Статья на тему “Арт-терапия как педагогическая инновация”
Арт-терапия как педагогическая инновация
Анализ современного состояния арт-терапии - нового направления в отечественной педагогической практике - позволяет отнести названную категорию к разряду инноваций. Чтобы обосновать такое утверждение, сначала обозначим базовые, исходные понятия, необходимые для описания арт- терапии в терминах общей и педагогической инноватики. Среди них: новое, новшество, нововведение, новация, инновация, инновационные процессы, инновационная технология.
Само понятие "арт-терапия" имеет различные толкования. Во- первых, это динамическая система взаимодействия между учеником (ребенком, студентом, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и педагогом (арт- терапевтом) в так называемом "фасилитирующем" (от фр. faciliter - облегчать) арт-терапевтическом пространстве с целью реализации важнейших (функций образования: психотерапевтической, коррекционной, диагностической, развивающей, воспитательной, психопрофилактической, реабилитационной и др. Во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры ("психологическое врачевание") личности. В-третьих - как сохраняющая здоровье инновационная педагогическая технология, а также новая система внеклассной работы учителя.
Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, новое - это недавно появившееся, возникшее, открытое, созданное в сфере науки и практики. Категория арт-терапии, несомненно, нова для педагогической теории и образовательной практики. Новшество конкретизирует новое как иной порядок, изобретение, метод, явление. В некоторых энциклопедиях сделан акцент на обновление, т.е. практическое использование технических и технологических изобретений и достижений. Специалист в области общей инноватики Э. Роджерс рассматривает новшество как идею новую для конкретного лица, независимо от того, является ли она объективно новой или нет. Она определяется во времени с момента открытия или первого использования.
А теперь попытаемся применить вышеизложенное к конкретному явлению, в частности к арт-терапии. Так, по степени новизны это новшество, адаптированное в контексте нашего исследования к подготовке учителей младших классов и специалистов, ведущих внеклассную работу в системе дополнительного образования. По степени масштабности арт- терапию можно рассматривать как модифицирующее или радикальное новшество, которое в силу малоизученности пока используется частично. По тем же причинам логично говорить о спонтанном характере ее распространения в пределах деятельности отдельных инноваторов или учреждений, преимущественно на уровне технологии. Однако надеемся, что включение арт-терапии в учебный план подготовки студентов придаст ей статус новшества в содержании образования.
В деятельности преподавателя новшеством могут быть и приемы, и техники, и технология, и методика арт-терапии. В практике образования используются новые формы отдельных индивидуальных и групповых занятий, а также арт- терапевтическая работа в целом. Применение исследуемого новшества как системы организационных форм позволяет рассматривать его как новацию для тех конкретных учреждений, где такой опыт имеется. Новацию можно считать первой полной реализацией новшества на практике.
Важную роль в распространении новшества играет информирование, которое может быть целенаправленным, преднамеренным, стихийным, спонтанным. Информационная сторона в нашем исследовании представлена как авторская программа арт-терапии для студентов и слушателей институтов повышения квалификации. Информирование осуществлялось в процессе непосредственного консультирования и научного руководства в школах, а также в виде опосредованного консультирования идей через подготовленных информаторов. Есть еще один канал - ознакомление с опытом, где арт-терапия в виде новшества представлена в социально-педагогической культуре благодаря практической деятельности отдельных специалистов.
Под инновационным опытом обычно понимают воспроизводимые приемы, методы, способы, практически апробированные в деятельности отдельных педагогов и обеспечивающие повышение качества работы при допустимой (минимальной) затрате времени и усилий всех участников. Несомненно, опыт, как отмечал еще К. Д. Ушинский, не передается буквально, из него извлекается идея. Имеется в виду информирование как распространение идей, заложенных в опыте.
Отметим в качестве примера, что позитивный опыт арт- терапевтической работы
Условные обозначения доминирующих составляющих инновационных процессов:
1 - становление (создание)
2 - восприятие
3 - распространение
За - информирование целенаправленное
3б - информирование спонтанное
Зв - пропаганда
4 - освоение
5 - обучение персонала
6 - активное формирование новшества
7 - развитие, изменение
Э. П. Кирилловен, учителя начальных классов г. Бугульмы (Татарстан), стал основным источником информации для коллег. Это привело к распространению новшества и в другие образовательные учреждения города. То же самое можно сказать и об опыте слушателей Ленинградского областного института развития образования, подготовленных к арт- терапевтической работе. Подобных примеров немало. Успех информирования во многом зависит от их инновационной активности, а также и от таких параметров, как качество, способность к тиражированию, готовность информационных каналов для адекватной и своевременной передачи информации.
