Проект по профилактике правонарушений детей и подростков
« Вместе весело шагать »
Авторы: Фетисова Светлана Александровна, заместитель директора по ВР,
Майер Светлана Александровна – директор ДК д. Клишино,
Карелкина Наталья Николаевна – фельдшер ФАП д.Клишино,
Шлыкова Валентина Николаевна – фельдшер ФАП с. Лубошево
Скобелев Алексей Иванович – председатель родительского комитета школы
Актуальность проекта
В условиях сельской местности актуальной является задача организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков в период каникул и в выходные дни. Анализ нашей работы показал, что учителям необходимо наладить тесное сотрудничество с работниками местного Дома культуры, так как в вечернее время школьники чаше всего находятся в сельском клубе. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит к необдуманным поступкам, к не всегда положительным, к тем или иным правонарушениям. Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. В их умы легко внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то вакуум быстро заполняется курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Именно поэтому основной задачей учителей сельских школ, работников культуры и медработников должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование форм и методов совместной работы. Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Наблюдения показывают, что дети сельской местности могут быть подвержены влиянию со стороны своих городских сверстников, с которых они нередко берут пример, к сожалению, не всегда положительный. Перед педагогами школы стоит очень нелегкая задача: уберечь ребенка от пагубных пристрастий, от ненужных знакомств, от нежелательных компаний, и действенную помощь здесь могут оказать работники Дома культуры, родительский комитет. У нас нет детей, стоящих на учете в КДН, но есть дети, состоящие на ВШУ, воспитывающиеся в неблагополучных семьях и относящиеся к «группе риска». Мы считаем, что профилактическая работа в школе организована на хорошем уровне: она носит системный характер, дети вовлечены в художественную самодеятельность, в различные кружки по интересам, заняты в спортивных секциях, встречаются с интересными людьми, проводят «трудовые десанты», но в летний период, когда учителя в отпуске, проблема занятости возникает сама собой. Вот почему возникла идея предлагаемого проекта.
Теоретическая значимость данного проекта заключается в том, что работники культуры, медработники во взаимосогласованной работе с педагогами и родителями пополнят свои знания о формах и методах воспитательной работы с несовершеннолетними, о роли творческой деятельности в сфере досуга, которые органически сочетаются с отдыхом и развлечениями. Выбор форм и их правильное использование имеет большое значение. Часто от выбора форм работы с детьми и подростками, от слаженности работы тех, кто несет ответственность за будущее подрастающего поколения зависит результат и профилактической деятельности, и всего процесса воспитания.
Практическая значимость проекта
Школа может стать инициатором создания новых форм работы ДК с учащимися, познакомить работников культуры с индивидуальными особенностями каждого ребенка, с его интересами, способностями и наклонностями, что поможет организовать клубные мероприятия на должном уровне. В то же время работники ДК имеют возможность одновременно задействовать в своих мероприятиях и родителей, и детей. Следовательно, совместная работа школы, работников культуры, родителей, медицинских работников усилят воспитательное воздействие на наших учащихся. И это очень важно. Детям так не хватает общения со взрослыми в силу постоянной занятости последних, а родителей не покидает тревога за детей, часто предоставленных самим себе. Именно в летние каникулы они совершают большее количество правонарушений, увлекаются курением, алкоголем, некоторые пробуют наркотики. За эти пагубные привычки иногда расплачиваются самой высокой ценой – здоровьем, а порой и жизнью. И чтобы этого не случилось, нужно своевременно проводить с ребятами активную профилактическую работу, надежным союзником в которой могут стать работники культуры и медицинские работники. Исходя из того, что в ДК слабая материально-техническая база, нет специалистов по обслуживанию современного оборудования, что здание не подключено к Интернету, работники школы всегда могут оказать работникам культуры необходимую помощь. Нельзя не упомянуть и о том, что в летний период взрослое население в связи с напряженной сезонной работой клуб не посещает, и чтобы он вынужденно не пустовал, работникам культуры есть смысл привлечь туда как можно больше детей и подростков. Следовательно, предлагаемый союз не только необходим, это требование времени.
Новизна предлагаемого проекта прежде всего заключается в том, чтобы переориентировать деятельность местного ДК, делающего основной упор на работу с людьми пожилого возраста, которые составляют большинство населения деревни Клишино, на подростков и молодежь, а также активизировать воспитательную работу родительского комитета школы. Если школа не планирует в своей работе концертно-гастрольную деятельность, то ДК выезжает с концертами за пределы района, что стало бы для школьников приятным сюрпризом. Пропагандируя традиции народного творчества, работники культуры помогут школе осуществлять патриотическое воспитание, прививать эстетический вкус. О вреде курения, спиртосодержащей продукции, о здоровом образе жизни школьникам гораздо интереснее узнать от медицинского работника, чем от классного руководителя.
Цель: активное сотрудничество школы со специалистами сельского ДК, с медработниками и родительским комитетом для улучшения профилактической работы по предотвращению правонарушений среди детей и подростков, по пропаганде здорового образа жизни, создание единого учебно-воспитательного пространства в микрорайоне школы.
Задачи:
– организовать занятость детей в вечернее время, обеспечить информационное и культурное насыщение их досуга;
– оказать информационно-методическую, аналитическую, консуль-тативную, практическую помощь работникам ДК, медицинским работникам и родительскому комитету в работе с учащимися по организации различных мероприятий;
– совместно с учреждением культуры преодолеть пассивность подростков при подготовке и проведении запланированных мероприятий;
– вести поиск новых идей и форм работы с молодежью, отвечающих современным запросам, реалиям сегодняшнего дня;
– вовлечь «трудных» подростков и детей «группы риска» в различные виды положительной деятельности;
– формировать у учащихся понятие о здоровом образе жизни, учить дорожить своим здоровьем;
– активизировать работу родительского комитета.
Имеющиеся результаты
Одним из важных условий организации профилактической деятельности является систематический анализ и оценка уже выполненной работы.
