Автор: Приходкина Наталья васильевна
Учебное заведение: Государственное профессиональное образовательное учреждение" Новокузнецкий строительный техникум"
Краткое описание работы: Очевидно, что нам нужны новые механизмы управления и взаимодействия в образовательном процессе, по подготовки различных специалистов совместно с работодателями. Таким механизмом стала дуальная форма образования, получившая развитие во многих российских регионах. В данной статье мы попробуем выяснить в чем ее преимущества и каковы ее  функции.

Дата публикации: Социальное партнерство как основа дуальной формы образования Очевидно, что нам нужны новые механизмы управления и взаимодействия в образовательном процессе, по подготовки различных специалистов совместно с работодателями. Таким механизмом стала дуальная форма образования, получившая развитие во многих российских регионах. В данной статье мы попробуем выяснить в чем ее преимущества и каковы ее  функции.
Просмотреть свитедельство о публикации

Raphael_School_of_Athens

Социальное партнерство как основа дуальной формы образования

В наше время одной из главных проблем профессионального образования является огромный разрыв между теоретической частью обучения и практикой, которая не позволяет обеспечить работодателя качественными квалифицированными кадрами. Возникла необходимость проведения реформы в профессиональном образовании, которая невозможна без участия социальных партнеров. Очевидно, что нам нужны новые механизмы управления и взаимодействия в образовательном процессе, по подготовки различных специалистов совместно с работодателями. Таким механизмом стала дуальная форма образования, получившая развитие во многих российских регионах. В чем ее преимущества и каковы ее  функции? Давайте попробуем это выяснить.

Дуальная форма образования в социальном партнерстве

Дуальная форма образования означает обучение одновременно и на производстве и на предприятии. Основой является принцип взаимосвязи между теорией и практикой. Образовательным учреждениям поступают заказы на конкретное количество специалистов, а работодатели в свою очередь принимают участие в формировании наиболее актуальной учебной программы. Практика у студентов проходит на предприятиях без отрыва от учебы.

Дуальная система обучения усиливает и значительно меняет роль работодателя. Предприятия на своих территориях создают для студентов учебные рабочие места, которые обычно отличаться от других наличием различного виртуального ассимиляционного оборудования. Важнейшим компонентом считают наличие подготовленных кадров, выступающих в роли наставников.

Для дуальной системы обучения характерно, что 50-80% обучения проходит на производстве. От 2 до 4 дней в неделю ученик учится на предприятии, а 1-3 дня в колледже. Баланс учебных программ: 1/3 общеобразовательные дисциплины и 2/3 спец. предметы. Срок обучения варьируется от 2 до 3,5 лет. Основную часть затрат по обучению несет предприятие. По окончании  профессиональной подготовки, сдается квалификационный экзамен, по результатам которого работодателем выдается сертификат.

Данная форма профессионального образования появилась как результат социального партнерства, представляющего собой механизм взаимодействия государства и работодателей по подготовке высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Еще в 2011 году, несмотря на то, что уже тогда предприятия стали испытывать «кадровый голод», в социальном партнерстве наиболее заинтересованной стороной были учреждения профессионального образования. Но в то время, сотрудничество с предприятиями в плане социального партнерства не выходило за рамки заключения договоров об организации производственной практики с предоставлением (или без предоставления) оплачиваемых рабочих мест и каких-либо гарантий трудоустройства. В основном социальное партнерство осуществляется через социальный диалог, в котором выступают стороны с целью достижения соглашения на договорной основе по вопросам представляющим взаимный интерес. Современные производства нуждаются в инициативных специалистах, способных внести новые идеи и управлять. Дуальная форма профессионального образования является не только педагогической альтернативой, но и образовательным механизмом быстро адаптирующимся к условиям рыночного спроса. Дуальная система профессионального обучения берет свое начало в средневековой цеховой деятельности ремесленников. Будущий ремесленник поступал в цех учеником, где его основной задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. По завершению обучения ученик становился подмастерьем, однако для того, чтобы начать работать самостоятельно или открыть собственную  мастерскую, ему нужно было сдать экзамен на мастера, что требовало дополнительной выучки у других мастеров. Со второй половины XIX века из-за развития индустриального производства подмастерья перешли на промышленные предприятия, в которых и сформировалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла протекало на регулярной основе. Экономика нового времени превратила традицию «штучной» подготовки учеников мастерами в систему дуального обучения.

