Патриотическое воспитание
на занятиях в вокальной студии
Толмачёва Татьяна Николаевна,
учитель музыки, педагог ДО,
МБОУ СОШ №17 г. Иркутска
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а, прежде всего, воспитание человека
В.А. Сухомлинский
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
К сожалению, реальная ситуация сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны.
А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Толстой А. Н. «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Н. Чернышевский. «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это, прежде всего народ».
Патриотизм означает активный труд, умножение традиций российского народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям, привязанность к малой родине, мужество. «Не может быть сыном Отечества тот, кто не стал настоящим сыном своих родителей». Это древняя истина.
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.
В решении этой проблемы большая роль отводится школьному образованию, так как именно в этом возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка.
Вокальный коллектив объединяет единомышленников, воспитывает в них чувства сотворчества и товарищества, взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно полноценное воспитание личности ребенка. С этой точки зрения занятия в вокальной группе способствуют социализации растущей личности.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
К сожалению, в настоящее время наблюдается усиление негативного воздействия средств массовой информации на детей и молодежь. Таким образом, решение задач формирования патриотического воспитания детей состоит в многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в воспитании, по средствам репертуара вокального искусства.
Работа над репертуаром – основа патриотического воспитания личности ребенка, он широк и разнообразен, постоянно обновляется. В хоровой и вокальный репертуар учащихся включены песни патриотической направленности, это песни о родине, России, красоте родного края, о мире на земле, дружбе, народные песни. Так же ребятам нравятся песни экологической направленности, о защите животного и растительного мира и конечно песни о семье. На этапе показа и в процессе разучивания произведения необходимо обращать внимание учащихся именно на раскрытие идейной стороны творческого замысла автора текста и композитора. В подборе репертуара могут участвовать и сами ребята, они подбирают репертуар по заданной теме, разыскивают подробную информацию о песне, ее авторах и исполнителях, истории создания. Также, могут быть произведения классиков, ведь русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов.
Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки. В ней отражаются события войны и жизни, чувства людей, в ней отражаются века и сама история, наша память и огромная благодарность. В патриотической песне звучит любовь и нежность, грозы и ликование Победы, в ней звучит наша жизнь! В ней цветёт победный май, в ней летит февральский ветер. Ветер, несущий память о защитниках Отечества всех времен, о славных подвигах наших земляков в рядах защитников Москвы и Сталинграда, о героях Донбасса, Чечни и Сирии. У каждой песни своя судьба и своя история!
Концертная деятельность тоже является важнейшим элементом вокального обучения учащихся. Выступление в концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе. Она выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, музыкальность, сценичность, эмоциональность. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях – авторитетное жюри.
Воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, районных конкурсах и смотрах «Военно-патриотической песни», где нужно проявить свою гражданскую позицию к родному краю, и своей Родине. Например, в этом году на конкурсе «Я – гражданин России», ребята выступили с такими песнями, как «Мы дети твои – Россия» и «Я хочу чтобы не было больше войны!», а на конкурсе песни и строя выступали с песней «Катюша».
Концертная деятельность, ведущаяся в нашей школе и за ее пределами, помогает в воспитании гражданственности и патриотизма учащихся вокального и хорового класса, развивает у детей чувство ответственности за себя и за коллектив в целом. Она обогащает их мировоззрение, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну, родной город, семью. Так традиционными школьными стали конкурсы и концерты для ветеранов войны к празднику победы “9 мая”, «День знаний», «Битва хоров», «День учителя», «Жар птица» – в рамках дней духовности России, «День Защитника Отечества», «Конкурс песни и строя», «Праздник 8 марта», «Весенняя капель», «Спорт в нашей жизни», «Последний звонок» и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо с младшего школьного возраста создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма песенные конкурсы, концерты, в которых в полной мере раскрывается любовь и уважение к стране, родному краю, семье, природе.
Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, ответственности, чувству гордости, уважению к памяти погибших за Родину и чувству долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению и выступления на сцене. И хочется верить, что воспитательная работа в вокальной студии и нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.
Научить патриотизму, как учат алгебре и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений. Это чувство проникает в нас с молоком матери. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Оно проявляется в поступках и деятельности человека, его нельзя потрогать и понюхать. «Правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»,- писал А.С. Макаренко.