В МКОУ «Клишинская средняя общеобразовательная школа» сложилась определенная система работы по профилактике правонарушений детей и подростков. Так как любая система представляет собой взаимосвязь разных элементов для решения определённой задачи, то перечислим основные компоненты, взаимодействующие между собой с целью создания необходимых условий для предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
во-первых, в школе имеется обязательный минимум нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию работы по профилактике правонарушений, который находится у заместителя директора по воспитательной работе ( Приложение №1. Перечень нормативно- правовых документов);
во-вторых, в план работы школы включен отдельным блоком раздел по профилактике правонарушений среди детей и подростков ( Приложение №2. Копии фрагментов учебно-воспитательных планов за последние 3 года);
в-третьих, существует план совместной работы с работниками полиции Михайловского района ( Приложение № 3);
в-четвертых, создан Совет по профилактике правонарушений, в рамках работы которого осуществляется следующее:
– ежедневный учет детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по их устранению;
– посещение «трудных» детей на дому, контроль за их успеваемостью;
– обеспечен максимальный охват детей образовательными программами дополнительного образования;
– разработаны меры поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящихся в группе риска;
– проводятся мероприятия для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч- правовой, психологический и т.д.»);
– составлены акты обследования жилищных условий;
– организуются рейды в такие семьи совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;
– привлекаются органы родительского комитета к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
– создан банк данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально-опасном положении;
-обеспечен индивидуальный подход к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
– проводятся опросы, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
– в фойе школы размещены специальные информационные стенды, посвященные интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся. (Приложение №4. Выписка из приказа по школе, материалы работы Совета);
в-пятых, мы осуществляем тесное сотрудничество с ПМПК, которая выявляет детей, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводит их комплексное обследование и готовит рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определение форм дальнейшего обучения и воспитания. На сегодняшний день выявлено трое таких детей, с которыми ведется индивидуальное обучение по коррекционной программе VIII вида. Этим детям оказывается социально-психологическая и педагогическая помощь, они поставлены на внутришкольный и муниципальный учет, проводится их систематическая медико-психолого-педагогическая диагностика; привлекаются необходимые специалисты (медицинские работники) для проведения консультаций с родителями, оказывается им адресная помощь; осуществляется постоянное педагогическое наблюдение (контроль) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
(Приложение №5. Банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении);
в-шестых, опыт профилактической работы в школе, а также возникающие проблемы освещаются на родительских собраниях, семинарах по обмену опытом, в местных СМИ ( Приложение №6. Выписки из протоколов родительских собраний, копии публикаций);
в-седьмых, имеются локальные акты, отражающие организацию работы по профилактике правонарушений (Приложение №7. Перечень локальных актов);
в-восьмых, в школе имеются в наличии книги, методические пособия, разработки и сценарии внеклассных мероприятий, аудио, видеоматериалы, CD, DVD по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении, которые используются достаточно эффективно ( Приложение № 8. Перечень методических пособий, аудио и видеоматериалов, разработки внеклассных мероприятий );
в-девятых, вопросы профилактики правонарушений обсуждаются на заседаниях методических объединений классных руководителей, методического и педагогического Совета, а также включены в тематику педагогического, родительского, ученического всеобуча (Приложение 9. Выписки из протоколов);
в-десятых, в школе и на прилегающей территории запрещено курение и употребление спиртных напитков, а также строго регламентировано поведение как работников школы, так и учащихся (Приложение № 10. Выписки из Внутришкольного распорядка и Правил поведения для учащихся);
в-одиннадцатых, отсутствуют факты сокрытия администрацией школы любых правонарушений со стороны учащихся или их родителей;
в-двенадцатых, регулярно осуществляется мониторинг и оценка эффективности проводимой школой профилактической работы (Приложение 11. Аналитические справки).
-в-тринадцатых, в школе имеется хорошая традиция проводить различные мероприятия совместно с работниками местного Дома культуры.
Таким образом, в МКОУ «Клишинская СОШ» существует сложившаяся система по профилактике правонарушений детей и подростков, позволяющая предупреждать серьезные отклонения от нормы в поведении учащихся. В ее основе лежит системный подход, который помогает решать проблему в условиях целостного педагогического процесса, а не отдельно принимаемые в случае необходимости меры.
Вместе с тем анализ работы по профилактике правонарушений среди учащихся нашей школы, педагогические наблюдения, анкетирование, проводимые с целью выявления неблагополучных семей и условиями проживания в них детей, позволили выявить следующие проблемы:
1) растет число семей, где со стороны родителей проявляется недостаточная забота о своих детях. Это обусловлено тем, что ранее существовавшее ЗАО «Мир» реорганизовано в агрофирму «Ванинское», в связи с чем произошел отказ от животноводческого направления, были закрыты фермы, родители потеряли рабочие места и вынуждены искать работу в городе, оставляя детей, предоставленных самим себе на целый день;
2) из-за отсутствия постоянной работы, стабильного заработка в семьях, особенно многодетных, возникают конфликты. Экономическая незащищенность таких семей отрицательно сказывается на поведении детей, на их психике;
3) в школе имеются как педагогически запущенные дети, так и дети с отклонениями в развитии, родители которых не в состоянии обучать их в специализированных учреждениях;
4) высок процент обучающихся, воспитывающихся в семьях, где нет отца или есть отчим, где есть сводные дети;
5) есть родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями, неработающие, употребляющие спиртные напитки;
6) в селе Клишино нет детского сада, в результате чего дети приходят в школу неподготовленными: не умеют и общаться со сверстниками, трудиться сообща, управлять собой, сдерживать свои эмоции, старательно выполнять работу. Им трудно усвоить новый режим жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями;
7) существует риск влияния дурной компании на наших детей из-за того, что школа находится вблизи от города. На выходные дни, в период каникул к родственникам приезжают дети из школ Железногорска, некоторые из которых состоят на учете в КДН, именно они, находясь без присмотра родителей и ничем не занятые, могут вовлекать сельских детей в противоправные действия;
8) дети подвержены влиянию неконтролируемой негативной информации, которую они получают в сети Интернет;
9) обеспечение каникулярной занятости учащихся находится еще не на должном уровне. Это связано с тем, что основная масса учителей живет в Железногорске, местных же учителей всего двое, поэтому им трудно во время летних каникул постоянно держать детей в поле зрения, привлекать их к участию в какой-либо деятельности.
