Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Тырникова Татьяна Николаевна
Учебное заведение: ГКУСО РО Новошахтинский центр помощи детям
Краткое описание работы: Судьбы выпускников детских домов и школ-интернатов во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из детского дома. Можно упрекать детские дома в недостаточной подготовке своих воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, можно и нужно искать пути совершенствования системы воспитания детей в условиях детского дома, но нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома его воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем.

Дата публикации: 2021-11-25 Статья “Проблемы адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей” Тырникова Татьяна Николаевна ГКУСО РО Новошахтинский центр помощи детям Судьбы выпускников детских домов и школ-интернатов во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из детского дома. Можно упрекать детские дома в недостаточной подготовке своих воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, можно и нужно искать пути совершенствования системы воспитания детей в условиях детского дома, но нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома его воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Статья “Проблемы адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей”

Скачать работу


PE03254_Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Новошахтинский центр помощи детям»

346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23

Доклад:

«Проблемы адаптации выпускников»

Подготовила:

педагог-психолог Тырникова Т.Н.

Судьбы выпускников детских домов и школ-интернатов во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из детского дома. Можно упрекать детские дома в недостаточной подготовке своих воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, можно и нужно искать пути совершенствования системы воспитания детей в условиях детского дома, но нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома его воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем.

Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.

Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже говорилось, это проблемы зашиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.

В этой связи возникает необходимость в наличии эффективной системы сопровождения выпускников детских домов на этапе их социальной адаптации. Этот этап нельзя жестко нормировать, ибо у разных молодых людей продолжительность периода социальной адаптации различна, но в любом случае он измеряется годами.

Необходимо рассмотреть, какие организационные формы работы с выпускниками детских домов уже существуют, какие функции сопровождения выполняют организационные структуры, существуют ли такие проблемы социальной адаптации выпускников детских домов, в решении которых соответствующие социальные организации не могут им помочь.

Реализуется программа “Постинтернатной подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни”.

Основные ее задачи:

– подготовка выпускников детских домов к самостоятельной жизни в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защиты своих прав, ответственности за неисполнение возложенных на граждан обязанностей;

– формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;

– овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;

– вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребностью в создании семьи, готовностью к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей (Программа курса для выпускников детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатная подготовка к самостоятельной жизни: Содержание и методические рекомендации.

Создана программа профориентации и трудоустройства выпускников, основной целью которой является создание благоприятных условий интеграции молодежи в рынок труда для самореализации и трудоустройства путем ускорения поиска и подбора работы в соответствии с индивидуальными потребностями каждого молодого человека.

В соответствии сданной программой созданы координирующие центры по содействию временной занятости несовершеннолетних граждан. Направления деятельности подобных центров следующие:

– координация деятельности структур, занимающихся вопросами молодежи;

– регистрация детей и подростков для организации им рабочих мест (разовых) и постоянных;

– профориентация молодежи;

– заключение договоров с организациями и предоставление объемов, видов и сроков выполнения работ;

– организация групп подростков (по интересам) для выполнения работ по договорам;

– контроль за соблюдением мер безопасности и норм КЗОТа; организация оплаты труда подростков.

Поступить в престижный колледж, лицей, высшее учебное заведение выпускнику детского дома или школы-интерната достаточно сложно, даже при условии гарантированных государственных льгот. Однако еще сложнее молодому человеку, оставшемуся без попечения родителей, выживать самостоятельно и продолжать обучение в течение трех-пяти лет. На этом этапе жизненного пути детям из благополучных семей и материально, и морально помогают родители. Что касается выпускников детских домов и интернатов, то типичной является ситуация, когда выпускник, с трудом поступивший в вуз, бросает его в силу достаточно объективных причин: отсутствие жилья, невозможность обеспечить себя материально на период учебы и т.д.

В Федеральном законе “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” предусмотрены дополнительные гарантии права на образование: лица из числа детей-сирот, обучающиеся во всех типах учреждений среднего и высшего образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Именно это правовое положение стало основой создания Центра постинтернатной адаптации (Молодежного центра).

Основные задачи Молодежного центра:

– создание благоприятных условий, способствующих освоению программы обучения;

– обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья;

– оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи;

– защита прав и интересов на всех уровнях социального обеспечения, подготовка к позитивному жизненному выбору;

– диагностика причин неуспеха в обучении и обеспечение педагогической и коррекционной поддержки;

– проведение работы по преодолению предрасположенности к негативным жизненным выборам;

– формирование здорового образа жизни, профилактика и предотвращение возможных правонарушений;

– формирование умений и навыков самостоятельного проживания;

– помощь в адаптации в жизни и деятельности в обществе

Широкое распространение получили детские дома, в которых создается социально-психологическая служба, ведущая работу как с воспитанниками детского дома, так и с его выпускниками.

Работа с будущими выпускниками – один из наиболее значимых участков социально-психологической службы. Проблемы определения будущего статуса волнуют всех выпускников детского дома. Основная задача – помочь выпускникам в преодолении трудностей социализации, выборе будущей профессии. Основная цель деятельности службы – комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа специалистов службы (психолога, социального педагога, педагога, логопеда, педиатра, психиатра) начинается с момента поступления ребенка в детский дом. В течение первого месяца пребывания в учреждении каждый специалист проводит диагностическое обследование воспитанника, затем собирается консилиум, где определяются основные направления работы с ребенком и формируется ряд рекомендаций для воспитателей и учителей.

