Совместная деятельность в младшей группе «Экспериментируем с мукой»
чтение художественной литературы
СЕНТЯБРЬ
Тема: Ф. Шкулев «Царица-осень» (чтение).
Аппликация: «Разные листья»
Цели:
- Закреплять знания об изменениях в осенней природе.
- Побуждать участвовать в описании пейзажных картин.
- Закреплять умение вырезывать из бумаги, сложенной вдвое.
- Закреплять представление о пользе прогулок на свежем воздухе.
Оборудование демонстрационное: фотографии, иллюстрации осенних пейзажей, фонограмма вальса;
раздаточное: ватман, клей, ножницы, заготовки из цветной бумаги — красной, желтой, оранжевой.
Предварительная работа: оформление фотовыставки «Осень и я».
Тема: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» (чтение).
Художественный ручной труд: «Цветок для Дюймовочки»
Цели:
- Упражнять в подборе антонимов.
- Учить воспринимать образное содержание сказки.
- Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять выразительные средства.
- Закрепить представление о лете.
Оборудование демонстрационное: портрет Г.Х. Андерсена, книга сказок Г.Х. Андерсена; раздаточное: картон формата А5, полоска розовой бумаги 8x28 см, полоска зеленой бумаги 5x18 см, клей, кисточки, подставки для кисточки, салфетки.
Тема: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Осинкам холодно», Н. Рубцов * У сгнившей лесной избушки...», А. Блок «На лугу» (чтение)
Цели:
- Обобщить представления о лесе и луге.
- Упражнять в подборе определений к словам «лесной» тематики.
- Закреплять умение видеть отличие прозаических и поэтических Произведений.
Оборудование демонстрационное: иллюстрации леса, луга, карточки с изображением растений луга и даров леса, предметные картинки деревьев и луговых растений, фонограмма спокойной мелодии.
Тема: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (заучивание)
Цель:
Уточнить приметы золотой осени. '
Упражнять в подборе определений.
Помочь запомнить стихотворение.
Побуждать читать стихотворение спокойно, передавая настроение грусти.
Оборудование демонстрационное: иллюстрации, слайд-презентация
осенних пейзажей,- письмо Лесовичка, фонограммы - пьеса К, Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года», спокойная мелодия
Раздаточное: осенние листья.
ОКТЯБРЬ
Тема: В. Маяковский «Кем быть?» (чтение)
Цели:
- Закрепить знания о труде людей.
- Упражнять в умении связно выражать свои мысли, побуждать задавать вопросы.
- Способствовать пониманию основной идеи стихотворения.
Оборудование демонстрационное: волшебный мешочек, игрушки
(молоток, половник, конверт, гаечный ключ, сантиметровая лента), картинки людей разных профессий.
Тема: Ш. Перро «Кот в сапогах».
Упражнения на выразительность речи
Цели:
- Упражнять в передаче различных интонаций при воспроизведении отрывков из сказки.
- Учить чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык.
Оборудование демонстрационное: различные издания книги «Кот в сапогах», игрушка кот.
Тема: П. Ершов «Конек-Горбунок» (чтение)
Цели:
- Расширять представление о быте крестьянской семьи на Руси.
- На примере произведения показать смекалку русского человека.
- Упражнять в подборе слов, характеризующих героев сказки.
- Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.
Оборудование демонстрационное: картинки крестьянского быта, иллюстрированные издания сказки П. Ершова «Конек-Горбунок», фонограмма спокойной музыки.
Тема: «Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников"(рассказывание)»
Цели:
- Закрепить представление о роли человека-труженика.
- Закрепить знания о языковых и композиционных особенностях народных сказок.
- Закреплять умение слышать и выделять в тексте средства выразительности.
- Дать понятие о труде как составляющей здорового образа жизни.
- Закреплять представление о пользе физического труда для здоровья.
НОЯБРЬ
Тема: «Русская народная сказка „ Не плюй в колодец - пригодится воды напиться " (рассказывание)»
Цели:
• Способствовать пониманию идеи сказки.
