Сложение с переходом через десяток
Иванова Л.С. МОУ «СОШ№ 62» г.Магнитогорск
Тема: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Цель урока: познакомить с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Ход урока.
1. Включение в учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте
Ни минуты не теряйте.
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать!
Учитель: Ребята, о чём мы должны помнить, работая на уроке?
Ученик: Слушать, запоминать, ни минуты не терять, всё понять, внимательно считать!
2. Актуализация знаний.
Устный счёт.
1. Счёт от 20 и обратно.
2. Назовите число, которое следует за числом 12, 15.
3. Назовите число, которое стоит перед числом 11, 17.
4. Назовите соседей числа 10,14.
5. Назовите число. Которое стоит между 12 и 14, 15 и 17.
Учитель: Ребята, к нам на урок сегодня пришёл Ёжик. Он принёс ряд чисел: 7,6,5,9,10,13,18.
Давайте поможем Ёжику исследовать числовой ряд и найдём лишнее число. (10)
Почему число 10 лишнее? (Здесь представлены однозначные и двузначные числа, а 10 – это круглый десяток.)
Учитель: А теперь Ёжик предлагает поиграть в игру «Дополни до 10».
Однозначные числа дополняем до 10: 7+3; 6+4; 5+5; 9+1.
Учитель: Наш друг Ёжик хочет иметь свой домик. Давайте узнаем, в каком домике он поселится. (домики на листочках).
Домик №3,№4,№5,№6,№7,№8,№9.
Учитель: Молодцы, ребята! Ёжик очень доволен вашей работой. А сейчас он предлагает решить задачи.
Задача №1. Ёжик собрал 6 подберёзовиков , а боровиков на 4 больше. Сколько боровиков он собрал?
Задача №2.
Ёжик принёс домой 6 подберёзовиков и 10 боровиков. Сколько всего грибов он принёс домой?
Учитель: а теперь помогите Ёжику оценить свою работу при помощи смайликов.
3. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ёжик просит у вас помощи. Помогите ему решить примеры.
10-6, 1+9, 16-10, 5+3, 15+1, 7+4.
Учитель: А как вы сосчитали?
Сосчитать вы смогли, но объяснить , как считали, не можете. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
Ученик: мы будем учиться решать такие примеры.
Учитель: тема урока «Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток».
Знать: правила сложения чисел с переходом через десяток.
Уметь: применяя правило, решать примеры на сложение чисел с переходом через десяток.
4. Работа по теме урока.
1. Решение примеров вида 7 + 4.
Учитель: Возьмём 7 красных кружков, прибавим 4 синих кружка. Но сразу 4 прибавить трудно, будем 4 прибавлять по частям.
Сколько синих кружков надо добавить к красным, чтобы получилось 10? (3)
Сколько получилось кружков? (10)
Сколько осталось прибавить кружков? (1)
Сколько получится , если к 10 прибавить 1? (11)
Значит, 7 + 4 = 11
Учитель: запишем решение 7 + 4 = 11 7 + 3 +1 = 11
Учитель: а теперь проверим, правильно ли мы считали. В этом нам поможет наш помощник – Компьютер. (объяснение по компьютеру).
2. Работа по учебнику.
Учитель: А теперь потренируемся решать такие примеры. Откройте учебник на странице 64. Решим примеры №1.
8 +4 (устно), 6 + 5, 9 + 2 (у доски).
Учитель: итак, давайте повторим правило сложения чисел с переходом через десяток.
Оцените свою работу при помощи смайликов.
5. Физкультминутка (на компьютере).
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: продолжаем работать дальше. Ёжик просит помочь вас решать задачу №3. Прочитаем задачу вслух.
О ком говорится в задаче? (О Саше, который получал баллы за упражнения).
Что известно? (за упражнения на кольцах он получил 10 баллов).
Известно ли, сколько баллов он получил за упражнения на турнике? (неизвестно, но сказано, что на 1 балл меньше).
Что надо узнать в задаче?
Можем ли мы ответить на этот вопрос?
Кто может решить задачу?
Сколько баллов получил Саша за упражнения на турнике?
Как узнали?
Запишите задачу в тетрадь и проверьте друг у друга.
Краткая запись: на кольцах – 10 б.
На турнике - ? на 1 балл меньше.
Учитель: Молодцы, оцените свою работу при помощи смайликов.
7. Физкультминутка. (для глаз).
8. Рефлексия.
Итак, какая тема сегодняшнего урока?
Что мы узнали? А теперь, проверим, как вы научились решать примеры. Наш помощник Компьютер предлагает вам задание. (работа на индивидуальных компьютерах).
9. Итог урока.
Чему научились новому на уроке? Оцените свою работу на уроке.
Наш друг Ёжик , собираясь уходить к себе в лес , хочет поиграть с вами в игру «День – ночь».
Ночь: 19 -9 -4 +2 -3 =5
День: сколько получилось? (5)
Что вы знаете о числе пять?
А ещё 5 – это самая лучшая оценка для детей, которые слушают, запоминают, внимательно считают и друг другу помогают.