Мы видим следующие пути решения перечисленных выше проблем:
1) создать клуб выходного дня, чтобы свободное от школы время проводить с интересным, увлекательным досугом;
2) максимально использовать возможности ГПД, уроков ОБЖ, физкультуры для профилактической работы по предотвращению правонарушений детьми и подростками;
3) чаще организовывать совместные тематические встречи родителей и детей с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;
4) формировать толерантные взаимоотношения подростков в школьном коллективе;
5)не оставлять без внимания срывы в поведении учащихся, своевременно выяснять их причину и принимать гуманно-эффективные меры по устранению возможных рецидивов;
6) вести постоянный поиск новых социально-педагогических методик, технологий и их элементов, направленных на профилактику правонарушений, и использовать в своей работе;
7) своевременно выявлять и пресекать случаи вовлечения учащихся в совершение преступлений и антиобщественных действий;
8) всячески содействовать оздоровлению микросреды, в которой находятся дети и их родители;
9) продолжить изучение психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта, касающегося вопросов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
10) разработать и апробировать проект совместной социально-педагогической работы школы, родительского комитета, медицинских работников и Дома культуры по профилактике правонарушений детей и подростков в вечернее время.
Ожидаемые результаты
Прежде чем говорить об ожидаемых результатах проекта совместной деятельности, который мы символично назвали «Вместе весело шагать», необходимо заметить, что в Клишинском ДК работают инициативные, трудолюбивые, коммуникативные и любящие детей люди: Майер Светлана Александровна и Никулина Татьяна Ивановна. Это профессионалы своего дела. Они замечательно поют, у них хорошие артистические навыки, они пользуются авторитетом и уважением у жителей села. Майер С.А. – частый гость в школе. Планируя работу ДК, она старается привлекать детей к участию в отдельных мероприятиях, таких, например, как: вечер отдыха «Новый год у ворот», Коляда, «Мамуля-красотуля» ( конкурс детских рисунков к 8Марта), Рождественские встречи с Отцом Андреем, настоятелем местного храма, конкурс крашеных яиц «Пасхальные писанки», торжественный митинг в честь Дня Победы. Ко Всемирному Дню без табака, который отмечается 27 мая, сотрудники ДК совместно с медработниками и классными руководителя с 8-11 классов подготовили для подростков час интересной информации « Табак – твой враг». Детям был показан видеоролик о вреде табака, проведена беседа «Курить – это не престижно». Воспитывая чувство уважения к труду, людям труда, работники ДК привлекали школьников к участию в субботниках по уборке территории вокруг ДК, у братских могил, у памятников погибшим воинам. Вместе с односельчанами школьники встречали Весну-праздновали Масленицу. Районный праздник, посвященный Дню пожилого человека, также готовится ежегодно совместно учителями школы и работниками культуры.
Однако следует отметить, что активность детей, особенно подростков, вовлекаемых в проводимые мероприятия, постоянно падает. В чем причина? Возможно, подросткам становится неинтересно общаться в кругу своих сверстников, их больше привлекает Интернет? Возможно, устарели формы и методы работы с современной молодежью? Истина, по нашему мнению, как всегда, находится где-то посредине.
Разработав и апробировав проект совместной деятельности, мы надеемся получить следующие результаты:
– во время каникул, в выходные дни, в вечерние часы для школьников будет организован интересный, увлекательный досуг;
– уменьшится риск влияния дурной компании на наших детей, вероятность их участия в противоправных действиях;
-появится возможность чаще организовывать совместные мероприятия с участием детей и их родителей, семейные праздники, посиделки, выездные концерты и т.д.
– возрастет активность и инициативность детей и подростков, участвующих в совместно проводимых мероприятиях;
– появятся более современные формы и методы работы с молодежью, которые отвечали бы требованиям сегодняшнего дня;
– улучшатся условия для формирования толерантных взаимоотношений подростков в школьном коллективе и в микросреде школы;
– будет сформировано понятие о здоровом образе жизни, о необходимости дорожить своим здоровьем.
Ресурсное обеспечение
В успехе профилактической работы правонарушений детей и подростков немаловажную роль играет ресурсное обеспечение проекта. Основополагающими нормативными документами являются:
1) Конвенция о правах ребенка, которая была принята Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Этот документ явился продолжением общей гуманистической линии, проводимой международным сообществом в защиту прав и свобод человека. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитание его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».
Конвенция ООН – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав детей, Конвенция устанавливает правовые нормы ответственности государства за их соблюдение, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями.
Одно из основных требований Конвенции в адрес государств, ратифицировавших Конвенцию, – приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Очевидно, что в выполнении этих требований значительное месте принадлежит законодательству России: создание новых законов, приведение законодательных и подзаконных актов в соответствие с требованиями Конвенции.
13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как его правопреемника. Правительство Российской Федерации, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и стимулировать правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства. При отсутствии в Российском законодательстве каких-либо правовых норм, определяющих права и интересы несовершеннолетних, применяются нормы, определенные Конвенцией.
2) 29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Семейным кодексом Российской Федерации ребенку предоставлено право самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. В Семейном кодексе РФ определены права и обязанности родителей, и рассматриваются они в контексте интересов ребенка: они не могут вступать в противоречие с его интересами, осуществляться в ущерб его правам. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей. В Семейном кодексе РФ конкретизированы условия, на основании которых родители могут быть лишены родительских прав.
3) 24 июня 1999 года был принят Федеральный Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; называет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (гл.1, ст.5), их права (гл.1, ст.8).
4) Закон Российской Федерации «Об образовании», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, устанавливающий ответственность органов местного самоуправления за учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях.