• Помочь осознать переносный смысл и значение иносказательных слов и выражений.
• Закрепить знание особенностей народных сказок.
Оборудование демонстрационное: иллюстрированные книги русских
народных сказок;
раздаточное: цветные карандаши, листы бумаги, колокольчик, платок.
Тема: Б. Житков «Как в Москве на улице» (чтение)
Цели:
- Закрепить представление о Москве.
- Продолжать воспитывать гражданские чувства.
- Побуждать рассказывать о личных впечатлениях.
- Закрепить знание о жанре рассказа.
Оборудование демонстрационное: иллюстрации улиц, проспектов, Фотографии детей, фонограмма мелодии из кинофильма «Я шагаю По Москве» (муз. А. Петрова).
Предварительная работа: подготовка фотовыставки «Я шагаю по Москве».
Тема: И. Токмакова «Чудо Георгия о змие» (сокращено и адаптировано, чтение)
Цели:
- Уточнить представление о российской символике.
- Способствовать пониманию слов-историзмов.
- Познакомить с новым литературным жанром.
Оборудование демонстрационное: изображения гербов России- и Москвы, флага Москвы.
Тема: «Осенний концерт»
Цели:
• Активизировать представление об осенних явлениях природ
• Упражнять в использовании образных выражений о природе.
• Побуждать выразительно читать знакомые стихи.
• Способствовать эмоциональному восприятию музыкальных произведений.
Оборудование демонстрационное: работы детей по изобразится деятельности и художественному ручному труду, иллюстрации, но «Осень», фонограмма «Времена года» П.И. Чайковского;
раздаточное: шапочки или медальки «облако».
Предварительная работа: подготовить выставку книг об осени, разучить со всеми детьми программные стихи об осени, разучить с отдельными детьми несколько стихотворений.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (чтение).
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богаты
Цели:
- Познакомить с одеждой и вооружением русских воином, дать видеть различия между богатырями.
- Дать знание о том, что 1 января отмечается День былинно тыря Ильи Муромца.
- Способствовать осознанию роли воинов — защитников Родины
- Побуждать составлять короткий рассказ по фрагменту кар!
- Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особей
Оборудование демонстрационное: репродукция картины В. Васнецова
«Богатыри», гусли, фонограмма песни «Богатырская наши (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
Тема: «Былина «Добрыня и змей» (чтение)». Викторина по произведениям А. Пушкина
Цели:
Продолжать знакомить с былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину.
Воспитывать чувство патриотизма.
Побуждать к сопоставлению героических подвигов былинных |боготырей и современных солдат.
Уточнить значение слов-историзмов.
Закрепить особенности жанра былины.
Закрепить знание произведений А. Пушкина.
Побуждать вспомнить его стихи, выразительно читать их.
Оборудование демонстрационное: портрет А. Пушкина, книги с произведениями А. Пушкина;
раздаточное: разрезные картинки по сказкам А, Пушкина.
Тема: «Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». (чтение), Рассматривание иллюстраций И. Билибина
Цели:
Знакомить с творчеством художника-иллюстратора И. Билибина.
Дать понятие о возможности несоответствия внешности и поступков.
Закрепить знание правил общения с незнакомыми людьми.
Побуждать давать оценку поступкам и действиям героев.
Продолжать формировать целостное восприятие художественного произведения.
Оборудование демонстрационное: портрет А. Пушкина, иллюстрации Ьилибина к произведению А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Тема: В. Даль «Старик-годовик» (чтение). Рассматривание репродукций пейзажных картин
Цели:
Побуждать выбирать репродукции картин в соответствии с текстом сказки и составлять по ним короткий описательный рассказ.
Помочь понять смысл сказки, учить аргументировано отвечать на вопросы.
Закреплять представление о жанровых особенностях сказки.
Способствовать эмоциональному восприятию художественных произведений.
