Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » История » Конспекты уроков

Автор: Литовченко Александр Иванович
Учебное заведение: ГБОУ школа №13 г-к Анапа
Краткое описание работы: Эпоха с конца XVI по начало XVII века в русской истории получила название Смута или Смутное время. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Григорием Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция.Семинар-портрет "Смута: времена и лица" поможет учащимся определить основные причины Смутного времени и пути выхода из кризиса.

Дата публикации: 2017-01-07 Смута: времена и лица Литовченко Александр Иванович ГБОУ школа №13 г-к Анапа Эпоха с конца XVI по начало XVII века в русской истории получила название Смута или Смутное время. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Григорием Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция. Семинар-портрет "Смута: времена и лица" поможет учащимся определить основные причины Смутного времени и пути выхода из кризиса.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...

Смута: времена и лица

План – конспект открытого урока

учителя (преподавателя) истории Литовченко Александра Ивановича

 

Предмет:  История

Тема: «Смута: времена и лица»

Эпиграф: Чтоб ты жил в эпоху перемен!

Китайский афоризм

Курс: 1

Группа: ЖКХ 11-16

Дата проведения: 9 ноября 2016 года

Время:  10.20 – 11.05, 45 минут

Место проведения: аудитория 4 Б

Тип урока: семинар-«портрет»

Технологии: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.

Цели:

Образовательные

– актуализировать знания учащихся по истории России начала XVII века, создать как общую картину Смутного времени с точки зрения человека современной эпохи, так и индивидуальные портреты основных действующих лиц периода Смуты; 

– закрепить умения по применению ресурсов глобальной сети Интернет (поисковые системы, Web-сайты) для решения поставленных учебных задач.

Воспитательные

– воспитание интереса и уважения к отечественной истории; 

– воспитание коммуникативных качеств личности;

– воспитание критического, самостоятельного мышления при оценке изучаемых событий.

Развивающие

– развитие навыков творческого, нестандартного мышления;

– развитие коммуникативных навыков работы в группах и парах;

– развитие навыков работы с компьютерными программами и IT-технологиями; 

– развитие учебно-информационных умений (работа с документом, текстом, иллюстрациями); 

Задачи:

– изучить причины и сущность Смутного времени, дать характеристику главным действующим лицам этого периода отечественной истории.

– завершить текстовое и графическое наполнение компьютерной презентации «Смута: времена и лица» с помощью программы Power Point;

– создать и разместить в сети Интернет текстовой материал и фотоотчет с урока.

Планируемый результат:

1. Учащиеся приобретут навыки работы в группе, умение отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к позиции оппонента, навыки самостоятельного поиска информации; рассмотрят исторические, публицистические и иные источники по проблеме.

2. Использование конкретно-исторического подхода позволит учащимся отобрать те факты, которые служили бы доказательством их позиции.

3. Учащиеся приобретут навыки работы с современной информационной техникой и программным обеспечением.

Средства обучения:

– поисковые системы, Web-сайты сети Интернет;

– авторская презентация «Смута: времена и лица»;

– учебник: Артемов В.В., История, ч.1, п. 18, с. 123-125 — М., Академия, 2015.

ТСО: 

– мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, цифровой фотоаппарат Canon.

Программное обеспечение:

– программа Power Point;

– программа Adobe Photoshop.

Межпредметные связи: с информатикой (применение ресурсов сети Интернет (поисковые системы, Web-сайты) для подготовки к уроку, подготовка и редактирование презентации в программе Power Point, обработка фотографий в программе Adobe Photoshop) и русским языком (этимология слов).

 

Подготовительный этап: группа получает опережающее задание: тему занятия, вопросы для выступлений и обсуждения, адреса рекомендуемых Интернет-ресурсов, производится определение персонального состава выступающих на семинаре на основе личных предпочтений и способностей учащихся. Задействовано 100% учащихся. За неделю до семинара для группы проводится консультация.

Ход урока

 

Оргмомент.

 

На интерактивной доске тема занятия (слайд №1).

 

Спикер (учитель):

– Совсем недавно наша страна отметила праздник – День народного единства. С каким историческим событием связано его празднование? (Освобождение Москвы от польских захватчиков) (слайд №2).

 

– Совершенно верно. Этот день является ярким символом единства нашего народа перед лицом внешней агрессии. Но путь к победному дню был совсем не прост (слайд №3).

 

Эпоха с конца XVI по начало XVII века в русской истории получила название Смута или Смутное время. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Григорием Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция.

 

Со временем в среде ученых-историков сформировалось и определение Смутного времени (слайд №4). Запишем его в конспект.

 

Смутное время продолжалось с 1598 по 1613 годы (слайд №5). Почему историками выбраны именно эти даты, мы узнаем в ближайшие полчаса.