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 гoдa № 217, где утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.
6) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в действие с 1 июля 2002 года, предусматривает ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (статья 5.35), за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (статья 6.10).
Таким образом, знание нормативно-правовых документов поможет принимать грамотные решения в интересах детей, что является залогом обеспечения ребенку достойной защиты.
Также следует перечислить локальные акты, имеющиеся в МКОУ «Клишинская СОШ»
1.Положение о Совете профилактики;
2.Положение о постановке учащихся на учет;
3.Правила поведения учащихся;
4.Положение об учете семей, находящихся в СОП;
5.Положение о проведении рейдов.
Помимо документов, составляющих нормативно-правовую базу, можно назвать некоторые работы современных авторов:
1. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А Березиной, О.И. Волжиной, И. А. Зимней -М : Вентана-Графф, 2002.
2.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред Е.Н. Степанова -М.: ТЦ «Сфера», 2000.
3.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н. Е. Щурковой – М.: Новая школа, 2003.
4.Гуткина Л Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.
5.Диагностика воспитательного процесса // Классный руководитель. 2010. № 4. 50 сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.
6.Зимина М Педагоги и родители: некоторые условия взаимопонимания и взаимодействия //Директор школы. 2002. № 4
7.Крылова Н. Б., Леонтьева О.М. Школа без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ. -М.: Сентябрь, 2012.
8.Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). – М: Педагогическое общество России, 2010.
9.Махов Ф. С. Кого и как мы растим?: Ступени воспитания ребенка. Теория и практика. – СПб: Каро, 2012.
10.Мешкова Т. Г Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений в развитии ученика // Классный руководитель 2008. № 8.
11.Солдатова Г.У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д.Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков -М Генезис, 2011.
12.Титова Е.В. Если знать, как действовать. М., 2003.
13.Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы) / Под ред. А. С. Сухорукова – М : Сентябрь, 2009.
В распоряжении школы имеются также видеофильмы по профилактике преступлений и других правонарушений, методические разработки классных часов и внеклассных мероприятий ( см. в Приложении)
Описание системы работы
Успешное решение сложных и ответственных задач по профилактике правонарушений детей и подростков во многом зависит от того, насколько грамотно составлен перспективный план работы. Именно планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии нежелательной ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить предстоящую работу по профилактике. В плане должны найти свое отражение основные задачи, стоящие перед учительским коллективом, родительским комитетом, работниками культуры и медработниками.
Технология планирования совместной работы должна учитывать, что разновозрастный коллектив детей и подростков – это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки, корректируются межличностные эмоционально-психологические и отношения. Чтобы план дал хорошие результаты, предстоит наряду с определением целей, форм и способов профилактической работы, мы попытаемся найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого проекта. Он должен быть ориентирован на возрастные и психические особенности учащихся, а также на их желания и возможности.
Прежде чем составлять перспективный план совместной деятельности по профилактике правонарушений детей и подростков, нами была проделана большая работа.
Во-первых, мы выяснили в ходе опроса, что наиболее интересными видами деятельности для наших учащихся являются туристско-краеведческая работа ( 36%), физкультурно-оздоровительная( 30%), художественно-творческая (16%), игровая(11%) и познавательная (7%).
Во-вторых, мы проанализировали причины и мотивы противоправных поступков, которые были совершены нашими учащимися за последние 3 года. Выяснилось, что 48% учащиеся совершают их неосознанно , не думая о последствиях; 28% детей и подростков сказали, что они находились под влиянием компании, хотелось «порисоваться», «выглядеть крутым», 22% опрошенных признались, что сделали это назло кому-либо; остальные 2% не смогли ответить, зачем они совершили тот или иной проступок. Чаще всего звучал ответ: «Просто так.»
В-третьих, наши наблюдения показали, что противоправные действия чаще всего проявляются в агрессивности, когда школьники пускают в ход кулаки, потому что им не хватает логических доказательств в споре. Она выражается в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся (насмешки, толчки, подножки, подзатыльники, отбирание личных вещей и денег). Реже агрессивность проявляется в конфликтах между отдельными группами. Надо отметить, что у нас не имелось ни одного случая агрессивного поведения девочек и девушек.
По сообщениям работников ДК, имелись случаи агрессивного поведения старшеклассников по отношению к взрослым, которые находились в той или иной стадии алкогольного опьянения и пытались «учить жить» подростков.
В школе не изжито еще такое негативное явление, как присвоение детьми и подростками чужих вещей. При анализе таких случаев мы обнаружили, что кражи совершают в основном дети с невысоким уровнем культурного развития.
В-четвертых, беседы убеждают нас в том, что многие школьники склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление. Они испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. При оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если кто-то из них вмешался в драку, чтобы защитить друга, то он поступил благородно, и никакого наказания за его участие в драке быть не может.
В-пятых, имелись случаи, когда поведение взрослых, а иногда и родителей, как авторитетных лиц для детей и подростков, становилось отрицательным примером для поведения несовершеннолетних.
В-шестых, благодаря тесному сотрудничеству с медицинскими работниками, мы выяснили особенности физического и психического развития детей из «группы риска», которые являются следствием неблагополучной истории развития ребенка в связи с патологиями наследственного и приобретенного характера, которые отличаются не вполне ясной наследственностью. К этому следует добавить, что отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими профилактическую работу с ними.
В-седьмых, мы убедились, что необходимо заняться самообразованием в вопросах правовой культуры, потому что эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов, других наставников, родителей по повышению собственного правового просвещения.
Исходя из результатов совместно проведенного анализа, мы сможем обозначить цели планируемых мероприятий, наиболее интересные для школьников формы и виды деятельности, чтобы добиться положительного эмоционального отношения к ней учащихся.
Другим важным условием успешного осуществления поставленных целей и задач является обеспечение каждому школьнику активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.
Таким образом, знание выявленных факторов поможет нам составить перспективный план совместных мероприятий и практических действий, направленных на предупреждение противоправных поступков со стороны учащихся МКОУ «Клишинская СОШ».
