котором жили звери, что дома строят из бревен, а бревно — это срубленное, обструган­ное, обтесанное дерево. Из деревянных чурбачков расщепляют одинаковой толщины пластины — щепу, которой кроют крышу домов. Мох — это растение. Его много на болоте. Мох сушат, а по­том им забивают щели между бревнами. Печь в доме кладут из кирпичей, их делают из глины и обжигают, чтобы были прочными. Затем показа­ла иллюстрации с изображением всех этих пред­метов.

Организовала игру «Замени слово» с использо­ванием слов и оборотов речи из сказки. Говорила детям:

Пришла лютая зима. Каким словом можно заменить слово «лютая»?

Морозная, очень холодная.

Туго пришлось волку. Что означает «туго»?

Трудно, очень тяжело, плохо.

Затем показала игрушки, изображающие жи­вотных, о которых говорится в сказке, — быка, барана, кота, свинью, петуха. После этого расска­зала сказку и снова задала вопросы:

Почему так быстро звери построили теплое зимовье?

Они работали быстро и дружно и каждый делал свое дело.

Что делали бык да баран? А свинья!? А пе­тушок над чем трудился? Чем он крышу крыл?

—Значит, каких зверей вы повстречали в этой сказке? Ленивых?

Нет! Трудолюбивых и дружных.

Вся эта работа помогает лучше осмыслить ху­дожественное произведение, глубже понять его образы, активизирует речь детей.

Для расширения активного словаря использо­вали такой прием, как выделение слова в своей речи интонацией.

Однажды утром Владик пришел в детский сад чем-то расстроенный. Я обратилась к ребятам: «Владик чем-то очень огорчен. Спросите, что у него случилось. Утешьте его, поиграйте с ним». И дети сразу на это отреагировали, взяли его за руки, стали играть с ним. Смысловое значение слов «огорчен» и «утешьте» было правильно понято детьми — в этом помогла ситуация.

Анализируя проведенную работу по активиза­ции и обогащению словаря, мы убедились, что если она осуществляется систематически, то приносит ощутимые результаты . Давая посильные поруче­ния детям (посадить кукол на место, расставить игрушки на полках, покормить рыбок, помочь ня­не), одновременно побуждали их рассказать о проделанной работе. Радовало, что дети правиль­но называют предметы посуды, мебели, определя­ют их свойства, четко формулируют свою мысль.

Это чашка с блюдцем, — говорит Таня, на­крывая на стол, — а это глубокая тарелка, сейчас в нее будут наливать суп.

А хлебницу ставят посередине стола, чтобы

все могли достать хлеб. 

Любят дети дидактические игры «Назови ме­ня», «У кого какая мама?», «К чему относится этот предмет?», «Собери кукольный сервиз», «Пе­реезжаем на новую квартиру», «В саду — на огороде» и многие другие, главная цель кото­рых— активизация словаря.

Мы понимаем, что тесный контакт ДОУ и семьи — необходимое условие успешного обучения и воспитания. Поэтому и работу по обогащению де­тей знаниями об окружающей жизни, а следова­тельно, и по обогащению и активизации словаря проводим в тесном содружестве с родителями. Продумали тематику родительских собраний: 1) об активизации словаря и

2) значение разви­тия речи в умственном воспитании детей. До на­чала одного из собраний пригласили родителей на занятие по развитию речи. Они увидели, какие приемы и методы использует воспитатель для за­крепления полученных во время прогулок и на­блюдений знаний  у детей . Убеди­лись в том, как важны впечатления об окружаю­щем в побуждении ребенка к высказыванию.

На информационном стенде для родителей вы­делили рубрику: «Дети познают окружающий мир». Рассказывали о нашей работе с детьми по данному вопросу, давали рекомендации, куда пойти с ребенком в выходной день, что посмот­реть, какие книги прочитать.

В индивидуальных беседах с родителями сове­товали чаще выезжать с детьми на природу, на­блюдать за изменениями и ростом растений, по­ведением птиц и животных. И мы видели, что со­веты не пропали даром. После выходных дней де­ти делились впечатлениями об интересной прогул­ке с мамой и папой в парк, лес, о совместно прочитанных книгах.

Подводя итоги работы по обогащению и акти­визации словаря дошкольников, можно сказать, что она дала положительные результаты. У детей значительно расширились знания об окружаю­щем, увеличился словарный запас. Речь их стала более выразительной, образной, обогатилась не только существительными, но и глаголами.

 

Однако работа еще не завершена. Она продол­жится в старшей группе. И мы надеемся, что ос­новы, заложенные в средней группе, помогут нам успешно решить главную задачу — выпустить детей в школу с хорошо развитой речью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.