Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Бондаренко Валерия анатольевна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Нижне-Саловская средняя школа"
Краткое описание работы: Одной из проблем процесса социализации личности на современном этапе является то, что школьники все меньше и меньше читают художественной литературы, что, несомненно, сказывается на формировании их культуры мышления и взаимоотношений. Поэтому так важен подбор произведений для уроков литературы, а также проблемы, которые затрагиваются учителем при изучении школьниками художественных произведений. Читатели хотят видеть связь художественного произведения с собственной жизнью, и писатели пытаются преуспеть в этом.

Дата публикации: 2017-05-14 Социальные проблемы общества и художественная литература Бондаренко Валерия анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Нижне-Саловская средняя школа" Одной из проблем процесса социализации личности на современном этапе является то, что школьники все меньше и меньше читают художественной литературы, что, несомненно, сказывается на формировании их культуры мышления и взаимоотношений. Поэтому так важен подбор произведений для уроков литературы, а также проблемы, которые затрагиваются учителем при изучении школьниками художественных произведений. Читатели хотят видеть связь художественного произведения с собственной жизнью, и писатели пытаются преуспеть в этом.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Социальные проблемы общества и художественная литература

Художественная литература всегда отражала в себе различные социальные проблемы общества и способы их решения, представленные в лице героев художественных произведений. Согласно К. Фрумкину [2], у художественной литературы есть три главных социальных функции: 1) эстетическая, которую применительно к «низким жанрам» называют развлекательной; 2) социально-коммуникативная; 3) информирующая или познавательная.

Эстетическая функция литературы заключается в том, что художественная литература приносит удовольствие и занимает досуг. Художественная литература не исчезнет, пока не перестанет выполнять эту функцию.

Социально-коммуникативная функция выражается в том, что художественная литература выступать в качестве катализатора социальных коммуникаций. Литературное произведение увеличивает сплоченность социальной группы, в которой оно пользуется популярностью. Чем больше одних и тех же книг читали два человека, тем более общим языком они обладают – то есть, тем больше в их языке одинаковых ассоциативных цепочек, метафор и символов. Общие книги создают общие темы для разговора.

Что касается третьей – информирующей, или познавательной функции художественной литературы, то роль средства познания художественное произведение играет во всех случаях, когда писатель выступает в роли эксперта, то есть человека, который знает нечто, что с одной стороны, скорее всего, неизвестно среднему читателю, а, с другой стороны, может быть для него интересно или значимо. Примерами превращения писателя в эксперта являются случаи, когда писатели выполняют роль мыслителей – политических, моральных, или религиозных – то есть роль тех, кто проделал важную мыслительную работу, которую другие еще не проделали, и, быть может, проделать не способны. Типичный пример литератора-мыслителя – Лев Толстой, писатель, вошедший не только в историю литературы, но и в историю русской философии, писавший наряду с художественными, также морально-философские и публицистические труды. Авторы исторических и биографических романов, зачастую, что прежде чем преступить к написанию романов, тратят какое-то время на изучение описываемой эпохи или личности. В некоторых случаях роман-биография может оказаться очень серьезным исследованием, примером является «Зубр» Даниила Гранина.

Наличие названных функций художественной литературы накладывает определенный отпечаток на подбор и характер изучения художественных произведений на школьных уроках литературы.

Художественная литература занимает, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной и социальной культуры ученика.  Потому что во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, в том числе его способность понимать и решать социальные проблемы. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Художественная литература – это некая модель, в которой существует герой со своим характером, душевными переживаниями, страстями, мировоззрением, взаимоотношением с обществом и другими людьми и т.п. В процессе чтения происходит осмысление соответствующего опыта, и он (опыт) накапливается в памяти человека-читателя. Сам читатель впоследствии может воспользоваться этим опытом при разрешении реальной жизненной проблемы. Кроме того, познавая картину окружающего мира и человеческой жизни, читатель познает самого себя.  Например, при изучении творчества А.П.Чехова учащиеся с интересом анализируют поведение героев. Так в рассказе «Хамелеон» образ Очумелова так наглядно показывает «видимость добросовестной службы» городового, что ребята находят массу примеров такого поведения в современной жизни. В рассказах: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Маска» – автор высмеивает самодуров и  деспотов. А также тех, кто готов унижаться перед денежными мешками, теряя человеческое достоинство. Чеховские рассказы создают картину настоящей действительности и социальной подлости, говорят о том, как страшно потерять человеческое достоинство.

Пьеса Чехова «Вишневый сад» рисует суровый мир той жизненной действительности, в котором может оказаться каждый. Бездействие героев раздражает не только автора, но читателей-школьников. В пьесе «Вишневый сад» три основные группы персонажей. Старшее поколение – это Раневская и Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице купца Лопахина. И, наконец, самые молодые герои, судьба которых в будущем, — это Аня, дочь Раневской, и Петя Трофимов. Отсюда возникает необходимость задать учащимся такие вопросы: «Ну, а что же молодое поколение? Быть может, у него есть ответ на вопрос, как жить дальше». Драматургия Чехова учит ответственности за свои поступки, непримиримости к пошлости и равнодушию.

  Творчество Л.Н.Толстого играет большую роль в формировании социализации школьника. Так, в романе «Война и мир» писатель рассказывает о людях, ищущих смысл в жизни, непрерывно размышляющих о своем предназначении. Автор рисует трудный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Для чего жить?» Эти же вопросы встают перед современным молодым человеком. Узнав мир главных героев, читатель невольно переосмысливает свои поступки, учится преодолевать возникшие трудности.

Одной из проблем процесса социализации личности на современном этапе является то, что школьники все меньше и меньше читают художественной литературы, что, несомненно, сказывается на формировании их культуры мышления и взаимоотношений. Поэтому так важен подбор произведений для уроков литературы, а также проблемы, которые затрагиваются учителем при изучении школьниками художественных произведений. Читатели хотят видеть связь художественного произведения с собственной жизнью, и писатели пытаются преуспеть в этом.

В частности, на сегодняшний день художественная литература все больше срастается с профессиональной деятельностью людей, становится ее отражением. В качестве примера можно назвать так называемую «офисную литературу», одним из главных героев которой является менеджер (или «манагер»). При этом, несмотря на значимость хорошего менеджмента в обществе, в организации, «герой офисной литературы очень много ест и очень подробно пьет, обозначая марки еды с той же дотошностью, с какой на предыдущей странице перечислял одежные тренды. Это не только основа самоидентификации – это еще и постоянный тест на соответствие. Манагер ведь занят главным образом тем, что отслеживает себя со стороны: достаточно ли он манагер? Он не просто ест и пьет, но подтверждает статус»[ ].

Об изучении подобной литературы в школе пока еще не идет речи. Значит поиск ответов на вопрос «что читать?, чему учить современных школьников на уроках литературы?» продолжается.

Список литературы:

1.     Быков Д. «Лоно со вкусом персика» // Электронный ресурс [Режим доступа] http://www.ogoniok.com/4997/4/

2.     Фрумкин К. Кризис художественной литературы с точки зрения ее социальных функций // Электронный ресурс [Режим доступа] http://nounivers.narod.ru/pub/kf_bell.htm

 

 

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи. постоянная ссылка.

Post navigation

Жизнь леса
Итоговая проверочная работа по литературе за курс 6 класса
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2021