Перспективный план совместных мероприятий по профилактике правонарушений детей и подростков на каникулярное время 2014 года
Название мероприятия | Цели проведения | Краткое содержание (программа мероприятия) | Кто проводит | Сроки и место прове-дения |
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ | ||||
Огонек «Новый год настает»
| Формирова-ние основ культуры общения и построения межличност-ных отношений, создание условий для проявления творческой инициативы | 1.Конкурс на лучшую открытку от столика с текстом новогоднего поздравления. 2. «А у нас на столе» (конкурс на самый оригинальный салат) 3.Новогодний концерт с участием детей и взрослых 4. Танцы под звездами
| Работники ДК, родитель-ский комитет, местные учителя (Гнездило-ва В.П., Карелкин А.В.) | 31.12. 2013 ДК |
Пират-ская вечерин-ка «Ура! Канику-лы!»
| Дать возможность выхлестнуть-ся «анархичес-ким» настроениям, отдохнуть от школы, проявить себя в чем-либо. | 1.Выбор названия пиратской команды, капитана шхуны, изготовление флага 2. « Свистать всех наверх!» – демонстрация силы, ловкости, быстроты «пиратов». 3. « Люди Флинта песенку поют» (исполнение любимых песен под карао-ке ) 4.Дискотека | Карелкин А.В. (физрук), Скобелев А.И.(пред-седатель родитель-ского комитета) | 2.01. 2014 спортзал школы |
Конкурс самодельных игрушек и СМС поздрав-лений « В день рожде-ния Бабы –Яги» | развитие инициатив-ности, любознательности, способности к творческому самовыраже-нию | 1.Сочиняем историю про день рождения Бабы- Яги ( коллективное творчество по наводящим вопросам) 2.СМС поздравление имениннице (конкурс на самый оригинальный текст) 3.Час творчества ( изготов- ление игрушек для Бабы –Яги) 4. Растяни меха, гармошка (танцы, шуточные частушки) 5. Подведем итоги | Гнездило-ва В.П. (учитель начальных классов), Юлова Л.П.- руководи-тель кружка «Очуме-лые ручки» | 4.01. 2014 Кабинет 4-ого класса |
Совмест-ный воскрес-ный вечер новогод-них желений «Волшебные шары» | обеспечение эмоциональ-ного благополу-чия каждого ребенка, развитие его положитель-ного самоощуще-ния,активное вовлечение несовершен-нолетних в совместную деятельность
| 1.О чем мечтают ваши дети? (письменный ответ родителей на этот вопрос) 2. Я хочу, чтобы…( дети пишут о своих желаниях) 3. Чтобы сердца стучали в унисон ( сверяем, насколько хорошо родители знают о заветных желаниях своих детей) 4.Запуск воздушных шаров с вложенными в них пожеланиями детей. 5.Тацуют все! (дискотека для детей и взрослых)
| Работники ДК | 5.01. 2014 ДК |
«Пришла Коляда
| Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). | 1.«Трубить всем сбор» ( сбор желающих участвовать в праздничных колядках) 2. Маски – шоу (коллективное изготовление маскарадных костюмов для ряженых) 3. «Пришла Коляда – отворяй ворота» (разучивание колядок) 4. «Мы искали коляду у Ивана во дворе» (хождение веселой гурьбой по улице) | Работники ДК, члены родитель-ского комитета | 6.01. 2014 |
Час интерес-ной информации «Настали Святки,
| Стимулирование познаватель-ной активности учащихся, организация интересного досуга детей и подростков, создание благоприят-ной атмосферы | 1.О способах святочных гаданий ( сообщение учителя ОПК ) 2. Презентация на тему « Святки на Руси» 3. «Давайте погадаем!» (шуточные гадания) 4. Просмотр видеофильма по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» | Учителя МХК и ОПК | 8. 01. 2014 Акто-вый зал школы |
Спортивный праздник «Чтоб всегда здоро-вым быть, надо с лыжами дружить»
| Приобщение школьников и их родителей к ценностям здорового образа жизни | 1.Спорт полезен нам всегда ( 10-минутное выступление медработника перед собравшимися участниками праздника о необходимости заниматься спортом) 2.Внимание! На старт! (лыжный забег всех желающих на дистанцию 500м на личное первенство) 3.Стрелять разрешается! ( попадание снежками в цель с определенного расстояния ) 4.Эстафета! Классно это! ( лыжная эстафета с участием родителей, учителей, зрителей и всех желающих) 5.Подведем итоги ( выиграли все, аплодируем победителям)
| Физрук, учитель ОБЖ, медработ-ник | 9.01. 2014
Школь- ный стадион |
Экскур-сия в зимний лес «Наедине с приро-дою нам хочется побыть»
| Обеспечение эмоциональ-ного благополу-чия каждого ребенка, развитие его положитель-ного самоощуще-ния, воспитание экологичес- кой культуры, привитие эстетическо-го вкуса | 1.Сбор участников похода. Инструкция по технике безопасности, уточнение маршрута (ответственный за организацию похода) 2. Экскурсия в зимний лес. 3. Поделимся впечатлениями (подведение итогов) | Члены родитель-ского комитета, пионерво-жатый, учитель краеведе-ния | 10.01. 2014. Двор школы |
ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ
| ||||
Весенний праздник «Жаворонушки, летите!»