Причины наступления Смутного времени в разное время трактовались по разному (слайд №6). Первые русские историки В.Н.Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте «безумную распрю знатных шляхецких родов», «буйство народное», «разврат русских людей от черни до вельмож», «бунт безумный и беспощадный».

Современные исследователи дают иную трактовку причин Смуты(слайд №7):

– Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти;

– Стремление всех социальных групп улучшить свое положение любыми путями.

– Почему существует подобное различие в подходах? (Первые русские историки жили и работали в эпоху самодержавия, при этом любые решения и действия правителя считались изначально правильными и неоспоримыми.  Поэтому обвинение царя в умышленном причинении зла своему народу было невозможно (цензура)).

– Период смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном Грозным (1533–1584) своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (слайд №8) (Выступление студента, портрет Федора Ивановича).

– Смерть бездетного царя Федора Ивановича позволила прийти к власти Борису Годунову, правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр (слайд №9) (Выступление студента, портрет Бориса Годунова).

– К внутренним причинам Смуты добавились внешние:  Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием, стало подарком королю Речи Посполитой Сигизмунду III, поддержавшему самозванца (Выступление студента, портрет Лжедмитрия 1).

– После убийства Лжедмитрия 1 царский трон занял Василий Шуйский (слайд №10) (Выступление студента, портрет Василия Шуйского).

– Одновременно с Василием Шуйским на русский престол нашелся еще один претендент – Лжедмитрий 2 (слайд №11) (Выступление студента, портрет Лжедмитрия 2).

– В июле 1610 года Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к «Семибоярщине», в Москву вступили польские войска(слайд №12)  (Выступление студента, портрет Семибоярщины).

– Воспользовавшись временной слабостью России, польским и шведским интервентам удалось добиться значительных успехов. Обратим внимание на карту (слайд №13). По ней видно, что весь центр и северо-запад  страны полыхал пожаром интервенции и гражданской войны. Россия оказалась на грани полного распада.

Для спасения Родины было организовано 1 ополчение (слайд №14) (Выступление студента, портрет 1 ополчения).

– Первому ополчению освободить Москву не удалось. Осенью 1611 года по инициативе Минина и приглашенного им Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение (Выступление студента, портрет 2 ополчения).

– В 1613 году Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, Смутное время завершилось (слайд №15) (Выступление студента, портрет Михаила Романова).

Завершающий этап занятия, вопросы на развитие логического мышления (индивидуальные, на оценку):

1. Можно ли считать Смуту специфическим явлением 17 века? (слайд №16).

– Нет, напр., гражданская война в России начала 20 века.

2. Почему на сегодня не осталось ни одного следственного документа времен Смуты? (слайд №17).

– Практически все знатные фамилии России запятнали свое имя в Смутное время. Для сохранения тайны документы умышленно уничтожались.

_____________________________________________________________________________

Переключение внимания:

Как добывались следственные доказательства и формировались судебные документы во времена Смуты – этимология слов Доподлинная правда; Подлинная правда; Истинная правда в качестве элемента межпредметной связи (русский язык). (Выступление спикера).

_____________________________________________________________________________

3. Почему Земский Собор 1613 года выбрал царём Михаила Романова? (слайд №18). Влияние Фёдора Никитича Романова (Патриарха Филарета) (слайд №19). (Выступление спикера, портрет Федора Романова).

– Вопросы для закрепления, заполнение таблицы «Правители Смутного времени» (слайд №20). Слева направо: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский.

– Словарь терминов, предлагаемых для записи в конспект – выбрать один вариант из трех предложенных) (слайд №21). Записываем термин «Самозванство».

– События Смуты, предлагаемые для записи в конспект – выбрать два пункта из таблицы (слайд №22). Выбираем пункты 10 – 11, записываем в конспекты.

– Выделить основной итог Смуты из трех предложенных (слайд №23). Выбираем «Сохранение государства, воцарение новой династии Романовых (1613 – 1917гг.)».

Заключительное слово спикера:

– Так закончился очередной темный период нашей истории. Не первый и, к сожалению, не последний. Только благодаря совместным усилиям россияне смогли сохранить свое единство, свою веру и свою страну. И в этом – главный урок Смуты.

Дома (слайд №24):

 

Онлайн: сайт http://school-teacher.online/

 

Учебник: Артемов В.В., История, ч.1, п. 27-28, с. 171-183 — М., Академия, 2015.

 

Рефлексия (слайд №25):

o    сегодня я узнал…

o    я понял, что…

o    я научился…

o    я смог…

o    было интересно узнать, что…

 

o    меня удивило…


Просмотреть свитедельство о публикации


История, Конспекты уроков 10 класс, Открытые уроки.

Post navigation

Маркетинг и реклама
Координаты вектора

История

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022