Социально-педагогический проект “Родина героев”
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение
«Сиверский техникум-интернат бухгалтеров»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Социально-педагогический проект по
гражданско-патриотическому воспитанию студентов
«Родина героев»
Авторы проекта:
Соловьёв Д.А. –преподаватель истории и обществознания;
Бреус А.М – преподаватель информатики.
Место нахождения ОУ:
Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Сиверский,
Республиканский проспект 72
Краткая аннотация проекта
Социально-педагогический проект «Родина героев» адресован студентам ФКПОУ «СТИБ», рассчитан на реализацию в течение двух учебных лет (2019/2020 и 2020/2021), предполагает реализацию досуговых мероприятий гражданско-патриотической тематики, волонтерских акций, самостоятельную проектную деятельность участников проекта. Базой реализации проекта является ФКПОУ «СТИБ». Проект «Родина героев» реализуется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с проектом «Эстафета поколений – Эстафета памяти» политехнического факультета ГИЭФПТ, проектом «Аллея Российской Славы», реализуемым Российским военно-историческим обществом и с Сиверским советом ветеранов.
Актуальность проекта
На сегодняшний день вопросам патриотического воспитания уделяется достаточно много внимания. Особое, историческое звучание тема приобретает в год празднования 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Современный уровень развития педагогической науки предполагает комплексный, междисциплинарный подход к формированию активной гражданско-патриотической позиции молодежи. Данный проект является результатом сотрудничества ФКПОУ «СТИБ» и других образовательных и общественных организаций, накопивших значительный опыт работы по формированию у учащихся патриотических чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую, творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать содержательную, познавательную насыщенность патриотического воспитания студентов, используя для этого разнообразные условия, пути, формы и методы педагогического воздействия через включение в социальную, природоохранную, поисковую деятельность общественных объединений.
Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни. Тенденция патриотического воспитания и развития исторического образования требует активной внеаудиторной работы через создание условий, направленных на постижение патриотических и общечеловеческих ценностей, основ отечественной и мировой истории, раскрывающих целостную картину мира, и личностно-значимое его осмысление студентами техникума. Поэтому возникает необходимость в разработке условий патриотического воспитания через включение в общественную и волонтерскую деятельность как фактор интенсивного развития личности студента, самообогащения его внутренних резервов, приобщения к отечественному историческому и культурному наследию.
Проблема исследования — разработать, проверить и определить педагогические условия использования возможностей общественной деятельности как средства патриотического воспитания студентов.
Цель проекта – формирование активной гражданско-патриотической позиции студентов через включение его в различные социально значимые виды деятельности (волонтерскую, природоохранную, творческую, познавательную и т. д.).
Задачи проекта:
- Создание условий для осмысления студентом общественной деятельности как служения на благо Отечества;
- Формирование осознанного отношения к будущему России и ответственности за её судьбу;
- Воспитание чувства уважения к своей Родине, её символике и героическому прошлому;
- Ознакомление с памятниками истории времен Великой Отечественной войны на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- Развитие гражданской культуры и навыков общественно-полезной деятельности как неотъемлемой части гражданственности и социализации личности;
- Развитие гармоничных отношений человека и природы, формирование потребности бережного отношения к природе;
- Создание условий для оздоровления студентов, приобщение к здоровому образу жизни;
- Развитие культуры межличностных отношений;
- Реализация творческого потенциала студентов.
Таким образом, основная идея проекта предполагает осмысление студентами патриотизма как служения на благо Отечества. Идея реализовывается через включение студента в социально значимые виды деятельности на основе личной сопричастности человека к судьбе Родины (сохранение, восстановление и посильный уход за памятниками истории, встречи с участниками Великой Отечественной войны, природоохранная деятельность).
Новизна проекта:
- Комплексность воспитательной работы, включающей в себя патриотическое, трудовое и экологическое воспитание;
- Общественная деятельность рассматривается в первую очередь как метод воспитательной работы;
- Воспитание патриотизма на основе концепции трехмерного культурного пространства (малая Родина, Россия, общемировое культурное пространство).
- Воспитание патриотизма посредством общения с представителями различных возрастных групп (ветераны, научные сотрудники, работники музеев, педагогический состав).
