Статья “Проблемы адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей”
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Новошахтинский центр помощи детям»
346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23
Доклад:
«Проблемы адаптации выпускников»
Подготовила:
педагог-психолог Тырникова Т.Н.
Судьбы выпускников детских домов и школ-интернатов во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из детского дома. Можно упрекать детские дома в недостаточной подготовке своих воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, можно и нужно искать пути совершенствования системы воспитания детей в условиях детского дома, но нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома его воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем.
Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.
Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже говорилось, это проблемы зашиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.
В этой связи возникает необходимость в наличии эффективной системы сопровождения выпускников детских домов на этапе их социальной адаптации. Этот этап нельзя жестко нормировать, ибо у разных молодых людей продолжительность периода социальной адаптации различна, но в любом случае он измеряется годами.
Необходимо рассмотреть, какие организационные формы работы с выпускниками детских домов уже существуют, какие функции сопровождения выполняют организационные структуры, существуют ли такие проблемы социальной адаптации выпускников детских домов, в решении которых соответствующие социальные организации не могут им помочь.
Реализуется программа “Постинтернатной подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни”.
Основные ее задачи:
– подготовка выпускников детских домов к самостоятельной жизни в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защиты своих прав, ответственности за неисполнение возложенных на граждан обязанностей;
– формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;
– овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;
– вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребностью в создании семьи, готовностью к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей (Программа курса для выпускников детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатная подготовка к самостоятельной жизни: Содержание и методические рекомендации.
Создана программа профориентации и трудоустройства выпускников, основной целью которой является создание благоприятных условий интеграции молодежи в рынок труда для самореализации и трудоустройства путем ускорения поиска и подбора работы в соответствии с индивидуальными потребностями каждого молодого человека.
В соответствии сданной программой созданы координирующие центры по содействию временной занятости несовершеннолетних граждан. Направления деятельности подобных центров следующие:
– координация деятельности структур, занимающихся вопросами молодежи;
– регистрация детей и подростков для организации им рабочих мест (разовых) и постоянных;
– профориентация молодежи;
– заключение договоров с организациями и предоставление объемов, видов и сроков выполнения работ;
– организация групп подростков (по интересам) для выполнения работ по договорам;
– контроль за соблюдением мер безопасности и норм КЗОТа; организация оплаты труда подростков.
Поступить в престижный колледж, лицей, высшее учебное заведение выпускнику детского дома или школы-интерната достаточно сложно, даже при условии гарантированных государственных льгот. Однако еще сложнее молодому человеку, оставшемуся без попечения родителей, выживать самостоятельно и продолжать обучение в течение трех-пяти лет. На этом этапе жизненного пути детям из благополучных семей и материально, и морально помогают родители. Что касается выпускников детских домов и интернатов, то типичной является ситуация, когда выпускник, с трудом поступивший в вуз, бросает его в силу достаточно объективных причин: отсутствие жилья, невозможность обеспечить себя материально на период учебы и т.д.
В Федеральном законе “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” предусмотрены дополнительные гарантии права на образование: лица из числа детей-сирот, обучающиеся во всех типах учреждений среднего и высшего образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Именно это правовое положение стало основой создания Центра постинтернатной адаптации (Молодежного центра).
Основные задачи Молодежного центра:
– создание благоприятных условий, способствующих освоению программы обучения;
– обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
– оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи;
– защита прав и интересов на всех уровнях социального обеспечения, подготовка к позитивному жизненному выбору;
– диагностика причин неуспеха в обучении и обеспечение педагогической и коррекционной поддержки;
– проведение работы по преодолению предрасположенности к негативным жизненным выборам;
– формирование здорового образа жизни, профилактика и предотвращение возможных правонарушений;
– формирование умений и навыков самостоятельного проживания;
– помощь в адаптации в жизни и деятельности в обществе
Широкое распространение получили детские дома, в которых создается социально-психологическая служба, ведущая работу как с воспитанниками детского дома, так и с его выпускниками.
Работа с будущими выпускниками – один из наиболее значимых участков социально-психологической службы. Проблемы определения будущего статуса волнуют всех выпускников детского дома. Основная задача – помочь выпускникам в преодолении трудностей социализации, выборе будущей профессии. Основная цель деятельности службы – комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа специалистов службы (психолога, социального педагога, педагога, логопеда, педиатра, психиатра) начинается с момента поступления ребенка в детский дом. В течение первого месяца пребывания в учреждении каждый специалист проводит диагностическое обследование воспитанника, затем собирается консилиум, где определяются основные направления работы с ребенком и формируется ряд рекомендаций для воспитателей и учителей.