| Приобщение детей и подростков к нацио-нальной культуре, воспитание патриотизма, передача социально-культурного опыта наших предков подрастаю-щему поколению | 1.Мы-славяне. ( 5-минутное сообщение о том, что русские народные традиции несут людям свет красоты и добра, о славянском празднике Сорок сороков, о дне весеннего равноденствия). 2.Весна- красна в пословицах и поговорках (литературный брейн-ринг) 3. «Жаворонушки, летите!» (исполнение работниками культуры обрядовых песен, закликающих птиц) 4. Чаепитие с выпечкой в виде птиц. | Работники ДК, члены родитель-ского комитета | 22.03. 2014 Акто-вый зал ДК |
Праздник смеха «Кто весел, тот смеется»
| Развитие у школьников чувства юмора, создание положитель-ной эмоцио- нальной атмосферы в школе, условий для самореализации обучающих-ся, для формирова-ния здорового и безопасного образа жизни, развитие коммуникативной культуры | 1.Смех с точки зрения медицины (медик отвечает на вопросы участников праздника о пользе смеха и его побочных действиях) 2. Радуйся сам и радуй окружающих (конкурс на самую «прикольную» шутку. 3. Это вам от нас с любовью! (шуточные сувениры в подарок друг другу)
4. Слово мастерам смеха (просмотр серий детского юмористического киножурнала «Ералаш»
| Работники ДК, медработ-ник, классные руководи-тели, пионерво- жатый | 1.04. 2014
Акто-вый зал школы |
ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ
| ||||
День защиты детей | Формирова-ние чувства защищен-ности от всех невзгод, уверенности в завтрашний день, привитие чувства любви к своей Родине | 1.На линейку становись! (Торжественная линейка, посвященная Дню защиты детей). Поздравления детей взрослыми (15 минут). 2. Концерт художественной самодеятельности «Звонкие песни детства». 3.Игровая программа «Будьте счастливы, ребята» (веселые старты, загадки-отгадки, запуск воздушных шаров с текстами обращений к детям и взрослым) . | Классные руководи-тели, пионерво- жатый, члены родитель-ского комитета | 1.06. 2014 |
Турпоход « Здравс-твуй, мир волшеб-ной кра-соты!» | Формирова-ние основ экологичес-кой культуры, приобщение к миру прекрасного, пропаганда активного и здорового образа жизни. | 1.Организованный сбор на территории школы, инструктаж по технике безопасности. 2.Поход на лесное озеро (2 км) 3. Устроим именины калине и рябине ( стихи о лесе, о природе, песни) 4. Чтоб природа не обиделась ( наведем порядок после себя) | Классные руководи-тели, пионерво- жатый, члены родитель-ского комитета | 6.06. 2014 |
Концерт-ная програм- ма «Я люблю тебя, Россия»
| Воспитание патриотизма, чувства сопричастно-сти к судьбе своего Отечества, чувства ответственности и долга перед Родиной | 1.Торжественное начало праздника(приветственное слово почетным гостям) 2. « Россия-Родина моя» (литературно -музыкальная композиция, подготовлен-ная школьниками) 3.Концертная программа, подготовленная взрослыми 4. Танцуй, пока молодой (дискотека) | Работники ДК, родители | 12.06. 2014 Коцерт-ный зал ДК |
День памяти народной«Мы знаем, о ком звонят колоко-ла»
| Воспитание уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, готовности к служению Отечеству, его защите | 1. Как это было…( экскурс в историю, 22 июня 1941 года – черный день в истории России. Прослушивание песни «Бухенвальдский набат») 2.Постоим, помолчим (минута скорби о всех павших в годы Великой Отечественной войны) 3. Просмотр видеороликов «Идет война народная, священная война» | Работники ДК, члены родитель-ского комитета | 22.06. 2014 |
Велопро-бег «Напере-гонки с ветром» | Привитие любви к спорту,орга-низация содержательного досуга школьников, пропаганда активного и здорового образа жизни, создание соответствующих мотиваций и отношения к здоровью
| 1.Сбор участников велопробега во дворе школы. Инструктаж по технике безопасности. 2. Ознакомление с маршрутом и условиями велопробега. 3. « На старт! Внимание! Марш!» 4.Венки победителям (юные болельщицы надевают на головы участникам пробега венки из полевых цветов) | Работники ДК, члены родитель-ского комитета, физрук школы | 29.06. 2014 |
Праздник Ивана Купалы | Организация содержательного досуга детей и взрослых
| 1.Заглянем в историю ( сообщение о купальских обрядах, совершаемых в канун праздника) 2. Просмотр видеороликов «Ночь накануне Ивана Купалы» 3.Конкурс на лучший венок из луговых цветов 4. Веселимся всей семьей ( купальские обряды на клубном дворе) | Работники ДК | 6.07. 2014
|
День семьи, любви и верности « Вся семья вместе- душа на месте» | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважитель-ное и заботливое отношение к членам своей семьи | 1.Из истории любви святой супружеской пары Петра и Февронии Муромских (презентация) 2.Награждение примерных супружеских пар медалью импровизированной «За любовь и верность» 4. «Я вас любил…»(стихи о любви в исполнении школьников) 3. «О любви немало песен сложено» (концерт с участием присутствующих) 4.Танцы под звездами | Работники ДК, родитель-ский комитет | 8.07 концертный зал ДК |
Конкурс юных фотогра-фов «Как я отды-хаю» | Создание условий для самовыраже-ния, организация содержательного досуга подростков, профилакти-ка правонарушений | 1.Хочу поделиться радостью (защита юными фотографами своих работ) 2. Кадр на память (групповые фотографии победителей конкурса и зрителей) 3. Будем пить мы чай с вареньем и пирог клубничный есть.(Чаепитие для участников мероприятия готовят родители)
| Работники ДК, члены родитель-ского комитета, Гнездило-ва В.П. | 26.07. 2014 |
Трудовой десант «Помо-жем, чем сможем» | Актуализа-ция обще-человечес-ких нрав-ственных ценностей: трудолюбия, коллективизма, взаи-мопомощи, организация досуга школьников
| 1.Сбор на территории школьного двора. Деловая планерка (перечень предстоящих дел) 2. Наведение порядка на школьном дворе, прополка и поливка клумб. 3. Посильная помощь в ремонте школы. 4. Коллективный поход на пруд.
