Автор: Прозорова Татьяна Ивановна
Учебное заведение: КГТТ школа - интернат реализующая адаптированные программы
Краткое описание работы:   Одним из главных задач уроков чтения для  обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам  является выработка у детей правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Уроки чтения выполняют функцию коррекции учащихся: у них исправляется произношения, совершенствуется память, внимание, восприятие, активизируется словарь.

Дата публикации: Совершенствование техники чтения   Одним из главных задач уроков чтения для  обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам  является выработка у детей правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Уроки чтения выполняют функцию коррекции учащихся: у них исправляется произношения, совершенствуется память, внимание, восприятие, активизируется словарь.
Просмотреть свитедельство о публикации

classic2

Совершенствование техники чтения

Одним из главных задач уроков чтения для  обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам  является выработка у детей правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Уроки чтения выполняют функцию коррекции учащихся: у них исправляется произношения, совершенствуется память, внимание, восприятие, активизируется словарь.

Опыт показывает, если ребенок научился читать, то он в классе занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ученик не овладел чтением, то морально переживает свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности полностью, то положительное , что в нем заложено.

 Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии учеников, я использую различные приемы, методы, упражнения, повышающие качество обучения.

В классе пришли дети с различной подготовкой: некоторые читали, другие знали часть букв и читали простые слова, третьи знали несколько букв, но не умели читать.

 С первого дня обучения широко использовала карточки, «Тексты для дополнительного чтения» дидактический материал. С обучаюшимися провожу специальные занятия, а на уроке применяю к ним индивидуальный подход.

На каждом уроке провожу речевые разминки, артикуляционные гимнастики, упражнения на развитие речевого аппарата, внимания памяти, расширения оперативного поля чтения, развития правильности, безошибочности восприятия текста.

В речевую разминку включаю игровые моменты:

1. «Буква потерялась», «Слог потерялся» (на доске записываются слова

 из текста с пропущенной буквой или слогом).

2. «Кто самый внимательный». Детям предъявляются пары слов,

отличающие одной – двумя буквами  (зима – земля, потемнело –  

потеплело).

3. «Бегущая лента» Слова записаны на полоске бумаги, лента  

 разворачивается. Учащиеся должны прочитать и запомнить слова; и др.

Для развития подвижности речевого аппарата:

1.Чтение скороговорок.

2.Артикуляционное прочтение (без голоса, шепотом, громко). Упражнения на правильное произношения звуков, на отработку дикции, темпа чтения.

Для беглости чтения:

1.«Буксир» Я читаю текст, дети читают про себя, стараясь поспеть за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо месте и повторения его.

2.«Жужжащее чтение» прием подсчета слов.

3.Распространение предложения.

4.Таблицы «Шульте» (в которых вписаны цифры, буквы).

5.«Сравни» Чтение домашнего и незнакомого текста.

Это упражнение активизирует деятельность обучающихся, т.к. они видят «свой результат» и убеждаются в том, что приносят успех.

Для выразительности чтения:

1.Отчетливое произношение звуков, слов, скороговорок.

2.Хоровое чтение.

3.Чтение за диктором, в парах, группах.

4.Чтение по ролям, драматизация. 

Понимание прочитанного проверяю с помощью подчеркивания главных слов, составления плана, ответов на вопросы, пересказы, оценивания поступков, выборочного чтения.

Большую помощь в совершенствовании техники чтения оказывают некоторые родители. Рекомендую им дома читать с детьми порциями, про себя, вслух, с часами перед учеником, перед сном.

Обучающиеся успешно выступили со сценкой «Спор овощей» на школьном празднике «Золотая осень».

 Проведенные проверки техники чтения выявили положительный результат. Наметились сдвиги в чтении, показатели стали выше, значит все предложенные методы и приемы, использованные в системе, выбраны, верно. Однако есть обучающиеся, с которыми необходима дальнейшая целенаправленная работа. Найти нужный подход к детям, быть внимательно зорким, жить жизнью детей и в то же время быть настойчивым в своих справедливых требованиях —  это залог успеха на каждой ступеньке обучения учению учиться, а первая ступеньке — уметь хорошо читать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.