Принципы отбора содержания и способов реализации проекта:
- Принцип интеграции знаний из различных областей науки;
- Принцип учета возрастных особенностей и ограниченных возможностей здоровья студентов;
- Принцип творческого взаимодействия студентов и преподавателей в процессе реализации проекта.
Основное содержание проекта
Проект реализуется по двум направлениям, образующим блоки: воспитательный и образовательный.
Образовательный блок | Воспитательный блок |
Военно-исторический модуль | Социальные ценности |
Эколого-туристический модуль | Экологические ценности |
Художественный модуль | Нравственно-культурные ценности |
Рационально-познавательные ценности | |
Индивидуально-значимые ценности |
Образовательный блок.
Военно-исторический модуль
Задачи:
- Знакомство со славным историческим прошлым России,
- Знакомство с историческими событиями Великой Отечественной войны, происходившими на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и гп. Сиверский.
Содержание:
- Базовые знания по военной истории России (история армии и флота России, личности известных русских и советских полководцев).
- Исторические события на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и гп. Сиверский (исторические памятники, события Великой Отечественной войны на территории региона).
Способы реализации:
- Аудиторные занятия по истории в рамках УП
- Экскурсии
- Тематические вечера
- Деятельность по уходу и сохранению исторических памятников
Эколого-туристический модуль
Задачи:
- Ознакомление с предметом, целями и задачами экологии; знакомство с экосистемой региона
- Получение практических умений и навыков деятельности в области экологии
Содержание:
- Общие знания по экологии (классическая экология, социальная экология, экология человека)
- Знакомство с природой Ленинградской области
Способы реализации:
- Экологические часы в рамках УП
- Экскурсии
- Природоохранная деятельность
Художественный модуль
Задачи:
- Приобщение студентов к традиционной русской художественной культуре
- Знакомство с памятниками культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Способы реализации:
- Экскурсии
- Творческие конкурсы
Воспитательный блок
Блок опирается на пять полюсов ценностей, актуальных сегодня:
- Социальные ценности. Родина как место, где родился человек и познал счастье. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Содействие благу Родины как элемент гражданственности. Трудовая деятельность как служение на благо Отечества. Труд как помощь другому человеку. Общественная работа как часть социализации человека. Поступок отдельного человека в контексте исторического развития. Правовая культура.
- Экологические ценности. Природа как совокупность естественных условий жизни человека. Единство и гармония природы. Растительный и животный мир. Гармония отношений человека и природы. Природа как источник эстетического наслаждения. Красота природы Ленинградской области. Природа и человек в современных условиях. Забота о природе родного края.
- Нравственно-культурные ценности. Добро, творчество и красота как составляющие достойной жизни человека. Добро как социальное творчество на благо других людей. Память человечества о подвигах героев. Безымянные герои и дань уважения им. Творчество как созидание прекрасного. Духовная и художественная культура. Культура поведения человека. Самооценка человека с позиции добра, творчества, красоты.
- Рационально-познавательные ценности. Жизнь как поиск истины. Познание как часть человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Ценностное отношение к знаниям. Широкий кругозор. Традиции, нравы и обычаи России. История России. Применение знаний, интеллекта на практике.
- Индивидуально-значимые ценности. Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу других и созидать. Человек и многообразие его творческих увлечений: спортивных, художественных, познавательных. Здоровье человека, индивидуальная гигиена. Человеческое достоинство. Защита человеческого достоинства. Уникальность каждого отдельного человека. Самовоспитание. Позитивная «Я-концепция».
Задачи:
- Социализация, становление подростка как субъекта социальной жизни через приобщение к общественной и природоохранной деятельности
- Формирование добросовестного отношения к учёбе
- Формирование осознанной нравственной позиции по отношению к Родине
- Создание условий для духовного и физического самосовершенствования студентов
- Формирование потребности в получении новых знаний и дальнейшем их применении в практической деятельности
- Осознание студентом гармоничных отношений человека и природы
- Формирование эстетических вкусов
В ходе реализации данного блока решаются основные воспитательные задачи путем включения студентов в различные виды деятельности:
- Разработка и реализация студентами индивидуальных и коллективных проектов
- Спортивные соревнования, игры, тренинги на развитие межличностных отношений, творческие и интеллектуальные конкурсы
- Волонтерская и общественная деятельность
- Образ жизни техникума (режим дня, свод правил поведения, традиций)
- Студенческое самоуправление
- Ролевые и деловые игры, квесты военно-исторической и социальной направленности
- Экскурсии, посещение концертов и праздников патриотической направленности
- Тематические огоньки.
Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект
Студенты осознают себя патриотами и гражданами России, приобретают опыт социально-значимой деятельности и получают новое знание в области истории, экологии и краеведения.
Методы диагностики результатов проекта:
- Анкетирование (в начале проекта, текущее и в итоговый период).
- Мониторинг усвоения образовательного блока.
- Анализ педагогических ситуаций.
- Анализ проведенных дел.
- Наблюдение за характером межличностных отношений.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Качественные параметры:
- Умение соотносить свои поступки с делами и поступками защитников Отечества.
- Умение и готовность помогать нуждающимся.
- Умение быть организатором общественных дел.
- Умение брать на себя ответственность.
- Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе.
- Умение добывать новые знания, выполнять и презентовать проектную деятельность.
Количественные параметры:
- Охват студентов техникума деятельностью в рамках проекта.
- Количество мероприятий, проведенных в рамках проекта.
- Количество подготовленных и представленных проектов.
- Процент участия студентов в массовых мероприятиях проекта.
Ресурсы
- Временные: срок реализации проекта – 2 учебных года (2019/20 и 2020/21).
- Информационные: методические пособия, научные работы по гражданско-патриотическому воспитанию, интернет-ресурсы.
- Кадровые: педагогический коллектив техникума.
- Материально-технические: материально-техническая база ФКПОУ «СТИБ».
Сроки и этапы реализации проекта «Родина Героев»
Проект рассчитан на реализацию в период с 01.09.2019 по 31.08.2021.
Этапы реализации:
I этап: проектный (сентябрь 2019 – ноябрь 2019)
Цель: подготовка условий реализации проекта.
Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программу проекта и перечень мероприятий.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап: практический (декабрь 2019 – май 2021)
Цель: реализация программы проекта.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, мероприятия, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Разработать методические рекомендации по реализации блоков и модулей проекта.
- Расширять и укреплять связи и отношения с образовательными учреждениями, общественными организациями, местными органами власти.
- Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации.
- Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический (июнь 2021 – август 2021)
Цель: анализ итогов реализации.
Задачи:
- Обобщить результаты работы.
- Провести коррекцию затруднений в реализации.
- Спланировать работу на следующий период.
План реализации практического этапа проекта
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Посещение музеев боевой славы гатчинского района, Ленинградской области. | 2019 – 2020 гг. | Соловьёв Д.А. Бреус М.А. |
Проведение экскурсий по маршруту «Дорогой памяти юных героев» - ж/д вокзал, Строганов мост, братская могила у ККЦ «Юбилейный», ул. Саши Никифорова, Рождествено, Дружноселье, Лампово. | 2019 – 2020 гг. | Соловьёв Д.А. Бреус М.А. |
Исторический квест-поход по местам памяти героев великой отечественной войны п. Сиверский. | Сентябрь 2020 г. | Соловьёв Д.А. |
Работы по уходу за зелёными насаждениями в парке «Строганов мост». | 2019 – 2020 гг. | Соловьёв Д.А. Бреус М.А. |
Посещение мемориальных комплексов – «Синявинские высоты», «Невский пятачок», музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». | 2019 – 2020 гг. | Бреус М.А. |
Посещение мемориального захоронения в селе Рождествено. » (место массовых расстрелов в период оккупации) | 2019 – 2020 гг. | Бреус М.А. |
Помощь в благоустройстве мемориального парка «Строгонов мост» (место массовых расстрелов в период оккупации) | 2019 – 2020 гг. | Соловьёв Д.А. |
Встреча с руководителем филиала петербургского проекта «Аллея Российской Славы» Виталием Шияном. | 19 июня 2020 г. | Соловьёв Д.А. Бреус М.А. |
Перспективы дальнейшего развития проекта
- Проект может стать основой для осмысления и выработки программы действий по созданию стройной системы гражданско-патриотического воспитания студентов в ФКПОУ «СТИБ».
- Накопленный материал позволит создать банк студенческих проектов по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Возможность распространения опыта на другие образовательные учреждения.