Организационная сторона арт-терапии представлена в следующих формах: отдельные лекционные и практические занятия, спецсеминары и спецкурсы, курсовые и дипломные работы, консультации, арт-техники - демонстрации, мастерские, различные формы внеучебной деятельности, в частности, арт-терапевтические группы, "арт-терапевтический театр" на педагогическом факультете УГПУ, волонтерская практика, для лучших студентов - работа в качестве арт- терапевтов и супервизоров.
Психологическая сторона распространения арт-терапии как инновации проявилась не только в отношениях студентов, учителей, детей к самой технологии, но также в изменении взаимоотношений в коллективах и группах. Зафиксированы и другие психологические феномены, например позитивные изменения Я-концепции, заметный личностный рост участников арт-терапевтических занятий.
Данные психолого-педагогических исследований в области инновационных процессов позволили нам соотнести становление арт-терапии с понятием "полный цикл развития новшества". В результате получилась модель-цепочка развития арт-терапии как инновационной деятельности: появление научного направления --> область интердисциплинарного знания --> отрасль науки -> ознакомление и первичное распространение нового на уровне отдельных практиков -> новшество как предмет исследования -> внедрение в учебный и внеучебный процессы -- спонтанная иррадиация новшества -> целенаправленное нововведение в нескольких средних образовательных учреждениях -> массовые нововведения -> дальнейшая судьба инновации (от устойчивого функционирования, совершенствования до модернизации или отмирания).
В этой цепочке сначала обозначены состоявшиеся явления, затем - актуальные в настоящее время, далее - предполагаемые в будущем, т.е. начиная с этапа "массовые нововведения" представлена прогностическая часть модели.
Арт-терапия, как и другие педагогические новшества, обладает следующими признаками:
* совокупностью теоретических и практических идей, новых технологий, составляющих ее сущность:
* многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
* относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (например, процессов обучения, управления);
* собственной историей возникновения и развития, описанной в литературе, документах и других материалах;
* способностью к интеграции и трансформации.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего, нельзя считать приметой только нашего времени. Это скорее имманентный фактор образования, отражающий его основной смысл, сущность и значение. Ведь образование всегда стремится к изменениям, а инновационные процессы для него характерны.
Очевидно, причины изменений вызваны прежде всего особенностями личности и профессионального почерка педагога. К тому же и сама специфика арт-терапевтической работы, основанная на применении искусства и творчества, заметно усиливает трансформационные процессы. Следовательно, для распространения новшества, адекватного оригиналу важно выделить те составляющие, которые могут быть описаны как технология арт-терапии. Полагаем, что в данном контексте надлежит говорить о совокупности взаимосвязанных техник, направленных на новое, нетипичное решение конкретных практических задач. Определенная алгоритмичность действий, присущая технологиям, хорошо просматривается в методике арт-терапевтических занятий.
Система арт-терапии обладает также способностью транслировать знания, учить определенным техникам, применение которых позволяет получать стабильные запланированные результаты. Вместе с тем специфической чертой технологий такого типа является возможность широкой творческой вариативности.
Итак, арт-терапия - новое явление в педагогической науке и практике, а значит, справедливо рассматривается как новшество. Апробация в конкретном образовательном учреждении переводит ее в разряд новации. Арт-терапия как новация - это впервые реализованное (состоявшееся) новшество, образец для нововведения. Многократно и успешно воспроизведенное нововведение становится инновацией.
Арт-терапия как инновационная технология - относительно самостоятельное явление. В то же время она обладает способностью встраиваться в различные методики, например в методику воспитания, коррекционной работы, систему деятельности групп продленного дня.
Выделим несколько уровней инновационности арт-терапии в образовании. Первый - на уровне технологии - использование специфических арт-терапевтических приемов, техник, методов, что приводит к изменениям в практике работы. Второй - на уровне теории - введение арт-терапии как самостоятельной дисциплины (спецкурс, спецпрактикум и др.) в содержание образования студентов и послевузовское образование учителей. Эти изменения способствуют развитию теоретической базы педагогического образования. Третий - на уровне концепции - включение интердисциплинарной базы арт-терапии в педагогику. Этот уровень характеризуется изменением самой концепции подготовки учителей к профессиональной деятельности, разработкой нового подхода в сфере образования.
В заключение скажем о необходимости арт-терапевтической подготовки студентов и учителей. Ее целесообразность объясняется многими причинами. Среди них - возрастающая потребность школ и внешкольных учреждений в инновационных подходах и технологиях работы (борьбы) с детской преступностью, отклонениями в виде алкоголизма, наркомании, с детьми-беженцами и т.д. Актуальны также проблемы улучшения психического здоровья населения. Наконец, настала пора включить основы педагогической инноватики в теоретический курс педагогики.