Общие направления работы социально-психологической службы:
1) социально-педагогическое;
2) социально-бытовое и трудовое;
3) медицинское;
4) психолого-педагогическое,
5) помощь по организации досуга
В отличие от групп постинтернатной подготовки и центров по работе с выпускниками сиротских учреждений служба сопровождения ограничивает свою работу с выпускниками только консультативной помощью. В данном случае акцент делается не столько на работу с выпускниками детского дома, сколько на повышение уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни к моменту выхода из детского дома.
Одним из учреждений, которое могло бы целенаправленно решать проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов, способствовать успешному вхождению выпускников во взрослую жизнь, оказывать им необходимую помощь в период их самостоятельной жизни, является социальная гостинная, предназначенная для проживания выпускников детского дома в возрасте до 23 лет. Показаниями для направления в социальную гостиницу являются отсутствие жилой площади на момент выпуска из интернатного учреждения; нарушение различных форм средовой адаптации; рекомендации администрации и заключение службы психолого-педагогического сопровождения. Основные задачи социальной гостиницы:
– предоставление временного жилья для выпускников детского дома, не имеющих постоянного места жительства;
– профилактика правонарушений среди выпускников детского дома;
– оказание помощи в социальной адаптации, реабилитации выпускников детского дома;
– социальная защита прав выпускников детского дома;
– решение личных и социальных проблем проживающих в социальной гостинице;
– проведение экспериментальной работы по социальной адаптации и реабилитации выпускников интернатных учреждений;
– организация на базе социальной гостиницы научно-методической и практической работы по оптимизации социальной интеграции выпускников детского дома.
В период проживания в гостинице выпускник детского дома получает такие навыки самостоятельной жизни, как ведение домашнего хозяйства; рациональное использование денежных средств; налаживание хороших отношений с соседями по коммунальной квартире; умение защитить свои гражданские права и т.д. Но самое главное, что выпускник, начиная самостоятельную жизнь, не отрывается от “семьи”, которую приобрел в социальной гостинице, он навсегда остается желанным гостем для коллектива гостиницы, всегда может получить совет и поддержку
Таким образом, можно отметить, что российская система социальной защиты детей нуждается в коре.нной реформе. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения.
Выпускники детского дома или другого интернатного учреждения для детей, лишенные родительского попечения, не подготовлены к самостоятельной взрослой жизни, что, однако, нельзя ставить в вину детским домам. Проблема позднего взросления носит общесоциальный характер. Общество в целом и отдельные социальные институты, включая семью и школу, должны использовать свои возможности для того, чтобы решить задачу более раннего достижения молодыми людьми уровня социальной зрелости. Естественно, что в условиях детского дома эта задача является и особенно актуальной, и особенно сложной.
В помощи нуждаются практически все выпускники интернатных учреждений – помощи или в учебе, или в решении жилищного вопроса, или в поиске работы и адаптации в трудовом коллективе, или в воспитании ребенка и т.д.
Таким образом, имеется необходимость в существовании особой системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детских домов и других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
Элементы указанной системы уже существуют и ориентированы на использование различных путей решения проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений:
– продление срока пребывания воспитанников в условиях детского дома;
– создание сиротских центров при профессиональных училищах;
– создание социальных гостиниц, в условиях которых помощь оказывается в решении лишь одной проблемы – жилищной;
– оказание консультационной поддержки в решении широкого круга жизненных проблем.
Перечисленные пути не являются альтернативными, а дополняют друг друга, что в основном обеспечивает формирование эффективной системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников сиротских учреждений.
Проблема постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится все более актуальной. Об этом свидетельствует и количество различных организаций, структур, которые в той или иной мере занимаются вопросами помощи выпускникам сиротских учреждений. Однако анализ информации по этому вопросу приводит к выводу о том, что каждая вновь созданная структура, реализуя свои цели и задачи, не является звеном единой системы помощи выпускникам интернатных учреждений, которая действовала бы на уровне региона. Ситуация осложняется тем, что организации и структуры, которые оказывают помощь выпускникам из числа детей-сирот, имеют различную ведомственную принадлежность, а межведомственное взаимодействие по решению данного вопроса отсутствует.
Таким образом, в России система государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не способна в полной мере охватить всех детей, нуждающихся в государственном попечении, обеспечить уход и присмотр за всеми нуждающимися детьми, их обучение в учреждениях общего и профессионального образования, их воспитание. Вместе с тем сложившаяся система государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не в состоянии обеспечить и должную подготовку воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, т.е. их социализацию в обществе.
Вопросы и задания
1. Каковы характерные особенности воспитанников детских домов?
2. Охарактеризуйте основные проблемы выпускников детских домов после выпуска их из специальных учреждений.
3. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу социальной защиты выпускников детских домов.
4. Раскройте способы решения проблем адаптации выпускников детских домов.