| Учителя, вышедшие из отпуска | 5.08. 2014 |
Тематический вечер «Сумей вовремя сказать: «Нет!» | Пропаганда здорового образа жизни, профилакти-ка право-нарушений, воспитание негативного отношения к пагубным привычкам | 1.«Твое счастье в твоих руках» (лекция медработника о здоровом образе жизни, о необходимости отказа от вредных привычек) 2. «Делать жизнь с кого?» (викторина о выдающихся людях- наших современниках) 3.Конкурс на лучшую антирекламу того, что вредит нашему здоровью. 4. Танцуют все (дискотека)
| Работники ДК, медработ-ник | 9.08. 2014 |
«С корзи-ной и лукош-ком по знако-мым дорож-кам» (орга-низован-ная прогулка в лес за грибами)
| Организация содержательного досуга детей, формирова-ние основ экологичес-кой культуры, пропаганда здорового образа жизни
| 1.Сбор участников прогулки во дворе школы 2. Инструктаж: как вести себя на природе, в лесу. 3. Организованная прогулка в лес за грибами 4.Подведем итоги. | Учителя, вышедшие из отпуска, члены родитель-ского комитета | 12.08. 2014 |
Выставка садовых цветов « Творим красоту своими руками» | Обеспечение эмоциональ-ного благо-получия каждого ребенка, развитие его положитель-ного самоощуще-ния, создание условий для творческого самовыраже-ния | 1.Составление букетов из цветов, выращенных своими руками. 2.Конкурс на самый красивый букет и самое романтическое название. 3.Исполнение песен о цветах под караоке. 4. Обменяемся букетами (в конце вечера участники выставки дарят букеты присутствующим) 5.Дискотека | Работники ДК
| 17.08. 2014 |
Экологи-ческий суббот-ник «Приве-дем свой двор в порядок» | Воспитание трудолюбия, стремления к созида-тельной деятельно-сти, учить относиться к работе с любовью, видеть в ней радость, главное средство самоуваже-ния, меру своей социальной значимости | 1.«Трубить всем сбор!» (постановка перед участниками субботника основной задачи: привести свой двор в идеальный порядок, пока родители на работе) 2. Выбор членов комиссии, которая будет принимать готовый «объект». 3. «Время пошло!» (участники субботника расходятся по домам, наводят порядок во дворе, ждут комиссию) 4. Подведение итогов, вручение переходящего знака «Самый ухоженный двор в деревне» | Работники ДК, члены родитель-ского комитета, пионерво-жатый | 23.08. 2014 |
Интеллектуальная игра «Откры-вается сезон охоты на пятерки»
| Создание деловой атмосферы перед новым учебным годом, позитивного отношения к учебе | 1.Поговорим о лете (беседа о том, как прошли летние каникулы, что в них особенно понравилось, чем занимались, что не понравилось) 2. Давайте вспомним (викторина, включающая как вопросы из школьного материала, так и на сообразительность, вопросы-шутки) 3.Я к школе готов! (рефлексия) | Замести-тель директора по ВР, вожатый | 30.08. 2014 Акто-вый зал школы |
Технология реализации предлагаемого проекта
Чтобы избыточную энергию школьников направить в русло созидания, нам может помочь такая замечательная технология, как социальное проектирование, которая в свое время была разработана американским педагогом У. Килпатриком. Она хороша тем, что помогает использовать имеющиеся как у воспитателей, так и у воспитуемых знания и умения для поиска и систематизации нужной информации, проявлять самостоятельность, организаторские способности, умение работать в команде. Для выполнения намеченных мероприятий всем участникам необходимо выделить проблему, поставить перед собой конкретную цель и наметить пути ее достижения в тесном сотрудничестве друг с другом. Технология социального проектирования научит всех участников ответственности за свои слова и поступки, потому что реализация намеченных дел проходит не на уровне слов, а на основе практических дел. Эта технология научит детей и подростков устанавливать новые способы социального взаимодействия со взрослыми. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности, для саморазвития и самореализации личности.
В своей педагогической деятельности мы придерживаемся разумного сочетания традиционных методов и новых технологий. Осуществить предлагаемый проект невозможно без личностно-ориентированного подхода к каждому несовершеннолетнему, особенно к детям из «группы риска», а также без здоровьесберегающих технологий, которые заставят взрослых постоянно думать о зонах психологической комфортности для детей и подростков. Здесь необходимо придерживаются правил: не сковывать, а освобождать; не сдерживать, а поддерживать; не сгибать, а распрямлять.
Это поможет раскрепостить ребёнка, повысить уровень его познавательной активности, положительной мотивации, снизить тревожность и психическое напряжение школьников хотя бы на каникулярный период.
Нельзя обойтись и без информационных технологий. При подготовке и проведении мероприятий необходимо умение обрабатывать текстовую информацию средствами MS Word, создавать презентации средствами Power Point,знать основы работы с MS Internet Explorer, использовать богатейшие ресурсы Интернета, работать с электронной почтой, с мультимедийным проектором. Конечно, работники сельского клуба, медицинские работники сталкиваются с большими трудностями при использовании информационных технологий, но здесь им на помощь придут учителя, родители, сами подростки, которые в состоянии добыть любую информацию, сделать презентацию, найти для просмотра нужный видеоролик.
Перечисленные технологии помогут не только выполнить предлагаемый проект, но и осуществить конструктивное партнёрство школы, работников культуры, медицины и семьи по предупреждению асоциального поведения учащихся.
Здесь налицо мотивация взрослых организаторов намеченных мероприятий, которая заключается не только в профилактике правонарушений среди детей и подростков, но и в повышении профессиональной компетенции тех, кто занимается их воспитанием.
Прогноз возможных рисков реализации проекта и пути их
преодоления
Среди возможных рисков реализации данного проекта можно назвать такие:
а) не удастся преодолеть низкую активность подростков, которым интереснее провести время за компьютером, чем участвовать в каких-либо мероприятиях, организованных взрослыми;
б) члены родительского комитета не смогут оказать действенной помощи из-за недостатка времени;
в) придется преодолевать инертность медицинских работников, которые не привыкли участвовать в воспитательных мероприятиях ;
г)из-за недостатка финансовых средств и отсутствия хорошей материально-технической базы уровень некоторых мероприятий окажется ниже ожидаемого.