Главной целью социального партнерства в трудовой сфере считается разработка, принятие и реализация трудовой и социально-экономической политики, основанной на сбалансированности интересов общества, работодателей и наемных работников. Социальное партнерство в трудовой сфере имеет прямую связь с социальным партнерством в сфере профессионального образования. Происходит взаимодействие с субъектами экономической жизни и сферы труда с целью повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на опытную и компетентную рабочую силу на рынке труда».

В России рынке труда существует острый дефицит высококвалифицированных рабочих. По данным службы Федеральной занятости и труда Российской Федерации, в настоящее время рабочие профессии составляют 60-80% вакансий на рынке труда, а средний возраст российского рабочего — 53-54 года. Данная статистика говорит о тяжелом воспроизводстве квалифицированных рабочих кадров.

Главная задача, стоящая перед системой образования — создание новой модели профессиональной подготовки, которая бы смогла преодолеть отставание в объеме, структуре и качестве трудовых ресурсов от существующих требований конкретных предприятий. В «Концепции модернизации российского образования» сформулирован план опережающего развития начального и среднего профессионального образования, организации социального партнерства, как системы договорных отношений между учреждениями профессионального образования и работодателями, создание условий для обеспечения использования базы предприятий всех форм собственности для организации практического обучения учащихся системы непрерывного профессионального образования.

Однако, в новых социально-экономических условиях многие предприятия нарушили существовавшие когда-то взаимовыгодные договоренности о сотрудничестве с учреждениями профессионального образования. Причиной этих изменений стал отказ от обязательного распределения выпускников учреждений профессионального образования, создание свободного рынка труда, появления безработицы, развития конкуренции. В этих условиях работодатели могли рассчитывать на регулярное пополнение подразделений своих предприятий нужными кадрами из числа свободно выпускаемых молодых специалистов. Однако практика показала, что условия, при которых конкурентоспособность производимых акционерными объединениями и фирмами товаров прибавляет зависимость от квалификации рабочей силы, от компетенций рабочих и инженерно-технического персонала, надежды на качественный подбор кадров, обладающих всеми необходимыми для конкретного предприятия качествами, себя не оправдали. Работодатели стали затрачивать гораздо больше средств на переподготовку специалистов для  своих предприятий по сравнению с финансированием целевого обучения молодежи на конкретное рабочее место. При дуальной целевой подготовке учащийся получает определенные профессиональные компетенции на первых стадиях обучения, а также такие личностные качества, такие как: умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы происходит осмысление будущей специальности и принимается обоснованное решение о правильности выбора профессии. Также, будущий специалист при качественном выполнении обязательств сможет обеспечить себя дополнительным доходом и стажем работы, абсолютно необходимым для трудоустройства в нынешних условиях. Потенциальный работодатель, имеющий свое представление о специалисте, может изменить процесс обучения, дополняя содержание обучения рядом специфических проблем для данного производства. Партнерство с учебным заведением помогает провести оценку кадровых ресурсов еще на ранних стадиях профессиональной подготовки и в случае явного несоответствия заранее отказать выпускнику в работе или же зачислить его на должность с меньшей заработной платой. Также в деловом партнерстве с производством заинтересованно образовательное учреждение, так как оно получает доступ к оперативной информации о нынешнем состоянии производственных процессов, что позволяет корректировать обучающие программы и актуализировать конкретные дисциплины. Выпускник должен уметь использовать современные источники информации, быстро и экономно находить и применять новые научные, технические знания. Так как современное промышленное производство является коллективным, существует разнообразие видов деятельности одного специалиста. Это значит, что студента необходимо подготовить к работе в трудовом коллективе, научить общению. При управлении профессиональной подготовкой в условиях социального партнерства упор делается на концепцию дуального обучения. Реализация этой концепции строится на следующих принципах:

 — принцип мотивации будущих специалистов на учебную и профессиональную деятельность ;

— принцип формирования активной позиции по отношению к производству и создание таких профессиональных ситуаций, для разработки которых будущим специалистам не хватает имеющихся знаний и умений, но которые они могут разрешить самостоятельно на основе использования разнообразных источников информации;

— принцип обеспечения предельной адекватности в учебной деятельности студентов по характеру их будущей профессионально-практической деятельности;

