В настоящее время, система психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях, на мой взгляд, находится в состоянии улучшения и оптимизации. Но всё же, как свидетельствует российская и зарубежная тенденция, число детей с ограниченными возможностями, в том числе и дети с соматическими заболеваниями, неизменно растёт. Причин здесь может быть масса: отсутсвие нормальных условий для жизни и развития детей (экологических,экономических и т.д.), подрыв общественных и семейных устоев, недостаточность удовлетворения детских потребностей и т.д. . Эти и многие другие факторы приводят к отклонению в развитии ребенка, к соматическим нарушениям. Всё это – является причиной снижения успеваемости школьников, нарушения поведения.
Проблема психолго-педагогического сопровождения детей с соматическими заболеваниями, является достаточно актуальной, но не разбработанной в отечественной психологии.
Теоретическую основу психолого-педагогического сопровождения составляют исследования, посвященные проблеме развития, обучения и воспитания учащихся с соматическими заболеваниями (Б. Н. Алмазов, Г. А. Арина, В. М. Астапов, Н. П. Бадьина, О. В. Волкова, Н. В. Гребенкина, Е. К. Еремина, А. В. Катасонова, Н. А. Коваленко, Н. А. Кравцова, О. Г. Кривенкова, М. Е. Остапенко, Е. В. Пахомова, А. Б. Холмогорова, Н. П. Юдина и др.);
Идеи психолого-педагогического сопровождения, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г.Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой, и др.
Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями отличается от психологической помощи детям и подросткам с другими нарушениями в развитии.
В исследованиях многих авторов отмечается, что психическое развитие длительно болеющего ребенка отличается определенной спецификой. Николаева В. В. подчеркивает, что ситуацию соматического заболевания можно рассматривать как кризис психического развития.[5, с. 38] Как отмечает Д. Н. Исаев, состояние психического здоровья соматически больного ребенка варьирует от абсолютного благополучия до выраженного отклонения в психическом развитии. [6, с. 92]
Термин «дети с соматическими заболеваниями» появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х годов прошлого века. Следует отметить, что зарубежные школы педиатрии не используют его, так как это не диагноз в медицинском понимании этого слова.
К категории детей с соматическими заболеваниями относят учащихся, которые перенесли ОРЗ более 4-х раз в год.[3, с.86] Это отражается на их психологическом состоянии. У них возникают проблемы в межличностном общении, нарастает тревожность, формируется школьная дезадаптация и другие нарушения психологического характера. В этом случае речь пойдет о психолого-педагогическом сопровождении, главной целью которого – помощь каждому ученику с соматическими заболеваниями адаптироваться к социальной среде, при этом развивая возможности данных школьников. Психологическое сопровождение таких детей – это отслеживание динамики развития познавательных процессов ученика, течения его социализации и адаптации, влияние на эту динамику с целью оптимизации социальной ситуации развития ребёнка [2, с. 31]. Психолог должен точно ориентироваться в диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работе, которая входит в структуру психологического сопровождения детей с особенностями в развитияя [1, с. 118].
Таким образом, особенностью психологического сопровождения детей с соматическими заболеваниями является содействие успешного и достаточно быстрого процесса их адаптации к школе, предупреждения их перегрузки, а в итоге, сохранения психического здоровья и помощь в их личностном и межличностном развитии. При правильно организованной работе психолога психологическое сопровождение обеспечивает эффективное и комплексное решение проблем развития часто болеющего ребёнка в образовательном процессе.