Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Силаева Наталья Александровна
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63» Нижнекамского муниципального района РТ
Краткое описание работы: В статье рассматривается вопрос об инновационных технологиях коррекционно-развивающего  обучения дошкольников с ОВЗ

Дата публикации: 2017-08-22 Статья на тему “Инновационные технологии коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ” Силаева Наталья Александровна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63» Нижнекамского муниципального района РТ В статье рассматривается вопрос об инновационных технологиях коррекционно-развивающего  обучения дошкольников с ОВЗ
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Статья на тему “Инновационные технологии коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ”

Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных учреждений, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ставит новые проблемы перед педагогической наукой. Они относятся к содержанию образования, к формам организации учебного процесса, к методам обучения и т.д.

Большое внимание обращается на технологии коррекционно-развивающего обучения с учетом ФГОС, среди которых можно выделить следующие: проблемное обучение, метод проектов, использование предметов-заместителей, сотворческую деятельность с родителями и педагогами. Именно данные технологии являются основой такой организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность детей. Актуальность такого подхода заключается в том, что он доставляет детям радость не только самостоятельного поиска и нового открытия но, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной деятельности дошкольников, их творческой активности, формирование новых и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особенно существенно такой подход по отношению к детям с ОВЗ.

Почему делается акцент именно на данную категорию детей, попробуем разобраться. Для начала рассмотрим контингент детей с ОВЗ имеющих задержку психического развития.

Прежде всего, у таких детей отмечается низкий уровень восприятия. Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств предметов. К тому же они испытывают трудности в принятии и переработке информации. Детям с ЗПР характерно недоразвитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, мышление. Они быстро утомляются, невнимательны, имеют неустойчивый интерес. В поведении наблюдается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность, или наоборот заторможенность, апатичность.

Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности. Особенно явно отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников заметно при анализе их мыслительных процессов.

У детей с ЗПР проявляется неуверенность в своих силах, неумение актуализировать свои возможности для успешного выполнения задания. Вместе с тем, получив помощь со стороны взрослого, иногда только в виде одобряющих или побуждающих к деятельности замечаний, дети с ЗПР полностью справляются с заданием.

Итак, обращаем внимание, что без ведущей и организующей роли взрослого, будь то педагог или родитель, ребенок не может осуществлять полноценное развитие. Потому первоначальную постановку проблемы и ее решение возможно при участии взрослого, который вовлекает в этот процесс детей. Так начинается использование метода проблемных ситуаций. Приведем пример, ребенок с ЗПР и аутоподобным поведением усваивает знание своего стульчика. Наклеивание любимой картинки на стульчик будет в данном случае хорошим стимулом. В дальнейшем замена такого стульчика на стульчик с другой картинкой поможет формированию устойчивого внимания и возможности выбора предмета. Таким образом, педагог не только ставит проблему, но и стимулирует детей к ее решению. Однако, не стоит забывать о необходимости постепенного перехода на следующую ступень усвоения материала.

В дальнейшем педагог направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения, при этом дети используют метод экспериментирования.

Использование метода проектов дает возможность изучить определенную тему с различных сторон, включая экспериментирование с водой, песком, снегом и т.д. а сроки его реализации устанавливаются непосредственно педагогом. Данный метод усваивается и в учреждении и на детском участке, что дает наилучший результат понимания.

Важнейшим условием развития ребенка является использование в игре предметов-заместителей. Предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Любой предмет в руках ребенка может выполнять различные функции: конструктор становится конфетой, палочка – ложкой, шишки – необычными жителями, нахождение их оказывает неоценимую помощь в творческом и личностном развитии детей.

Особое значение имеет совместная деятельность педагога – ребенка – родителя, где все усилия взрослых подчинены единой цели: оказать наиболее эффективную помощь и поддержку ребенку, используя весь имеющийся на сегодняшний день арсенал методов, средств и способов для развития ребенка в целом, а так же коррекции его индивидуальных особенностей. Он представляет собой постоянную взаимосвязь родителей с педагогами, которые проводят коррекционно-развивающую работу с детьми. Родители обучаются навыкам проведения тех или иных игр, получают знания по педагогическим навыкам развития отдельного ребенка с учетом именно его психофизических особенностей, темпа работы, переключаемости, концентрации внимания.

Родители обыгрывают различные ситуации совместно с детьми, выполняют совместную работу, предлагаемую педагогом дома: изготавливают предметы-заместители из имеющегося материала, машинку из коробочек, кораблик, кормушку для птиц, выращивают цветок. Затем ребенок представляет получившуюся работу другим детям, рассказывает, как была выполнена работа, какое значение имеет. Родители дома подготавливают фото и картинный материал для проведения образовательной деятельности в детском саду.

Анализ результатов использования технологий детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ показал, что повышение мотивации к познавательной деятельности было выявлено у десяти детей, что соответствует 65% от общего количества наблюдаемых детей, а неизменившийся уровень активности познавательной деятельности был зафиксирован у четырех детей, т.е. 35% от общего количества наблюдаемых детей. Таким образом, проанализировав деятельность педагогов по внедрению данных технологий в организованной и повседневной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:

для создания благоприятных условий развития и коррекции детей необходимо:

1.    создать предметно-развивающую среду с учетом ФГОС с подбором материалов инновационных технологий;

2.    учитывать индивидуальные особенности воспитанников для достижения эффективности использования технологий в обучении детей;

3.     использовать различные методы и средства обучения не только в процессе организованной, но и в повседневной деятельности дошкольников (прогулки, беседы с детьми, игры и т.д.);

4.    разработать практические материалы и научить ими пользоваться родителей с целью создания единой системы коррекционно-развивающей работы ДОУ и семьи

Проведенные нами исследования на базе дошкольного учреждения показали, что эффективность работы повышается, если инновационные технологии систематически используются в различных видах деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.

 

Список литературы

1.     Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. – М.: «Знание», 1991.- 80 с.

2.     Оконь, В. Основы проблемного обучения: [пер. с пол.] / В. Оконь. – М.: Просвещение, 1968.- 208 с.

3.     Стребелева Е.А. Формирование мышления детей с задержкой психического развития. – М.: «Владос», 2004.

4.     Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2005.


Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Коррекционные занятия, ОВЗ, Экспериментирование.

Post navigation

Тренинг для родителей «Домашние игры. Как их сделать интереснее?»
Конспект урока по литературе по произведению “Не надо врать” М.Зощенко
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022