Статья на тему “Работа с одаренными детьми”
Статья
Работа с одаренными детьми
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы работы с одаренными детьми. Рассматриваются их отличительные признаки и особенности. Обсуждается педагогический подход к работе с одаренными детьми при традиционном образовательном процессе.
Проблема одаренности волновала общество всегда. В современных условиях развития новых технологий резко увеличился социальный заказ на педагогов, обладающих нестандартным мышлением. Особое понимание и подход к проблеме с творческой стороны - показатель самостоятельно и разносторонне мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может применять вариативное мышление относительно поставленной задачи. Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее. Но умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Приспособление - это одна из черт человека с высокими интеллектуальными задатками, что является повышением шансов на успех практически во всех сферах жизни [6]. Развитие сверхчувствительности к проблемам многими исследователями связывается в первую очередь с характером обучения. Догматичное содержание в сочетании с доминированием репродуктивных методов обучения - основные факторы, подавляющие детскую сверхчувствительность к проблемам. И, напротив - проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка обучение развивает как эту способность, так и другие, необходимые для творчества качества. Одаренные дети отличаются довольно рано проявившейся любознательностью, которая тесно связана с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные учащиеся характеризуются умением получать удовольствие от умственного напряжения при решении сложных, «бросающих вызов» заданий. Их захватывает решение дивергентных (не имеющих строго определенного ответа) задач. Также одаренным детям свойственен высокий уровень развития логического мышления, обычно они обладают отличной памятью [3]. Гибкость мышления, свойственная одаренным детям, позволяет быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Такие дети часто генерируют - выдвигают новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Такая продуктивность мышления обычно тем выше, чем меньше давление стереотипов, приобретаемые в процессе усвоения опыта (знаний, умений, навыков) и часто прямо диктуемые его содержанием, а также при наличии легкости в ассоциировании – способности к выработке обобщенных стратегий на основе выявления не заметных другим связей и отношений и их дальнейшей детализации. Одаренным детям также присуща высокая концентрация внимания, которая характеризуется высокой степенью погруженности в задачу, способности к успешной настройке внимания даже при наличии помех. Кроме того, способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества [4]. К особенностям психосоциального развития одаренных детей можно отнести их стремление к самоактуализации, стремление раскрыть свой внутренний потенциал, как можно чаще проявлять свою самостоятельность и независимость в суждениях, действиях, социальных взаимодействиях. И, безусловно, это необходимо поддерживать и формировать на протяжении обучения ребенка [1, 5]. Но при традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе достаточно сложно обеспечить условия развития одаренности детей. Так, например, задачи дивергентного типа - достаточная редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логических рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.). Также, такие личностные особенности, как упорство в решении задач, внимание к отдельным проявлениям жизни – качество, безусловно, положительное, но часто становится причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения. Значительная часть учителей ориентируется на условно «нормального», обычного ученика, который обладает довольно «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания. Работу с одаренными детьми можно расценивать как социальный заказ. Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. Поэтому одним из важнейших направлений работы школы является работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие.
Литература
1. Бабаева Ю. Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2003. N 1. С. 6–24.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону, 1983.
3. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. М., 1999.
4. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. — М., 1993.
5. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М.: Академия, 2006. 6. Одаренные дети / Пер. с англ. — М., 1991.