— принцип имитации реальной деятельности будущего специалиста в учебной деятельности студентов в учебном заведении, предоставление им возможности самостоятельно перейти от теоретических к профессионально-прикладным умениям и знаниям. Усложнение и расширение современного машиностроительного производства усложняет и актуализирует задачи управления производственным коллективом. Необходимо подготовить учеников не только к осуществлению функций исполнителей, но научить управлять трудовым коллективом. Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами. Анализ концепции дуальной формы профессионального образования предполагает анализ и структурирование совокупности ее главных идей. Определяющей среди них является тесная зависимость системы среднего профессионального образования от рынка труда и работодателей, ее функционирование на основе социального партнерства.

Исследования проводимые Министерством образования и науки РФ совместно с Агентством Стратегических инициатив (АСИ) выявили ряд преимуществ внедрения системы дуального образования:

— высокий уровень трудоустройства выпускников, так как они полностью соответствуют требованиям работодателя.

— обучение максимально приближено к запросам производства.

— дуальная система подготовки специалистов устраняет главный недостаток традиционной формы обучения — разрыв между практикой и теорией;

— Принцип действия дуальной системы подготовки основан на воздействии на личность специалиста, создание новой психологии будущих работников;

— дуальная система обучения работников создает высокий уровень мотивации получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

— заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

— учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

— дуальная система обучения может обширно использоваться в профессиональном обучении России в ближайшие годы.

Принципиальными недостатками дуальная форма образования не обладает!

Дуальная форма образования за рубежом

Родоначальником системы дуального образования принято считать Германию. Её экономические успехи красноречиво свидетельствуют о ценности дуального обучения. По оценкам международного института мониторинга качества рабочей силы расположенного в Швейцарии, абсолютными лидерами по уровню квалификации кадров является Германия и некоторые страны еврозоны. В Германии более половины детей проходят через профессионально-техническое образование. В настоящее время насчитываются сотни профессий, которые можно изучить по дуальной системе, и этот список регулярно пополняется. Для молодого населения Германии дуальное обучение — это прекрасный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. За свой труд они получают денежное вознаграждение, а после окончания обучения — работу, к которой прекрасно подготовлены. Дуальная система дает возможность плавно войти в трудовую деятельность, без неизбежного для иных форм обучения стресса, вызванного нехваткой информации и некачественной практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять определенные трудовые обязанности, но и развивает навыки работы в коллективе, формируя социальную компетентность и ответственность.

Дуальная система дает возможность управлять собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Если раньше учениками в основном становились четырнадцатилетние подростки, то сейчас в большинстве случаев это достаточно зрелые молодые люди, имеющие хорошую базу знаний. Каждый шестой ученик имеет аттестат о полном среднем образовании, который позволяет поступить в вуз, но они все-таки предпочитают сначала получить профессию на предприятии. Никакое вузовское инженерное образование не может дать таких знаний производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важным для успешной карьеры.

Также в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят более 40 млрд евро ежегодно на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников. Эта сумма больше чем та, в какую государству обходится содержание вузов.

Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главной функцией государства остается координация и обеспечение законодательной базы.

На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении» (далее – закон) и «Ремесленное уложение», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Этот закон определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.). Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются сторонами тарифных переговоров, то есть организациями работодателей и работников наемного труда, и после вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Министерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.

Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании которого Министерства образования и науки ФРГ взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. На уровне федеральных земель действует Постоянная конференция их министров образования. Каждое из земельных министерств осуществляет контроль  за деятельностью всех профшкол на своей территории, разрабатывает типовые положения, отвечает за обеспечение их преподавательскими кадрами и за содержание учебных программ. Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.

Таким образом, в стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессионально-технической подготовки кадров.

В результате, в стране образовано единое образовательное пространство при сохранении возможности регионов решать свои специфические задачи в области профессионально-технической подготовки кадров.

В условиях высокого спроса у современных работодателей на квалифицированных рабочих появилась необходимость внедрения новых систем взаимодействия образовательных учреждений и предпринимателей.

Дуальная форма образования реализуемая через социальные партнерства показала свою высокую эффективность в разрешении кадрового вопроса.

 

Ее внедрение уже привело к росту конкурентоспособности российского образования на мировой арене, а также активному росту участия  работодателей на всех этапах разработки образовательных программ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.