Общие направления работы социально-психологической службы:

1) социально-педагогическое;

2) социально-бытовое и трудовое;

3) медицинское;

4) психолого-педагогическое,

5) помощь по организации досуга

В отличие от групп постинтернатной подготовки и центров по работе с выпускниками сиротских учреждений служба сопровождения ограничивает свою работу с выпускниками только консультативной помощью. В данном случае акцент делается не столько на работу с выпускниками детского дома, сколько на повышение уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни к моменту выхода из детского дома.

Одним из учреждений, которое могло бы целенаправленно решать проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов, способствовать успешному вхождению выпускников во взрослую жизнь, оказывать им необходимую помощь в период их самостоятельной жизни, является социальная гостинная, предназначенная для проживания выпускников детского дома в возрасте до 23 лет. Показаниями для направления в социальную гостиницу являются отсутствие жилой площади на момент выпуска из интернатного учреждения; нарушение различных форм средовой адаптации; рекомендации администрации и заключение службы психолого-педагогического сопровождения. Основные задачи социальной гостиницы:

– предоставление временного жилья для выпускников детского дома, не имеющих постоянного места жительства;

– профилактика правонарушений среди выпускников детского дома;

– оказание помощи в социальной адаптации, реабилитации выпускников детского дома;

– социальная защита прав выпускников детского дома;

– решение личных и социальных проблем проживающих в социальной гостинице;

– проведение экспериментальной работы по социальной адаптации и реабилитации выпускников интернатных учреждений;

– организация на базе социальной гостиницы научно-методической и практической работы по оптимизации социальной интеграции выпускников детского дома.

В период проживания в гостинице выпускник детского дома получает такие навыки самостоятельной жизни, как ведение домашнего хозяйства; рациональное использование денежных средств; налаживание хороших отношений с соседями по коммунальной квартире; умение защитить свои гражданские права и т.д. Но самое главное, что выпускник, начиная самостоятельную жизнь, не отрывается от “семьи”, которую приобрел в социальной гостинице, он навсегда остается желанным гостем для коллектива гостиницы, всегда может получить совет и поддержку

Таким образом, можно отметить, что российская система социальной защиты детей нуждается в коре.нной реформе. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения.

Выпускники детского дома или другого интернатного учреждения для детей, лишенные родительского попечения, не подготовлены к самостоятельной взрослой жизни, что, однако, нельзя ставить в вину детским домам. Проблема позднего взросления носит общесоциальный характер. Общество в целом и отдельные социальные институты, включая семью и школу, должны использовать свои возможности для того, чтобы решить задачу более раннего достижения молодыми людьми уровня социальной зрелости. Естественно, что в условиях детского дома эта задача является и особенно актуальной, и особенно сложной.

В помощи нуждаются практически все выпускники интернатных учреждений – помощи или в учебе, или в решении жилищного вопроса, или в поиске работы и адаптации в трудовом коллективе, или в воспитании ребенка и т.д.

Таким образом, имеется необходимость в существовании особой системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детских домов и других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

Элементы указанной системы уже существуют и ориентированы на использование различных путей решения проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений:

– продление срока пребывания воспитанников в условиях детского дома;

– создание сиротских центров при профессиональных училищах;

– создание социальных гостиниц, в условиях которых помощь оказывается в решении лишь одной проблемы – жилищной;

– оказание консультационной поддержки в решении широкого круга жизненных проблем.

Перечисленные пути не являются альтернативными, а дополняют друг друга, что в основном обеспечивает формирование эффективной системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников сиротских учреждений.

Проблема постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится все более актуальной. Об этом свидетельствует и количество различных организаций, структур, которые в той или иной мере занимаются вопросами помощи выпускникам сиротских учреждений. Однако анализ информации по этому вопросу приводит к выводу о том, что каждая вновь созданная структура, реализуя свои цели и задачи, не является звеном единой системы помощи выпускникам интернатных учреждений, которая действовала бы на уровне региона. Ситуация осложняется тем, что организации и структуры, которые оказывают помощь выпускникам из числа детей-сирот, имеют различную ведомственную принадлежность, а межведомственное взаимодействие по решению данного вопроса отсутствует.

Таким образом, в России система государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не способна в полной мере охватить всех детей, нуждающихся в государственном попечении, обеспечить уход и присмотр за всеми нуждающимися детьми, их обучение в учреждениях общего и профессионального образования, их воспитание. Вместе с тем сложившаяся система государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не в состоянии обеспечить и должную подготовку воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, т.е. их социализацию в обществе.

 

Вопросы и задания

1. Каковы характерные особенности воспитанников детских домов?

2. Охарактеризуйте основные проблемы выпускников детских домов после выпуска их из специальных учреждений.

3. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу социальной защиты выпускников детских домов.

4. Раскройте способы решения проблем адаптации выпускников детских домов.

 

 

Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи Профориентация.

Post navigation

Математические методы научного исследования
Презентация «Родительская компетентность»
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022