Пути преодоления перечисленных рисков следующие:
а) повышать активность подростков, с этой целью поручать им ту работу, которая может быть выполнена с желанием( сделать презентацию, найти в Интернете нужную информацию, подготовить нужную видеоаппаратуру к просмотру роликов, клипов и т.д.);
б)постоянно напоминать родителям о необходимости совместной деятельности с детьми, о том, как важно детям общение с родителями;
в) чаще привлекать работников фельдшерских пунктов к участию в общественных мероприятиях;
г) улучшать материально-техническую базу сельских ДК.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.Список детей «группы риска» (за 3 года)
2.Пакет законодательных, нормативных, правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, система локальных актов,
– акты обследования жилищных условий проблемных семей;
– выписки из протоколов заседаний по вопросам профилактики правонарушений;
– аналитическая справка о мониторинге профилактической деятельности школы;
– учет посещения учащимися учебных занятий;
-взаимодействие с КДН, участковым инспектором
-социальный паспорт семей (за 3 года)
3.Материалы по Совету профилактики правонарушений
4.Фотолетопись наших дел
5.Спорт как альтернатива пагубным привычкам (спортивные награды)
6. Организация содержательного досуга детей и подростков (победы в районных конкурсах)
7. Наши совместные мероприятия(спортивные праздники, концерты, трудовые дела)
8.Анкеты, тесты, опросники, помогающие выявить эффективность профилактической работы по правонарушениям
9. Работа с родителями
10.Разработки внеклассных мероприятий
Положение о рейдовых мероприятиях
1. Цели и задачи.
Рейдовые мероприятия проводятся с целью выявления неблагополучных семей, семей, находящихся в социально –опасном положении, а так же детей «группы риска» , выявление несовершеннолетних в соответствии с Законом КЗ № 52 .
2.Условия проведения рейдовых мероприятий
2.1. Рейды проводятся два раза в месяц, кандидатуры выбирает Совет по профилактике .
2.2.Рейды проводятся совместно: соц.педагогом, зам. директора по ВР, и инспектором отдела МВД России по Будённовскому району , представители опеки.
2.3. За проведенный рейд ответственность несет зам. директора по ВР ( на усмотрение администрации ОУ)
2.4. По необходимости к составу рейда присоединяются воспитатели или классные руководители.
3.Требования к проведению рейдовых мероприятий :
3.1.Каждый выезд рейда должен иметь определенные кандидатуры для посещения, цели и задачи посещения данной семьи.
3.2. Посещение данной семьи отражается в акте обследования жилищно-бытовых условий, и по необходимости в протоколе инспектора.
4. Информация о рейдовых мероприятиях вносится в журнал регистрации рейдовых мероприятий ОУ.
Карта учёта несовершеннолетнего, находящегося в социально – опасном положении
1.Фамилия___________________Имя_________________
Отчество_________________________________________
2. Дата рождения__________________Место рождения
_________________________________________________
3.Документ, подтверждающий личность несовершеннолетнего
_________________________________________________________
4. Домашний адрес: зарегистрирован__________________________
__________________________________________________________
фактически проживает_______________________________________
5. Место учебы (образовательное учреждение, класс)_____________
__________________________________________________________
6. Место работы (где, кем)____________________________________
7. Формы девиации_________________________________________
__________________________________________________________
8. Состоит ли на учете в отделе внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района (города), медицинском учреждении (с какого времени, причина)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
9. Данные о родителях или лицах, их заменяющих (Ф.И.О., род занятий, место работы, учебы)
Мать______________________________________________________
___________________________________________________________
отец_______________________________________________________
___________________________________________________________
лицо, их заменяющее_________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
родственники, совместно проживающие с семьей (брат, сестра, бабушка, дедушка и пр.______________________________________
__________________________________________________________
10.Характеристика семьи (употребляют ли спиртные напитки, наркотические вещества, лишены ли родительских прав и т.д.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
11.Условия проживания______________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
12. Была ли оказана социальная помощь (когда, формы оказания)
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
13. Дата и причина постановки на учет (помещение в базу данных)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
14.Выявлен (указать, кем)_____________________________________
15. Состояние здоровья_______________________________________
___________________________________________________________
16. Место дальнейшего помещения ребенка (указать, куда передается: остается в семье, лечебное учреждение, приют, реабилитационный центр, образовательное учреждение для детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оран опеки др.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
17. Снятие с учета в связи: (с выбытием, достижением несовершеннолетним 18-летнего возраста, улучшением положения в семье и т.д., дата снятия)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Заполнил___________________________________________________
Дата__________________________
Карточка индивидуального изучения ребенка
- Ф.И.О.________________________________________________________________
- Год рождения__________________________________________________________
- Место жительства_______________________________________________________
- Класс__________________________________________________________________
- С какого времени учится в данной школе____________________________________
6.Сведения о родителях:
Мать__________________________________________________
Отец______________________________________________________________________
7.Отношение родителей к воспитанию________________________________________
_______________________________________________________________________
8.Условия для занятий дома_________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Черты характера подростка. Явные и скрытые слабости, пороки____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Интересы и увлечения, склонности_________________________________________
- Отношение к учебе. Посещаемость занятий__________________________________
_______________________________________________________________________ - Участие в кружках и секциях______________________________________________
- С кем дружит в школе, по месту жительства_________________________________
__________________________________________________________________________
- Кого считает для себя авторитетным________________________________________
- Стоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. За что поставлен
__________________________________________________________________________
- Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних, когда и за что
___________________________________________________________________________
- В чем заключается неблагополучная обстановка в семье_______________________
_______________________________________________________________________ - Жилищно-бытовые условия в семье_________________________________________
_______________________________________________________________________ - Планируемые основные направления работы с родителями_____________________
_______________________________________________________________________ - Формы и методы работы с трудным подростком, выводы______________________
__________________________________________________________________________
- Кем обслуживается данный участок________________________________________
Участковый инспектор полиции______________________________________________
Участковый инспектор по делам несовершеннолетних___________________________
Классный руководитель_____________________________________________
- Примечание____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________