Сравнительная характеристика сонатин разных композиторов
Сравнительная характеристика сонатин разных композиторов
для средних классов ДШИ
1.Ж. Шмит, сонатина ля мажор ч.1.
Это сонатина для 4 класса музыкальной школы. Трудность состоит в том, что она играется быстром темпе. В партии левой руки есть так зазываемые «альбертивы басы», что требует отдельного разучивания. Эти места надо играть ровно, с опорой на первый звук, что не всегда получается у ученика. Полезно поучить такие басы противоположным штрихом стаккато.
2.Д. Диабелли, сонатина, соч. 154, №1, ч.1.
Это произведение можно давать средним по данным ученикам, т.к. его фактура не очень сложная. Партия правой руки певучая, а аккомпанемент в левой руке – триолями. Это требует умения слышать мелодическую линию и при этом аккомпанемент играть ровно. Темп умеренный, поэтому при освоении этой техники любой ученик справится с исполнением произведения.
3.Э. Мелартин, сонатина соль минор, ч.1.
Это сонатина для 4-класса, но составляет трудность для учащегося, т.к. имеет ритмические особенности и обилие штрихов. В общем, эта часть имеет полифоническую структуру, над которой надо работать отдельно, т.к. она всегда бывает сложна при освоении текста.
4.Я. Л. Дусек, сонатина, соч. 20, №1, ч.1.
Это довольно популярная сонатина, которую можно считать подготовительной к 5 классу музыкальной школы. Средняя часть сложна для учеников из-за альбертивых басов. Необходимо контролировать ровность партии левой руки, а для этого она должна быть свободна.
5.К. Черни, сонатина, соч. 439, №1.
Это сонатина для 5 класса музыкальной школы. Фактура имеет сложный ритм, т.к. присутствую и 16-е ноты, и мелизмы, и обилие штрихов. Темп быстрый, поэтому ученик должен быть технически подготовленным. К.Черни известен как автор многочисленных этюдов, начиная с подготовительного периода и заканчивая технически сложными произведениями.
6.Л.Келлер, сонатина, соль мажор, ч.1.
Это произведение можно давать среднему ученику 4-го класса. Темп умеренно быстрый, несложный для исполнения. Эта сонатина может служить подготовительным этапом для перехода к более сложным сочинениям.
7.И.Гайдн, «Пасторальная сонатина», ля мажор, ч.1.
Эту сонатину сможет исполнить только подготовленный ученик 5-го класса. Фактура насыщена мелкими длительностями, сложными ритмическими фигурами, что является характерной особенностью творчества Гайдна. Поэтому ученик должен владеть мелкой техникой, несмотря на медленный темп. Сонатина относится к классическому стилю, но напоминает барокко, что не удивительно для композиторов классиков.
Все эти произведения объединяет одно: возможность готовить ученика к исполнению более сложных произведений крупной формы: сонатам Моцарта, Бетховена, Гайдна. Технические возможности ученика развиваются на таких произведениях, когда они овладевают полифонией, прослушивают мелодические лини в обеих руках, представляют себе содержание. Перечисленные композиторы имеют масштабные, известные сочинения, но у них есть в послужном списке и учебный материал для будущих музыкантов.