Оборудование демонстрационное: репродукции пейзажных картин;
paздаточное: цветные карандаши, бумажные полосы, разделенные на 4 части.
Тема: М. Лермонтов «На севере диком...», «Горные вершины» (чтение).
Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»
Цели:
- Закрепить знания о разнообразии растительного мира России.
- На примере содержания стихотворения показать, как велика наша страна.
- Учить описывать пейзажную картину, используя образные выражения из стихотворения.
- Помочь почувствовать выразительность и красоту стихотворения, соотносить поэтические и живописные образы.
Оборудование демонстрационное: репродукция картины И. Шишкина «На севере диком», карта России для детей «Растительный мир», фонограмма записи объявления в аэропорту; раздаточное: элементы костюмов пилотов, стюардессы, пакетики фруктового сока.
Подготовительная работа: нескольким детям воспитатель дает задание вместе с родителями подготовить рассказ о растительных зонах России.
Тема: «Сказки разных народов»
- Воспитывать толерантность.
- Познакомить с устным народным творчеством разных народов, показать их сходство и различие.
Оборудование демонстрационное: сказки разных народов, иллюстрации, в том числе плакатные, фонограмма песни «В мире много сказок» (Myз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).
Тема: «Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказывание)»
Цели:
Закрепить представление об опасности непослушания.
Воспитывать чуткость к образной речи.
Уточнить понимание особенностей народных сказок и отличие от других прозаических произведений.
Оборудование демонстрационное: кукла Незнайка, иллюстрированные народные сказки, иллюстрации опасных ситуаций.
ФЕВРАЛЬ
Тема: В. Катаев «Цветик-семицветик» (чтение)
Цели:
- Способствовать осознанию нравственного смысла сказки.
- Продолжать учить оценивать поступки героев, их характер, аргументировать свою оценку.
- Закреплять представление о жанровых особенностях авторской сказки, сравнение ее с народной.
Тема: И. Суриков «Зима» (заучивание). Рассматривание репродукций картины И. Шишкина «Зима» Цели:
- Закреплять представление о зимних явлениях природы.
- Упражнять в подборе определений для описания зимней природы.
- Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонации любования зимней природой.
- Учить отмечать отражение стихотворного текста в пейзаже.
Оборудование демонстрационное: репродукции картины И. Шишкина, фонограмма музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года».
Тема: Е. Воробьев «Обрывок провода» (чтение)
Цели:
- Продолжать знакомить с героизмом солдат в годы Великой Отечественной войны.
- Воспитывать чувство благодарности к солдатам, отстоявшим боду.
- Побуждать давать оценку поступкам героев произведения.
Оборудование демонстрационное: плакат «Родина-мать зовет!»,
грамма песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Л дева-Кумача), иллюстрации с изображением памятников воине славы.
Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится...» (заучивание).
Рассматривание репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь»
Цели:
- Закрепить представление о признаках зимы.
- Продолжать учить делать выводы и умозаключения в связи со с ной времен года.
- Закреплять умение подбирать эпитеты для определения состоим погоды.
- Учить читать стихотворение, передавая интонации повествован радости.
Оборудование демонстрационное: репродукция картины И. Грабаря
«Февральская лазурь».
МАРТ
Тема: «Нанайская народная сказка „Айога"(рассказывание)». Д. Габе «Мама» (чтение)
Цель:
Воспитывать отрицательное отношение к грубости и лени.
Помочь понять сказку, оценить характер главной героини.
Закрепить знание о жанровых особенностях литературных произведений.
Побуждать вспомнить пословицы о трудолюбии и лени.
Оборудование демонстрационное: картинки со схематическим изображением мимики лица, выражающей негативные чувства, мяч.
Тема: «Русская народная сказка „Василиса Премудрая" (рассказывание)».
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
Цели:
- Закрепить знание понятий: народное творчество, народная
сказка.
- Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве содержания и художественной формы.
- Закрепить знание об особенностях композиции и языка сказки.
- Продолжать учить рассматривать репродукции, формировать умения воспринимать ее настроение, выражать свое отношение.
Оборудование демонстрационное: репродукция картины В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
АПРЕЛЬ
Тема: А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль» (чтение).
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Случай на улице» " |
Цели:
- Закрепить знание правил безопасного поведения на улице.
- Дать понятие о нравственных качествах: жадность и скромность
- Закрепить умение составлять рассказ по сюжетной картине.
- Упражнять в подборе синонимов.
- Способствовать правильному восприятию рассказа.
- Побуждать находить различия между поэтическими и прозаическими произведениями.
Оборудование демонстрационное: серия картин «Случай на улице».
Тема: В. Бороздин «Звездолетчики», миф «Дедал и Икар» (чтение)
Цели:
- Обобщить представления о полете в космос.
- Помочь провести сравнение полетов древних и современных воз духоплавателей.
- Закрепить использование слов, связанных с космической темати кой.
- Познакомить с жанром литературы мифом, помочь понять его художественные особенности.
Оборудование демонстрационное: книги — сказки, былины, стихи, прозаические произведения, мифы, иллюстрации к мифу «Дедал и Икар».
Предварительная работа: чтение книги В. Бороздина «Звездолетчики».
Тема: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (чтение)
Цели:
- Дать представление о роли огня в жизни человека.
- Закрепить знание правил пожарной безопасности.
- Дать понятие о скромности как нравственной категории.
- Воспитывать положительное отношение к проявлению скромности.
- Упражнять в подборе эпитетов.
- Учить понимать и оценивать образы произведения.
Оборудование демонстрационное: иллюстрации — лесной пожар, пожар
в жилом доме, бабушка достает пироги из печки, туристы греются у костра, выплавка стали.
Тема: Я. Аким «Апрель» (заучивание).
Рассматривание репродукции А. Грицая «Подснежники»
Цели:
- Закрепить знание признаков наступающей весны.
- Упражнять в подборе определений.
- Учить читать стихотворение, передавая интонацией задушевность, нужное отношение к ранней весне.
- Побуждать выделять средства выразительной передачи весеннего настроения в поэзии и живописи.
Оборудование демонстрационное: фонограмма произведения П.И. Чайковского «Времена года», «Подснежник».
МАЙ
Тема: Ю. Коваль «Выстрел» (чтение)
Цели:
- Формировать представление о жизни детей в военное время.
- Дать понятие о чувствах сострадания и справедливости.
- Помочь осознать идею произведения: от нападающих нужно защищаться и защищать других.
Тема: Jl. Толстой «Филипок» (чтение)
Цели:
- Расширять и уточнять представление о жизни детей в давние времена.
- Побуждать сравнивать современную и старую щколы.
- Закреплять знание о литературном жанре рассказа.
- Способствовать осознанию основной идеи произведения.
Оборудование демонстрационное: репродукции картин Н. Богданова-
Вельского «На пороге школы», «Устный счет», слайд-презентация, иллюстрации современной школьной жизни, рассказы Л. Толстого с иллюстрациями В. Лебедева
Тема: С. Баруздин «Страна, где мы живем» (главы из книги, чтение),
С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной» (заучивание)
Цели:
- Обобщить представления о России.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
- Побуждать читать стихотворение в возвышенном тоне, передавая интонации гордости за свою принадлежность к россиянам.
Оборудование демонстрационное: иллюстрации полей, лесов, реки Волги, Красной площади, улиц Москвы
Тема: «Литературная викторина»
Цели:
- Способствовать воспроизведению отрывков литературных произведений.
- Побуждать выразительно передавать речь персонажей.
- Закрепить и систематизировать знания о литературных произведениях, особенностях разных жанров литературных произведений.
- Побуждать драматизировать отрывки знакомых произведений.
Оборудование демонстрационное: портреты А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова и их книги, иллюстрации сказок, элементы костюмов.